27 863
25 сентября 2016 в 8:00
Источник: Антон Жук

FIFA-мания. История легендарной игры, в которую никто не верил

Источник: Антон Жук

Ежегодный выход футбольного симулятора FIFA от американского гиганта Electronic Arts давно стал обыденным событием. В отличие от других часто издаваемых серий вроде Assassin’s Creed, Call of Duty или Need for Speed, FIFA не так сильно подвержена перепадам интереса со стороны игроков, и ей не нужно всякий раз выдумывать новые сюжеты и механики. Сегодня это один из самых успешных и узнаваемых игровых брендов, приносящий своим владельцам миллиарды долларов.

На обложках FIFA красуются лучшие футболисты, а рекламу проекта легко можно увидеть в финале чемпионатов мира или Лиги чемпионов. В свете такой популярности удивителен факт, что чуть больше двадцати лет назад руководство Electronic Arts отнеслось к идее разработки футбольного симулятора с иронией и большим сомнением.

Жозе Моуриньо, FIFA-17

В начале девяностых Electronic Arts — уже огромная компания, уверенно себя чувствующая на рынке. У нее много офисов и подразделений, одно из которых — EA Sports — отвечает исключительно за спортивное направление. Важность спортивных игр в Electronic Arts осознают в конце восьмидесятых, когда громогласного успеха добился симулятор американского футбола Madden NFL. Отлично себя показывали также первые симуляторы хоккея и баскетбола.  Другой филиал, важный для этой истории, находился в Европе, в Великобритании. Работа у этого подразделения была трудная: распространять влияние и продукцию EA на территории Старого Света. Приходилось продвигать и Madden NFL. Получалось плохо — европейцы, хоть убей, не находили интереса в симуляторе американского футбола. «Не хватало тут еще только бейсбола», — вздыхали сотрудники европейского офиса.

Очевидно, что Европа крепко болела собственным футболом. Как называли его в США — соккером. Только-только отгремел чемпионат мира в Италии, где триумфатором стала ФРГ, одолевшая сборную Аргентины во главе с Марадоной, а впереди был чемпионат мира — 1994, доверенный Соединенным Штатам. Английский офис видел всю мощь этого спорта, но активизировался лишь после опроса в мегапопулярном британском журнале Computer & Video Games (CVG), который показал, что девяносто процентов читателей любят футбол. «Мы поняли, что EA Sports сможет закрепиться в Европе только при условии, что у бренда будет футбольный симулятор», — вспоминает Дэвид Гарднер, глава маркетингового отдела EA Europe.

Команда разработчиков FIFA-1

Пробивать американский офис с предложением сделать футбольную игру решили через влиятельный офис в Канаде, который умасливал начальство самыми лучшими и продаваемыми спортивными играми. Канадцам идея сделать футбольный «сим» очень понравилась. Поддержать европейских коллег вызвался лично сооснователь EA Canada Брюс МакМилан. Он вспоминает: «Я встретился с боссами Electronic Arts и заявил им, что мы просто обязаны стать частью мирового футбольного бизнеса. Но они лишь рассмеялись. Ответили, что мы и так в футбольном бизнесе — мы делаем Madden NFL. Я растерялся, но тут же сказал: нет, я имею в виду нормальный футбол». Благо припасены были маркетинговые исследования, опросы и примерные прогнозы по продажам. Информация показывала, что гипотетически такая игра могла стать успешной.

Руководство махнуло рукой. «Им было плевать», — говорит МакМилан. «Хорошо, если вы продадите хоть одну копию, но вероятнее всего, вас ждет полный провал», — ответили начальники. Игру все же разрешили сделать. Правда, выделили под нужды разработки смешные даже на то время пятьдесят тысяч долларов и полгода времени. На этом хорошие новости закончились. У команды был мизерный бюджет, ограниченные сроки и ни одного байта игры. Требовалось срочно найти умельцев, которые бы дали старт проекту. Поиски начались в Англии.

Тогда в европейском офисе кто-то вспомнил, что в небольшом городке Уиднес, расположенном в графстве Чешир, пара энтузиастов (или как бы их сегодня назвали, инди-разработчиков) пыталась протолкнуть в EA свои игры. Какие-то ненавязчивые аркады и прототипы пляжного волейбола. Для более близкого знакомства их решил посетить Мэтт Вэбстер, будущий бессменный продюсер игр FIFA. По приезде Вэбстер увидел двух молодых людей, которых звали Джон Лоу и Жюль Берт. Он объяснил, что их игры сейчас, к сожалению, не нужны Electronic Arts, но, быть может, их заинтересует возможность помочь компании сделать футбольный симулятор.

Сравнение графики 1993 года и 2016-го

Парни, конечно, не смогли отказать и тут же принялись за прототип будущей игры. К удивлению Вебстера и всего европейского офиса, они довольно быстро выдали три черновых варианта вида будущей игры. Первый — классический для спортивных игр того времени вид сверху. Он не особо впечатлил заказчиков. Второй показывал поле сбоку, а третий — в изометрии. Именно последний удивил EA. На нем и остановились. А дальше возникла дилемма. По-хорошему, нужно было выстроить создание игры вокруг Джона Лоу и Жюля Берта, нанять им в помощь полноценную команду, открыть офис в их крошечном городке, но на это не было времени. Поджимали сроки.

Разработку решили экстренно переместить в могучий офис EA Canada, чье руководство согласилось открыть небольшое внутреннее подразделение специально для создания футбольного симулятора. Теперь здесь определится будущее игры. За работу взялся со стахановским усердием коллектив из десяти человек, который работал по шестнадцать часов в сутки. Проект проходил под кодовым названием EA Soccer. Команда делала игру сообща, с присущим для девяностых годов задором. Отталкивались прежде всего от предложенного Бертом и Лоу изометрического вида, который на то время был настоящим прорывом — ни одна спортивная игра не использовала данную перспективу камеры. Они немного доработали ее, затем подстроили под ракурс всю анимацию и плотно принялись за геймплей.

Не стоит думать, что в жанре футбольных симуляторов была засуха. Там как раз уже закрепились и властвовали Sensible Soccer и Kick Off. Создатели EA Soccer посматривали на будущих конкурентов, но старались делать свою игру полной их противоположностью. Много времени уделяли правдоподобной физике мяча и реализму. Тут примером была обожаемая боссами Madden NFL. Будущая футбольная игра, по соображениям разработчиков, не должна была уступать главному спортивному симулятору Electronic Arts, так что Madden NFL стала чем-то вроде мерила качества.

Один из конкурентов первой части FIFA — Sensible Soccer

Симулятор европейского футбола так или иначе всплывал на совещаниях с начальством, которое все еще относилось к нему с пренебрежением. «Разве мы не прикрыли этот проект?» — могли спросить они посреди разговора. В конце концов, разработчики до сих пор уверены, что игру выручили два фактора: отдаленность команды создателей от центрального офиса в Америке и скудный бюджет. «Нам просто повезло, что руководство находилось далеко и не следило за ходом разработки. Все, что их волновало — так это только деньги, и если бы игра стоила миллион долларов, они бы не позволили нам рискнуть. Проект придушили бы еще на уровне проектирования», — делились авторы подробностями спустя много лет.

Несмотря ни на что разработка продолжалась. Вскоре проект дорос до того уровня, когда нужно было определяться с окончательным названием. Команда логично рассудила, что раз уж EA раздобыла официальные лицензии для Madden NFL и NHL, то и для футбола нужно озаботиться тем же. Electronic Arts связалась с маркетинговым отделением FIFA в Швейцарии и договорилась о встрече представителей, которая прошла вполне успешно: EA заполучила пятилетнее право использования бренда FIFA в своих футбольных симуляторах. Так EA Soccer превратилась в FIFA International Soccer. Далее маркетинговый отдел разобрался с обложкой игры, каким-то чудом уговорив засветиться на ней звезду английского футбола Дэвида Платта.

Классическая обложка с Дэвидом Платтом

Все это время маленький коллектив продолжал шлифовать игру. Последним указанием начальства было выпустить проект до конца 1993 года. Команда уже знала, что для них раздобыли лицензию FIFA, но каково же было их удивление, когда выяснилось, что она не включает в себя ни фамилии футболистов, ни названия клубов, ни логотипы. Пришлось в срочном порядке выдумывать игрокам имена. Мэтт Вэбстер стал английским нападающим, кто-то еще заделался в голеадоры к немцам и французам. МакМилан вставил в игру имя своего новорожденного сына, не постеснявшись одарить его прекрасными характеристиками. Разработчики с гордостью признаются, что даже сегодня, спустя столько лет, хардкорные фанаты FIFA помнят тех из головы взятых игроков.

Кадр из FIFA International Soccer

Разработчики уложились в сроки. FIFA International Soccer вышла на Рождество 1993 года и неожиданно для всех стала суперхитом. Она больше полугода держалась на первой строчке продаж, и вместо одной копии, как предсказывали руководители Electronic Arts, и трехсот тысяч, как мечтали сами авторы, игра разошлась тиражом в полмиллиона экземпляров только в первый месяц. Это был феноменальный успех.

Очень быстро FIFA стала мировым брендом, а каждая ее следующая часть бестселлером. EA в итоге разобралась с лицензией, расширив ее настоящими игроками и клубами, отшлифовала геймплей и в следующие годы полностью уничтожила Sensible Soccer и Kick Off. Конкуренции франшиза не ведала до выхода японской Pro Evolution Soccer, с которой уже в новом веке у нее началось знаменитое противостояние. Но это уже совсем другая история.

Мячи в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by