Таблетки, коты и много чистоты. Об аллергии и мифах о ней

20 562
15 мая 2018 в 8:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: Влад Борисевич

Таблетки, коты и много чистоты. Об аллергии и мифах о ней

Автор: Константин Сидорович. Фото: Влад Борисевич

Весна приносит не только теплую погоду и повсеместную зелень (увы, кошельков это не касается), но также сопли, кашель и пятна на коже. Аллергики прекрасно знают, о чем мы, и весну ждут с особым настроением — вроде и радостно, но и таблетками пора запастись. Сегодня вместе с Ириной Романовой и Андреем Гончаровым из лаборатории иммунологии Республиканского научно-практического центра эпидемиологии и микробиологии поговорим о новом методе диагностирования аллергии, лекарственной аллергии и заодно развеем несколько мифов о болезни.

Содержание

Гиперопека иммунитета, или Что такое аллергия

О том, что такое аллергия, знает каждый третий или четвертый белорус. Точных данных о количестве страдающих от неприятной реакции организма на самые разные аллергены нет. Но считается, что у нас этот показатель находится на европейском уровне. А там как раз речь идет о 25—35% людей.

В крапивнице, чихании и прочих реакциях на аллергены виновата иммунная система человека.

— В норме иммунная система должна игнорировать безопасные вещества. Однако случается так, что организм дает вот такой специфический ответ на воздействие какого-либо вещества — в таком случае его называют аллергеном, — рассказала научный сотрудник РНПЦ эпидемиологии и микробиологии Ирина Романова.

В качестве аллергена может выступить что угодно. Например, слюна вашего кота (а не шерсть), пыльца растений, пыль в квартире. Физические факторы вроде холода, температуры воздуха, давления и вибрации могут вызывать такое неприятное заболевание как хроническую крапивницу, которая также наблюдается и лечится у аллерголога. А еще — лекарства, но об этом позже.

— Суть в том, что иммунитет настроен бороться с инфекциями. Если их нет, иммунитету все равно надо чем-то занять себя, поэтому он начинает «страдать ерундой» и реагировать на обычные вещества, или, еще хуже, собственные ткани. Тогда и возникают аллергические и иммунные заболевания, — отметил Андрей Гончаров.

Поэтому-то медики настоятельно не советуют держать людей в стерильных условиях. Если пытаться оградить ребенка от «заразы», может выйти только хуже. Постоянное мытье рук антибактериальным мылом, отказ от домашних животных, замена подушек каждый месяц и тому подобные «сверхчистые» мероприятия могут только привести к росту аллергопатологии.

Почему появляется аллергия на то или иное вещество, сегодня никто однозначно не ответит. Медики любят говорить, что речь идет о полифакторном заболевании — то есть о реакции, возникающей благодаря одновременно нескольким факторам, включая внешние, наследственность и т. д.

— Помимо чрезмерной гигиены и попыток избегать домашних животных, у нас прочно засел миф о соблюдении строгой диеты как беременными, так и кормящими матерями. Однако без наличия четких и доказанных противопоказаний никакой диеты не нужно. К настоящему времени проведены убедительные исследования, которые говорят, что ребенок с высоким риском аллергии с 4-месячного возраста должен попробовать все продукты, характерные для вашей кухни. Дело в том, что, впервые познакомившись с продуктом через желудочно-кишечный тракт, иммунная система ребенка с большой вероятностью посчитает его безопасным. Такая тактика значительно снижает риск развития пищевой аллергии в дальнейшем.

Но в случае, если диагноз аллергии все же выставлен, стоит подробно изучить, каким образом можно себя обезопасить. Ведь элиминация аллергена — это первоочередная задача для пациента, поскольку симптомы аллергии могут прогрессировать, приводя, например, к тяжелой неконтролируемой бронхиальной астме в случае аллергии на пыльцу или анафилаксии при пищевой аллергии. При доказанной аллергии на домашних животных — это могут быть кошки, собаки и даже лошади — в большинстве случаев нужно ограничить контакты с ними. И помнить, что гипоаллергеных кошек и собак не бывает вне зависимости от того, сколько шерсти у них, — добавил Андрей.

Победить нельзя?

Выпить таблетку и вылечить аллергию, увы, невозможно. Сегодня проводятся испытания вакцины от некоторых аллергенов, но полностью избавиться от болезни все равно в обозримом будущем не получится. Ничего не остается, как принимать противоаллергические препараты по мере необходимости. Но и здесь не все просто, потому что у таких препаратов есть свои побочные эффекты и принимать их нужно только по показаниям и под контролем врача.

Еще есть аллерген-специфическая иммунотерапия, или сокращенно АСИТ, которая фактически приучает организм уживаться с аллергеном. АСИТ на сегодняшний день признана самым эффективным способом профилактики и лечения аллергии и ее осложнений. Суть процедуры в том, что больному вводят подкожно или сублингвально (то есть под язык) микродозы аллергенов, постепенно увеличивая их концентрацию. Иммунная система привыкает к «врагу», и организм уже не так чувствительно реагирует, например, на пыльцу березы. К сожалению, в этом направлении лечения имеется еще много нерешенных проблем, в том числе узкий спектр доступных аллергенов, оценка прогноза и эффективности лечения и много других.

Впрочем, прежде чем бороться или убегать от аллергенов, надо узнать, что именно тревожит организм. Самое простое — сделать кожную пробу. Это когда на кожу наносятся потенциальные аллергены. Такая диагностика наиболее распространена во всех странах благодаря простоте и удобству. Врач может выполнить ее на приеме, при этом пациент может сам убедиться в опасности того или иного аллергена при виде волдыря на своей руке. Риск анафилактической реакции при проведении пробы крайне минимален, а учитывая, что все проводится в укомплектованном процедурном кабинете, пациент может быть спокоен: одного его с бедой не оставят. Минусом кожных проб является то, что с их помощью можно исследовать не любой аллерген. Например, это касается большинства лекарств.

— Сегодня часто проводят анализ крови на определение специфического иммуноглобулина E (IgE), значение которого повышается при воздействии аллергена. Тест достоверный и корректный, но практически бесполезный при определении лекарственной аллергии. Также нужно быть осторожным в случае пищевой аллергии: повышенный IgE в бланке с результатом не всегда означает, что человек навсегда лишается какого-то продукта. Нередко отсутствует клиническая значимость повышенного специфического IgE, особенно если до проведения исследования человек спокойно употреблял этот продукт. Именно поэтому обязательным этапом для диагноза любого вида аллергии, а пищевой в особенности, должна быть консультация аллерголога, — заверила Ирина.

Считаете, что у вас есть аллергия на лекарства? Скорее всего, у вас ее нет

— Лекарственная аллергия — ситуация довольно редкая. Многие люди уверены, что у них есть аллергия на то или иное лекарство, а то и на все лекарства сразу. На самом деле в большинстве случаев речь идет о иных побочных действиях от приема препаратов. Доля настоящей лекарственной аллергии составляет до 15—20% среди всех побочных реакций, — отметила Ирина.

Отличить побочную реакцию на лекарство от истинной аллергии — довольно непростое занятие. С этим без обследования может и врач не справиться. Помните свои походы к стоматологу? Как раз в таких ситуациях пациенты чаще всего вспоминают о якобы имеющейся аллергии на анестетики. Люди говорят, что после укола обезболивающего у них потемнело в глазах, появилось головокружение. Что это как не аллергия? На самом деле похожая на аллергию реакция в абсолютном большинстве случаев провоцируется повышенной дозой лекарства, усталостью человека, обезвоживанием, голодом или нарушением метаболизма местного анестетика. В конце концов, пациент может просто испугаться иглы, белого халата или самой процедуры. Примеров пугающих побочных реакций на лекарства довольно много, причем различные реакции могут наблюдаться у одного человека, но это не говорит про «аллергию на все лекарства».

— Одним из предубеждений многих пациентов является то, что лекарственную аллергию можно заранее предугадать, что есть какие-то чудо-методы, которые могут со 100% уверенностью рассказать о безопасности приема той или иной таблетки. На самом деле это абсолютный миф, на это не способен ни один существующий метод. Диагностика лекарственной аллергии возможна только в том случае, когда у человека уже наблюдался случай аллергической реакции на конкретное лекарство. При этом тщательно собранный анамнез (история и жалобы пациента) является самым главным инструментом для дальнейшего обследования, — уточнил Андрей.

Большой проблемой считается сложность лабораторной диагностики аллергии на лекарства, которая может развиваться по разным механизмам. А ведь еще есть частые псевдоаллергические реакции, когда проявления напоминают аллергию, а иммунный механизм развития отсутствует. Если в диагностике аллергии на пыльцу или пищевые продукты на помощь приходят кожные пробы и определение специфических иммуноглобулинов Е, то с лекарственной аллергией не все так просто. Так, ко многим лекарственным средствам иммуноглобулины Е хоть и образуются, но в сыворотке находятся в незначительной концентрации и их определение вызывает большие трудности. Могут быть использованы кожные тесты, но тоже далеко не ко всем лекарственным средствам.

Из лабораторных методов в Беларуси и ряде стран СНГ используются методы с мудреным названием «реакция деструкции тучных клеток», или сокращенно РДТК, и реакция агломерации лейкоцитов (РАЛ). В западной медицине вместо них используются более эффективные методы диагностики, основанные на определении повышенной чувствительности базофилов пациента к лекарственным средствам. Совсем недавно этот метод начали внедрять и в Беларуси.

— Суть теста, если не вдаваться в подробности, проста. Нужна кровь пациента и подозреваемый аллерген, которые смешивают в пробирке. Задача медика — обнаружить при помощи проточного цитофлуориметра активацию и дегрануляцию базофилов. Базофилы представляют собой группу лейкоцитов, образующихся в костном мозге и циркулирующих в периферической крови. Когда базофил встречает аллерген, происходит дегрануляция, то есть разрушение находящихся внутри клеток гранул. В результате этого в кровь поступают биологически активные соединения, которые вызывают то, что мы называем внешними признаками аллергии, — рассказал Андрей.

Лекарственная аллергия считается актуальной проблемой во всем мире, особенно если учесть, что фармацевтический рынок постоянно расширяется. Задача врача и лабораторной диагностики — отделить истинную аллергию от множества других реакций организма, чтобы не допустить наиболее грозного осложнения — анафилаксии.

В лаборатории иммунологии и клеточной биотехнологии РНПЦ эпидемиологии и микробиологии довольны проделанной работой. Тест активации базофилов в нашей стране можно использовать с декабря прошлого года. А это значит, что уже сегодня все, кто боится повторной реакции на антибиотик, могут достоверно узнать, есть у них эта аллергия или нет.

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Какая-то дичь на нашем Telegram-канале

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by