Стрельба в Коннектикуте, давка в Калифорнии, люди, стоящие в очередях по трое суток, — в США приходит приставка PlayStation 3, один из главных релизов 2006 года. Ажиотаж вполне объясним: PlayStation — лучшее, что случилось с человечеством со времен появления персонального компьютера.
PlayStation в свое время стала настоящей суперновинкой на рынке игровых приставок. Дебютировав в 1994 году (в Европе и США — в 1995-м), консоль (и немного видоизмененная версия PSone) стала мегахитом и разошлась тиражом в 100.49 млн. экземпляров. Второе поколение приставки побило рекорд предыдущей версии: на 30 сентября 2006 года было продано 111.25 млн. PS2. О популярности PlayStation 2 говорит тот факт, что по объемам продаж в последние месяцы эта консоль, дебютировавшая в 2000-м году, опережала игровую приставку нового поколения Xbox 360. Бренд PlayStation успешно прижился и в мобильном мире — в виде замечательного девайса PlayStation Portable (который мы в свое время протестировали). Всего в мире создано 7 902 игры для PlayStation, 8 181 — для PS2 и 864 — для PSP. Статистика впечатляющая.
PSOne
Семейство PlayStation произвело революцию в игровом мире: компания Sony прочно утвердилась на почетном месте в пантеоне игровых гигантов, свергнув предыдущего лидера (еще со времен восьмибитных похождений Супермарио) — Nintendo. Microsoft, которая относительно поздно включилась в борьбу, смогла на сегодняшний день продать лишь 24 млн. консолей Xbox и 6 млн. Xbox 360. Более того, появившись в 2001 году, приставка Xbox так и не смогла принести производителю прибыль: начиная с 2002 года, ежегодно соответствующее подразделение теряло по $1 млрд., в отличие, кстати, от номера три на мировом рынке — компании Nintendo. Несмотря на то что последняя продала 21.2 млн. приставок GameCube, игровая консоль регулярно приносила японской корпорации существенную прибыль.
Итак, к исходу производственного цикла PS2 компания Sony достигла безраздельного доминирования на игровом рынке. Дошло до того, что в зените своей славы приставка второго поколения отнимала долю рынка у серьезных игр для персональных компьютеров. Конечно, Doom 3 и Half-Life 2 (запланирована для PlayStation 3) для PS2 в силу ограничений «железа» не появились, однако вышли такие мегахиты, как GTA: San Andreas (продано 13.44 млн. копий), GTA: Vice city (13.63 млн.), Need for Speed: Underground 2 (6.12 млн.), FIFA 06 (3.73 млн.) и многие-многие другие.
PS2
Самая популярная игра в этом месяце в США Scarface: The world is yours в версии для приставок вышла эксклюзивно для PS2. Таким образом, даже находясь на последнем издыхании, техника Sony позволяет наслаждаться хитовыми «игрушками».
Однако все это в прошлом. Впереди у компании Sony — эпоха PlayStation 3.
К концу 2006 года приставка PlayStation 3 стала, как ни странно, главным продуктом известной корпорации. Компания, которая сделала себе имя на инновациях, довольно быстро потеряла преимущество. Когда-то могучий бренд Walkman в настоящее время популярен разве что в виде мобильного телефона Sony Ericsson (у Sony — 50% в этом СП), а на мировом рынке воцарился диктат iPod. Монументальные проблемы с батареями для ноутбуков спровоцировали отзыв почти 9.8 млн. аккумуляторов и заставили Sony скорректировать прогноз прибыльности на 2006 год. На рынке HD-ready-телевизоров предприятие тоже далеко не лидер. В итоге компания оказалась в ситуации «все или ничего»: либо PS3 демонстрирует хорошие продажи, либо Sony ожидает болезненный кризис.
PS3
PS3 позиционируется как универсальное мультимедийное устройство — помимо мощнейшей платформы (о ней мы подробно расскажем в следующей статье), приставка предлагает Blu-ray-привод. Это хорошая новость для разработчиков игр — грубо говоря, на стандартном диске можно разместить в 5 раз больше информации. Учитывая, что бытовые Blu-ray-плееры стоят около $1000, PlayStation 3, которая продается по цене от $500, является выгодной покупкой. Чтобы подчеркнуть мощь Blu-ray, Sony включила в комплект поставки консоли диск с записью фильма «Ночи Талладеги» (классная комедия про автогонки NASCAR). Разумеется, насыщенная графика игр PS3 и фильмы Blu-ray по максимуму загрузят LCD-телевизоры и плазменные панели. Правда, Sony оставила ложку дегтя для любителей HD-картинки: шнур HDMI в комплект не входит, за него придется доплатить около $60 (в США).
PlayStation 3 доступна в двух конфигурациях — Basic ($499) и Premium ($599). Вариант «Премиум» включает жесткий диск объемом 60 Гб (вместо 20 Гб), слот для MemoryStick/SD/CompactFlash, Wi-Fi 802.11 b/g и HDMI-выход.
В Японии приставка дебютировала еще на прошлой неделе — 11 ноября. В США геймеры получили возможность приобрести консоль в пятницу. В Европе и в остальных странах PS3 появится 1 марта 2007 года, причем Sony намерена всячески блокировать контрабанду. Предполагалось, что приставка дебютирует по всему миру одновременно, однако проблемы с комплектующими (в частности c приводом Blu-ray) не позволили компании создать внушительные складские запасы. К дебюту в Японии было подготовлено всего 100 тыс. приставок, для американцев выделили 400 тыс., хотя, по некоторым данным, в США приехало только 200 — 250 тыс. консолей. В Америке всю партию PS3 раскупили в течение нескольких минут.
Вместе с тем, Sony продает PlayStation 3 себе в убыток. По подсчетам специалистов, себестоимость комплектующих приставки составляет около $800. Компания надеется, что со временем эта сумма уменьшится, а поток лицензионных отчислений от производителей игр увеличится, что и покроет затраты.
Для приставки уже доступно около дюжины игр, среди которых Call of Duty 3, Madden NFL 07, NBA 07, NFS: Carbon, а также Resistance: Fall of Man. К концу 2007 года появится Grand Theft Auto IV на движке RAGE, который обеспечит едва ли не революционно новое отображение игровой действительности.
Пока запуск новой приставки сопровождается определенными проблемами. В некоторых случаях «обратная совместимость» работает не очень хорошо. Иначе говоря, игры для PlayStation 2 работают некорректно — примерно 200 из 1200 популярных. Пользователи выражают недовольство большими размерами консоли и ее значительным весом (5 кг). Правда, блок питания, в отличие от предыдущей версии, находится внутри корпуса, что делает внешний вид девайса более элегантным. Разумеется, не в восторге геймеры и от цены.
Тем не менее, на одного недовольного найдется десять фанатов. Судя по темпам продаж первых партий приставок в США и Японии, PS3 ждет большое будущее.
Возможные замечания, уточнения и предложения направляйте по адресу: stelmakh@onliner.by