Судьба киберспортсмена: от автоэлектрика до десятков тысяч долларов призовых

 
07 июня 2016 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Влад Борисевич, Wargaming, Na'Vi
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Влад Борисевич, Wargaming, Na'Vi

Профессия киберспортсмена и «ютубера» — не такая уж простая, как может показаться на первый взгляд. «Танковые» тренировки, прямые трансляции, монтаж видео отнимают уйму времени. Это особенно критично, когда ты уже молодой папа и по квартире бегает 4-летний сын, требующий внимания. О киберспортивной карьере корреспонденту Onliner.by рассказал игрок Na’Vi Дмитрий «Левша» Палащенко, который уже в 15 лет работал автоэлектриком, а в 28 недавно во второй раз стал чемпионом мира по World of Tanks.

Многим будет сложно поверить, что у игрока в «танчики» может быть мало времени. Но у человека, для которого игра превратилась в профессиональное занятие, кормящее его молодую семью, времени действительно не хватает. Так и получается, что об интервью с именитым киберспортсменом удается договориться только далеко за полночь, когда на часах уже четыре утра. Рабочие сутки для Дмитрия начинаются позднее, чем у обычных людей, но и заканчиваются намного позже. К этому времени капитан подразделения Na’Vi по World of Tanks хоть и измотан, но готов бодро отвечать на все вопросы.

— Первый раз я выиграл «танковый» турнир в формате 1×1 и после уплаты всех налогов получил $127. Тогда я еще вел свой бизнес и понимал, что вот это мой заработок за несколько дней. В то время для меня было дикостью, что я заработал деньги на игре, не являясь каким-то профессионалом.

Призовые, исчисляемые тысячами долларов, появятся у Димы позже, а до знакомства с «танками» он успеет поработать автоэлектриком и предпринимателем: настоящая взрослая жизнь астраханского парня начнется в 15 лет.

— Закончил всего девять классов в школе. А потом отец спросил, хочу ли я учиться дальше. Особым желанием я не горел, а потому решил идти работать. И устроился к нему в автопарк помощником автоэлектрика. За два года дослужился до второго разряда, а потом перешел в офис по продаже компакт-дисков. В это же время начал жить отдельно: сам снимал себе квартиру и сам себя обеспечивал.

Поработав «на дядю» и разобравшись, как функционирует этот бизнес изнутри, Дмитрий начал собственное дело: наработал клиентскую базу, схемы поставок и начал зарабатывать для себя. Как говорит сам киберспортсмен, ничто не предвещало будущей игровой карьеры: свободное время проводил на улице, гонял в футбол, занимался рукопашным боем. Пока не угодил со своим другом в автомобильную аварию: тому не хватило опыта езды, удар на скорости в 100 км/ч пришелся на пассажирскую сторону и в результате с серьезным переломом левой руки Дима оказался в больнице. Операция, пластина в руке на всю жизнь и прозвище — Левша. Именно под таким ником киберспортсмена знает «танковое» сообщество.

— В World of Tanks пришел по совету друга еще году в 2010-м. Долгое время играл во втором и первом составе турнирной команды The RED: Rush Unity, пробовал себя в качестве командира. А в 2013 году команде в полном составе поступило предложение о переходе под знамена организации Natus Vincere, которая решила открыть свое представительство в «танках». Для нашей команды это было лучшее предложение, которое мы могли получить. Поэтому, не раздумывая, согласились: отличная организация, известная и популярная в СНГ.

Это уже была настоящая работа, настоящий киберспорт.

— Такое словосочетание первоначально и мне резало слух. «Какой киберспорт? Это просто компьютерные „покатушки“, а не спортивные состязания». Но когда мы вышли на нынешний уровень, я понял, что это вполне взрослое занятие: ответственные соревнования, борьба за большие призовые, особый режим и распорядок дня, питания.

— После крупного «танкового» чемпионата, который мы недавно выиграли, отдыхаем уже месяц. А за полгода до финала наша команда не давала себе никакого спуску: выходные без каких-то тренировок можно было по пальцам пересчитать. Тренировались по четыре часа в день, бывало и по 12. Тренировки, отработка и полировка тактик. Конечно, в таком режиме игра уже кажется сомнительным удовольствием.

Для многих спорт — это физическое развитие тела: быстрее пробежал, больше вес толкнул. Ни для кого не секрет, что профессиональный спорт калечит, в той или иной отрасли есть свои специфические болячки: у кого-то с плечом, у кого-то с ногами. И как ни крути, но проводить много времени за компьютером вредно: малоподвижный образ жизни, лишний вес, нагрузка на позвоночник.

— При таком графике непременно надо поддерживать свою физическую форму. После пяти лет, которые я строил игровую и медийную карьеру, снова вернулся в спортзал, занялся тяжелой атлетикой. «Физуха» дает свое преимущество, ведь в отличном тонусе намного больше можешь просидеть за компьютером, становишься стрессоустойчивее.

— Можно ли назвать болячкой профессионального «танкиста» нервы?

— Как говорится, хочешь расшатать себе нервы — поиграй два года в рандоме. Люди по-разному относятся к игре. Кто-то заходит на часок поорать благим матом после работы, устраивает себе такую психологическую разрядку. Конечно, куда полезнее для организма было бы пойти побегать, заняться спортом.

У меня же от игры не «горит». Тем более в рандоме я играю на стримах со зрителями, общаюсь с ними. Нет конкретной цели в погоне за цифрами и хорошей статистикой. Но когда мы играем командой, нельзя сказать, что делаем это в благородной тишине: мы много и громко спорим, ищем правильные тактики. Это эмоции, это запал борьбы, особенно если на кону победа в финале.

Вторая составляющая профессии Димы — стримерство. Первоначально он был приглашен в качестве ведущего рубрики «Мастер-класс» на одном из официальных YouTube-каналов игры. Параллельно записывал видео для собственного канала и страницы Na’Vi. С «танковыми» тренировками и семейной жизнью такую активность совмещать было сложно, а потому со временем молодой человек отказался от всех сторонних подработок и сосредоточился на своем канале и группе в соцсети «ВКонтакте». Они помогают разнообразить источники доходов.

— Заработки зависят от того, насколько медийный киберспортсмен. Подавляющему большинству профессиональных игроков достаточно зарплаты от организации и призовых, которые они зарабатывают на турнирах. Призовые, в свою очередь, зависят от условий контракта, заключенного с командой. Могу сказать, что у всех игроков контракты индивидуальные: у кого-то условия получше, у кого-то похуже.

Для медийного киберспортсмена все несколько сложнее: ты не только играешь, но и раскручиваешь страницы в соцсетях, публикуешь видео на YouTube, ведешь прямые трансляции в Twitch. Можешь зарабатывать на рекламе продуктов, которые не конкурируют со спонсорами твоей организации.

Конечно, я рисковал, когда решил полностью уйти в игровую сферу и забросить свой бизнес. Я занимался им семь лет и, разумеется, за это время порядком устал, хотелось что-то поменять. Как оказалось, поступил совершенно правильно: диски давно умерли, люди качают все из интернета.

К резкой смене профессии Дмитрия жена отнеслась с пониманием.

— Она меня всегда поддерживает. Конечно, когда я играл в «танчики» для удовольствия, намекала, мол, не засиживайся, часок и хватит. А когда забрезжили киберспортивные перспективы, то решили попробовать.

Тогда же у нас родился сын. Первый год с ребенком — это очень сложно. Особенно когда все бабушки и дедушки работают. Мы чуть ли не в две смены дежурили у кроватки: жена в дневную, я в ночную. В то время я уже был профессиональным «танкистом»: полдня отсыпаешься, вечером в «танки», а ночью заступаешь на вахту по ребенку.

Для сына папа за компьютером работает, зарабатывает денежки, а на них мы потом кушаем, покупаем одежду, игрушки. Приятно, что сын больше ребенок моего детства, дворовой: бегает, прыгает, гуляет со мной по заброшенным стройкам. Не сказать, что он дитя телевизора или смартфона.

Дима честно признается, что времени семье уделяет не так много, как хотелось бы. В своей сфере он работает практически по всем возможным направлениям: развивает YouTube-канал, регулярно устраивает прямые трансляции, минимум три раза в неделю «толкает железо» в спортзале, параллельно занимается сценической речью. Времени остается немного. С другой стороны, он понимает, что пока волна идет, надо быть на ее вершине, много работать.

— Конечно, киберспорт никогда не вытеснит из телевизоров традиционные спортивные трансляции. Тем более в ближайшие 10—20 лет. Но и отрицать, что игровая соревновательная индустрия набрала серьезные обороты, глупо. Во многих дисциплинах профессиональные игроки уже стали миллионерами, рекламируют бренды, сами являются звездами с фанатской базой. Призовые в киберспорте переваливают за миллионы долларов. Приходят инвесторы и подкидывают миллионы на развитие, к растущей аудитории подтягиваются рекламодатели.

Все, что мы сегодня наблюдаем, развилось за последние пять лет. А дальше определенно будет только больше и круче.

Вместе с тем Дмитрий подчеркивает, что надо быть реалистом: не каждому дано стать киберспортсменом.

— Если у тебя что-то получается, есть команда, с которой ты выступаешь, то можно пробовать. Другое дело, что нужно обладать немалым терпением: просто так ничего не достается.

На постсоветском пространстве новых игроков, которые начали что-то зарабатывать на «танках», можно по пальцам пересчитать. Конкуренция очень серьезная, поэтому, как ни крути, зарабатывают единицы.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by