Оператор третьего поколения «Телесистемы Украины» совместно с компанией Huawei организовал пресс-тур в главный офис последней в Китае. В программу тура входило посещение центра исследований и разработок в Пекине, а также штаб-квартиры в Шеньчжене.
Пекин — столица Китайской Народной Республики. Город с населением 14 миллионов человек по праву считается центром инновационных технологий. Именно в Пекине разрабатываются новые высокотехнологичные устройства, которые потом производят в других частях Китая и экспортируют за рубеж. Поэтому идеальным местом для размещения научно-исследовательского центра оказался именно этот мегаполис.
Внутри офиса Huawei пользоваться фотокамерой, видео- и аудиозаписывающими устройствами нельзя. Это своего рода защита от агентов, засланных конкурентами. Работникам компании на территории центра даже запрещено пользоваться мобильными телефонами. RDC похож на комнату системного администратора или серверную. В стеллажах, которые стоят практически во всех комнатах, расположены серверы, которые обеспечивают передачу информации внутри здания центра. Над потолком огромными пучками висят провода, которые даже не спрятаны в короба. Во многих помещениях стоят компьютеры. Небольшую часть исследовательского центра занимают комнаты для обсуждений, в которых сотрудники Huawei докладывают о результатах своей работы. В RDC есть выставочные залы, в которых установлены разработки компании. Здесь нам удалось наконец-то протестировать услугу видеоконференции, которую с нетерпением уже не первый год ждет Украина. Первое впечатление — не очень. Два телефона, которые стоят рядом и оснащены камерами, уже дают небольшую задержку. Сложно представить, какая задержка будет в случае, если два человека захотят организовать видеовызов, и расстояние между ними будет в несколько тысяч километров (учитывая размеры нашей необъятной страны, это вполне возможно). Также мы получили возможность опробовать IP-телефоны с видеовызовом. Результат остался прежним.
Завершая часть материала про RDC, не можем не отметить тот факт, что более 40% сотрудников компании занимаются именно исследованиями. Подобные центры открыты в Индии, России, США и Швеции. На территории Китая таких лабораторий четыре.
Главный офис (или как его принято называть внутри компании — штаб-квартира) находится в городе Шеньчжень. Этот населенный пункт расположен на юге страны, в 130 километрах от Гонконга. Площадь штаб-квартиры впечатляет — 1.3 квадратных километра. Здесь уютно расположились четыре здания: административный центр (там работает порядка 6% сотрудников), научно-исследовательский центр (48% персонала компании), центр поставок (8%) и маркетинговый центр, который также работает с клиентами (38%). На сегодняшний день штат компании насчитывает порядка 40 тысяч сотрудников, которые рассредоточены по всему миру. К примеру, стабильную работу предприятия на территории СНГ обеспечивают более 1200 человек. Для их обучения и повышения уровня знаний в Москве был создан специальный центр. Как сообщил представитель Huawei Максим Якуц, организация аналогичного центра в Киеве пока не планируется.
В штаб-квартире Huawei мы ознакомились с эволюцией мобильных сетей и другими продуктами компании, а также смогли опробовать готовое решение, разработанное для офиса. На нем остановимся подробнее. Когда человек приходит в офис, он прикладывает свой чип к магнитному считывающему устройству. Система распознает имя и номер сотрудника, автоматически активирует стационарный телефон, расположенный на его столе, и параллельно с этим включает компьютер. На компьютере установлено специальное приложение (по аналогии с интернет-телефонией), с помощью которого можно звонить внутри офиса. Как только сотрудник покидает свое рабочее место, он деактивирует магнитный чип, и все звонки, поступающие на стационарный телефон, переадресовываются на его мобильный. Естественно, все это происходит автоматически. Таким образом, человек всегда остается в зоне доступа. В конце рабочего дня, когда работник уходит домой, система отключает его телефон и компьютер. Все звонки, которые поступают к нему на стационарный телефон после этого, переводятся на корпоративный автоответчик. Также в приложении к каждому компьютеру поставляется web-камера, с помощью которой можно разговаривать с коллегами из других отделов и комнат.
Еще одно интересное решение — возможность покупки билетов через сотовый телефон. Для этого необходим только мобильный терминал, который может принимать MMS-сообщения, и поддержка данной функции оператором. Реализация технологии следующая. На первом этапе нужно выйти в интернет и выбрать соответствующий раздел: это могут быть билеты в кино, на ж/д, авиа- и автотранспорт, а также на различные концерты. Для покупки билета необходимо выбрать в меню телефона конкретное действие (театр или кино, время и сеанс), затем нажать на клавишу «Заказать». На самом деле, это меню еще не русифицировано, поэтому о названии клавиши, которая отвечает за заказ билетов, можно только догадываться. Сразу же после того, как заказ был сделан, со счета телефона снимается определенная сумма денег, соответствующая цене билета. Если денег на счету недостаточно, операция не осуществится. Билеты приходят на телефон в качестве MMS со штрих-кодом. Придя в кинотеатр или на вокзал, вы сканируете полученный штрих-код специальным устройством, которое уже на месте печатает готовый билет.
Компания Huawei основана в 1988 году. Согласно исторической справке, первопроходцем в области мобильного оборудования была линейка GSM-коммутаторов, выпущенная в 1997 году. Однако основной упор был сделан на CDMA-сети. В настоящий момент Huawei является одним из лидеров по производству оборудования для CDMA450 (65% мирового рынка). Доля рынка сетей CDMA WLL составляет 68%. По данным исследовательского агентства Dittberner Associates, предприятие является ведущим поставщиком оборудования NGN — первое место по поставленным портам (28% рынка).
Как отметил вышеупомянутый представитель Huawei, наиболее приоритетным сейчас является рынок 3G, поскольку на нем можно реализовать различные инновационные сервисы. Чистая прибыль компании в 2002 году составила $2.67 млрд., в 2005-м — $8.2 млрд. Прогнозируемая прибыль в 2006 году — $11 млрд.
28 из 50 мировых операторов являются клиентами Huawei. Согласно политике компании, специалисты не стараются продать как можно больше оборудования. Они стремятся продавать готовые решение, адаптированные для работы в различных регионах. Например, в Китае на оборудовании Huawei работает один из самых крупных операторов — Sunday.
В стратегии развития предприятия можно выделить четыре пункта. Во-первых, перед тем как приступить к решению той или иной задачи, Huawei четко определяет потребности клиентов. Это позволяет наиболее точно решить задачу с поставкой оборудования. Во-вторых, в компании происходят постоянные преобразования системы менеджмента, которые позволяют быстро обслуживать клиентов. В-третьих, предприятие обеспечивает высокий уровень сервиса, который проявляется в работе с клиентами. В-четвертых, Huawei сотрудничает с другими телекоммуникационными компаниями, в частности имеет много совместных научно-исследовательских центров. В списке партнеров значатся такие бренды, как Motorola, Intel, Siemens, IBM. Десять процентов от чистой прибыли предприятие ежегодно инвестирует в разработки. В мире насчитывается уже более 100 представительств Huawei.
Компания Huawei официально присутствует в Украине с 2000 года. Именно тогда в Киеве было открыто украинское представительство всемирного гиганта, где на сегодняшний день работает порядка 100 человек. Оборудование Huawei установлено у самых крупных игроков местного телекоммуникационного рынка — компаний UMC, «Киевстар», «Украинские Радиосистемы» (ТМ Beeline), «Голден Телеком», «CST-Инвест» (CDMA-оператор), «Велтон Телеком» и «Телесистемы Украины».
Тремя самыми перспективными направлениями украинское представительство Huawei считает 3G-рынок, сети широкополосного доступа и оптические сети передачи данных. Предприятие направляет в Украину специалистов из Китая, производящих исследования рынка и разрабатывающих модели систем, которые можно рационально интегрировать в наших условиях. Судя по всему, мы еще не раз услышим о компании Huawei в разрезе внедрения новых технологий.