Крепкий орешек — технологическое сумасшествие

 
4523
10 июля 2007 в 21:27
Источник: Александр Стельмах
Источник: Александр Стельмах

Мы возвращаемся к нашей несколько забытой традиции публикации статей, освещающих компьютеры и телефоны в фильмах.

Время от времени голливудская Фабрика грез выдает страждущим зрителям очередной мегаблокбастер, завязанный на разного рода технологических штучках и фобиях. Как это часто бывает, технологический восторг голливудских продюсеров не очень совпадает с суровой действительностью, а это означает, что технологический блокбастер оказывается едва ли не технологической комедией.

В основе сценария фильма «Крепкий орешек 4» лежит статья журнала Wired, которая вышла еще в мае 1997 года. Статья, озаглавленная «Farewell to Arms» («Прощай, оружие») рассказывала о новой концепции военных действий. По мнению автора, в новой войне обычное оружие уступит почетное место кибертерроризму и разного рода хакерам. Статья описывала интересную ролевую игру, в которую действительно были вовлечены сотрудники всех заинтересованных ведомств (ЦРУ, ФБР, Совета по национальной безопасности и Министерства обороны). Команда должна была среагировать на гипотетические неприятности национального масштаба. После атаки террористов нарушена связь в штате Джорджия, из-за взлома в сети компании Amtrak два поезда столкнулись лоб в лоб, а в аэропорту Лос-Анджелеса не работает диспетчерская служба. Дальше — хуже: отрубаются электросети в нескольких штатах, водопровод в Денвере и, наконец, тотальное отключение спутников и всей инфраструктуры, которая делает США уязвимыми. Статья была щедро приправлена откровениями бывших «силовиков» («Мы более уязвимы, чем любая другая страна в мире», — бывший директор Агентства национальной безопасности) и рассказами о том, что у Саддама Хуссейна в распоряжении были чудовищные и беспощадные болгарские хакеры, который готовы были проникнуть во все сети. Саддаму это не очень помогло.

Автор идеи фильма «Крепкий орешек», прочитав статью, понял, что для детектива Джона МакКейна (на фото) в такой ситуации будет уйма работы, и засел писать сценарий. Но вот незадача, теракты 11 сентября 2001 года показали, что Мохаммед Атта сотоварищи, гораздо увереннее себя чувствуют за штурвалом Boeing, чем за клавиатурой компьютера и проект пришлось отложить до лучших времен. По прошествии нескольких лет база для создателей фильма стала еще более насыщенной: после 9/11 было создано целое новое министерство внутренней безопасности, а деньги налогоплательщиков, подгоняемые Законом о патриотизме (PATRIOT Act) щедро потекли на нужды разного рода создателей сетей для федеральных заказчиков. Далеко не все эти сети вообще заработали: ФБР потратило пять лет и $600 млн. на несовершенную компьютерную систему, которая разрабатывалась компанией SAIC. Сердце системы — среда Virtual Case File, представлявшая собой виртуальный архив всех документов ФБР была, мягко говоря, непригодна для использования. ФБР сменило подрядчика (им стал Lockheed Martin) и заказала за $425 млн. новую систему — Sentinel.

На фоне классического осваивания бюджета американскими спецслужбами, в обществе вновь возникли разного рода компьютерные фобии. Как и в 1997 году, все большему количеству американцев кажется, что их жизнь чрезвычайно компьютеризирована, а всяческие злоумышленники в борьбе с Большой сатаной (с малой они, вроде как, уже дружат) в один момент сломают сеть, обрушив акции на Фондовой бирже на Уол-стрит (надо полагать котировки на высокотехнологичной NASDAQ рухнут сами), выключат электричество по всему северо-востоку США, «отрубят» компьютеры диспетчеров авиатрафика и призовут четырех всадников Апокалипсиса, не иначе.

Гаснет свет, и на сцену выходит Джон МакКлейн — неистребимый полицейский с поредевшей шевелюрой (по сравнению со славными временами сражений на вершине Nakatomi Plaza в первом «орешке»), которому приказано доставить молодого хакера Мэттью Фаррелла («Привет, я Мак!») аж в само ФБР. Фаррелл невольно помог команде бывшего «Главы программистов при министерстве обороны» в их злодеяниях и только он может остановить надвигающийся хаос. Как не трудно догадаться, главный программист обижен на несправедливое увольнение — он попытался доказать высоким фуражкам Минобороны, что компьютерные сети страны чрезвычайно уязвимы. Используя знакомую приманку, продюсеры зазывают зрителя в зону тотальной технологической бессмысленности: правдивости в фильме еще меньше, чем в опусах Лукаса.

 

Для начала, несколько компьютерных ляпов — как видно на экране дисплея (это, кстати Apple Cinema, специально для Фаррелла-макинтоша), хакер вводит в командную строку: scp [*.fyx][202.218.154.52 ]:[E:cly]. В параметрах scp (secure copy — стандартная команда для систем семейства Unix) не бывает квадратных скобок… но они встречаются в «мануалах» по scp. По всей видимости, был сделан неумело приукрашенный копи-пейст из учебника. Этот IP-адрес еще и невнимательно набирается — в одном месте не хватает первой двойки. К слову, все остальные IP-адреса, применяемые в фильме, относятся к локальным сетям, даже если этих локальных сетей по сюжету нет.

После того, как террористы хакнули все на свете, становится еще веселее.

Бравый МакКлейн пытается набрать номер заместителя директора ФБР Боумана. При этом на его Nokia E62 нет сигнала, но вокруг люди преспокойно разговаривают по телефону. Отсутствие связи с Cingular ничуть не смущает бравого полицейского, но останавливает Джона лишь замечание Фаррелла о том, «террористы хакнули сеть и нас могут проследить». МакКлейн избавляется от компрометирующего телефона и отбирает у прохожего аппарат Nokia 9300i.

Прохожий был непростым. У него оказался фантастический сотовый аппарат. Когда телефоны перестали функционировать, Фаррелл-макинтош заявил что «не работает сеть, я сейчас перепрограммирую и подключюсь к старой системе связи, хакеры часто так делают». Какая-такая «старая сеть»? D-AMPS действительно до сих пор работает в Вашингтоне, но подключиться к ней с 9300i невозможно. Базовой сетью общего пользования для спецслужб США является инфраструктура Nextel — именно iDEN-сеть будет использоваться министерством обороны в случае экстренной ситуации. Но для нее нужны iDEN-телефоны, которые почти эксклюзивною производятся Motorola.

Процесс перепрограммирования у хакера занимает ровно три секунды — он всего лишь достает из рюкзака какой-то шнурок.

При этом, одновременно с подключением к «старой сети», хакер устанавливает связь со спутником из пункта меню SAT COMM LINK, который находится в разделе Office. «Ты все это знаешь!?», — восклицает Джон. «Не все, так мелочи», — отвечает скромный хакер. Еще через три секунды, прямо на экран телефона загружается карта местности с Восточным энергоузлом. Маркетологи Nokia бьются в истерике: они никогда не продадут Nokia E90 на фоне такого мега-телефона.

Промотаем вперед: хакер добрался до компьютера в этом самом энергоузле и формирует «ответный удар». «Бомбят спамом», — восклицает злоумышленник, когда на его компьютер сыплются злостные попапы.

 

Чуть позже в дело пошла Nokia N90 — на этот раз без недокументированных функций.

Как оказалось, опальный главный программист затевал всю эту беготню с единственной целью: преступно завладеть капиталом всех банков США.

Это, к слову, единственный портативный аппарат в фильме, который не является Nokia.

Судя по этому скриншоту, у Миддлтона (надо полагать, в Висконсине — самый крупный Миддлтон в США) аж три Федеральных резервных банка или с одного банка сразу три раза скачивают базы данных. Впрочем, какая разница? В Миддлтоне нет ни резервного банка, ни его филиала.

В этой машине санитарных служб злоумышленники наслаждаются невиданной скоростью беспроводного интернета — судя по всему HSPDA или EV-DO (Verizon еще не успел включить EV-DO Rev.A). Но вот незадача: сотовые сети были ими же и отключены. Управляют ребята, кстати, самолетом F-35 Lightning II.

Итак, стоит признать — в целом вменяемая статья Wired в варианте «Крепкого орешка» превратилась в настоящую комедию. Создатели безбожно манипулируют общественным американским сознанием и дурят голову, телефоны 9300i устанавливают связь с космосом, а пионер  ломает любую сеть за три секунды.

Кинематографического изящества фильм с огромным количеством мордобоя, уничтоженной техники и элементов экшна в стиле «убить-их-всех-и-освободить-заложников» в глазах среднего пользователя, конечно, не теряет. Однако хотелось бы, чтобы Голливуд более ответственно подходил к воссозданию хакерских и технологических штучек — благо есть пример «Матрицы», где хакеры по настоящему работали в Linux’е и запускали реальные эксплоиты.

Помимо автора, над материалом работали: Олег Придюк и Антон Васильев.