Три ветки послевоенного танкостроения. Топ советских танков

 
01 ноября 2015 в 10:00
Источник: Дмитрий Татаринов
Источник: Дмитрий Татаринов

Со времен Второй мировой войны СССР стал одним из законодателей моды в мировом танкостроении. На смену легендарному Т-34 приходили все новые и новые машины. За промежуточным Т-44 явились Т-54, Т-55, Т-62. Эти танки были выпущены общим количеством около 100 тысяч штук и распространились практически по всему миру. Они до сих пор несут службу в армиях различных стран в разных уголках планеты.

Но сегодня речь пойдет не о них, а о танках, пришедших на смену этим замечательным машинам. По стечению многих обстоятельств в 70-е годы СССР получил сразу 3 различных танка, очень схожих внешне, но отличающихся своей конструкцией. Среди них сложно выделить явного лидера, поэтому весь наш рейтинг достаточно условен.

3-е место. Т-64 — первенец нового поколения, или первый блин комом

Начиная с 60-х годов в Харьковском конструкторском бюро машиностроения начались работы по танку нового поколения. Он должен был кардинально превосходить как отечественные Т-55 и Т-62, так и все танки стран НАТО. Многие конструкторские решения, узлы и агрегаты, примененные на Т-64, были использованы впервые.

Так Т-64 получил механизм заряжания (МЗ), позволивший сократить экипаж до 3 человек, убрав заряжающего, и таким образом уменьшить размеры и вес машины. Также впервые на Т-64 появилось комбинированное бронирование корпуса и башни, позволившее, с одной стороны, повысить стойкость брони, а с другой — уменьшить ее массу. Слой стали сменяли стеклотекстолит или керамика, затем опять шла сталь. Эти новшества впоследствии перекочевали и на Т-72, и на Т-80.

Специально для Т-64 был разработан компактный и мощный оппозитный двигатель 4ТПД (в дальнейшем 5ТДФ). Была применена планетарная трансмиссия. Впервые в СССР танк получил Систему управления огнем (СОУ). На Т-64 сразу было установлено 115 мм гладкоствольное орудие, сменившееся впоследствии на 125 мм пушку 2А46, остававшуюся на протяжении многих лет самым мощным танковым орудием в мире.

Технические характеристики Т-64БВ:

• масса — 42,4 т;

• экипаж — 3 человека;

• вооружение — 125 мм пушка 2А46М-1, спаренный пулемет ПКТ 7,62 мм, зенитный пулемет 12,7 мм «Утес»;

• комплекс управляемого вооружения — «Кобра»;

• двигатель — 5ТДФ, мощность 700 л. с.;

• максимальная скорость — 60 км/ч;

• защита — многослойная комбинированная броня, навесная динамическая защита (НДЗ) «Контакт-1»;

• стойкость от ОБПС — до 500 мм, стойкость по КБЧ — до 800 мм с НДЗ.

Новые танки стали поступать на вооружение наиболее боеспособных и укомплектованных частей в Западной Европе. В так называемую ГСВГ — Группу советских войск в Германии. На момент появления противниками Т-64 были немецкий Леопард-1 и американский М-60. Надо сказать, что Т-64 имел подавляющее преимущество над танками НАТО как по вооружению, так и по бронированию, уступая, разве что, в СУО. В дуэльной ситуации на средних дистанциях у западных танков практически не было шансов.

Т-64 выпускался около 20 лет. За этот период в Харькове было построено более 8000 машин. На протяжении всего этого времени Т-64 постоянно модернизировался. Усиливалось бронирование, совершенствовалась СУО. В состав вооружения впервые в мире была введена ТУР — танковая управляемая ракета, позволяющая поражать танки противника на расстоянии, недоступном обычным снарядам. Таким образом нивелировалось отставание СССР от Запада в области прицелов и танковой электроники.

Но у Т-64 был ряд существенных недостатков, многие из которых перешли на другие машины. Первый — это чрезмерная уплотненность компоновки. Советские военные в условиях возможного применения ядерного оружия требовали максимально компактную и легкую машину с минимальным внутренним объемом. Преимущество со временем превратилось в недостаток.

Первые машины были очень ненадежными. Из войск поступали постоянные жалобы и рекламации. Оппозитный двигатель 5ТДФ был капризным и сложным в ремонте. Хрупкой была подвеска танка. Механизм заряжания тоже был не легок для освоения танкистами. В результате выдающийся по своим характеристикам танк пришел в войска почти на 10 лет позже, чем планировалось, что явно не способствовало росту обороноспособности.

По этим причинам Т-64 так и не стал «главным» танком СССР, не поставлялся на экспорт и не получил широкого распространения. Машина не принимала участия в боевых действиях вплоть до последнего времени — до конфликта на востоке Украины. На данный момент Т-64 находится на вооружении только в украинской армии.

Последняя модернизация Т-64БМ «Булат» оценивается специалистами хорошо. Но и она не исправила многие врожденные недостатки Т-64. За время боевых действий на Донбассе было уничтожено почти 150 Т-64 различных модификаций, в том числе более десятка «Булатов».

2-е место. Т-80 — летающий танк, или технологический шедевр советского танкостроения

Насколько спорным получился этот уникальный танк, настолько он получился красивым и динамичным.

Идея установить на танк газовую турбину давно витала в головах танкостроителей разных стран. Но впервые это удалось сделать советским танкостроителям в инженерной столице СССР — Ленинграде — в 70-е годы. Первоначально ГТД (газотурбинный двигатель) устанавливали в корпус Т-64. Но впоследствии от этой идеи отказались и разработали свою собственную «телегу» для очень мощного двигателя. Процесс создания нового танка был сложным и требовал больших усилий и средств, тем не менее танк с авиационным мотором увидел свет. Т-80 после Т-64 стал наиболее инновационной машиной. Башня, вооружение, МЗ у этих машин были практически одинаковыми. Но мотор и ходовая Т-80 были гораздо совершеннее. Танкисты, впервые севшие за рычаги Т-80, восхищенно отзывались о новой машине.

Появившийся в середине 80-х годов Т-80У стал венцом советского танкостроения.

Танк оснащался встроенной динамической защитой (ВДЗ), не пробивавшейся ни одним западным снарядом того времени. На танковом тендере в Греции Т-80У развил максимальную скорость больше 80 км/ч, что является рекордом Книги Гиннеcса. На различных танковых выставках и шоу Т-80 — всегда желанный гость, поражающий зрителей своей легкостью и динамикой.

Но Т-80 пришлось и повоевать. В результате печально известного новогоднего штурма Грозного было потеряно достаточно много машин. Причиной этому были не только бездарные действия руководства операцией, но и неоснащенность динамической защиты взрывчаткой во многих машинах и заправка танков с ГТД керосином, гораздо более горючим, чем дизельное топливо. В результате этого в Грозном Т-80БВ в плане выживаемости показали себя немного хуже, чем Т-72Б.

Многие помнят характерный шелест газотурбинного двигателя Т-80БВ в фильме «Чистилище», где этот танк был одним из главных героев. Коронным номером является стрельба из орудия в прыжке.

Технические характеристики Т-80У

• масса — 46,5 т;

• экипаж — 3 человека;

• вооружение — 125 мм пушка 2А46М-1, спаренный пулемет ПКТ 7,62 мм, зенитный пулемет 12,7 мм «Утес»;

• комплекс управляемого вооружения — «Рефлекс»;

•  двигатель — ГТД1250, мощность 1250 л. с.;

• максимальная скорость — 80 км/ч;

• защита — многослойная комбинированная броня, встроенная динамическая защита (ВДЗ) «Контакт-5» ;

• стойкость от ОБПС — до 700 мм, стойкость по КБЧ — до 1000 мм с ВДЗ.

Так почему не эта замечательная машина возглавляет наш рейтинг?

У Т-80 было и есть два главных недостатка. Это чрезвычайная прожорливость газотурбинного двигателя (ГТД) и огромная стоимость даже для богатого в то время СССР как самого ГТД, так и всего танка. По этим причинам и Т-80 не стал основным танком Советского Союза, хотя всего в Ленинграде и Омске было выпущено около 10 тысяч машин.

Т-80У поставлялся на экспорт в Южную Корею (отдали за долги) и в Республику Кипр. Т-80 в модификации БВ были и на вооружении Республики Беларусь.

Но эти немногочисленные машины проданы в Йемен, а основу бронетанковых войск нашей страны составляют танки Т-72, победители нашего рейтинга.

1-е место. Т-72 — танк-боец, танк-трудяга, рабочая лошадка сухопутных войск

После принятия на вооружение Т-64 его планировали выпускать не только в Харькове, но и на основном танкостроительном заводе СССР — «УралВагонЗаводе» в Нижнем Тагиле. Тем не менее, конструкторам УКБТМ (Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения) многие решения Т-64 казались спорными и требующими замены. Так, достаточно хрупкая ходовая Т-64 была заменена своей, эволюционировавшей от Т-62, а вместо капризного и сложного в производстве оппозитного дизеля 5ТДФ тагильчане поставили старый добрый В-46. Харьковский механизм заряжания (МЗ) был заменен на свой автомат заряжания (АЗ).

В итоге армия получила танк, пусть немного и уступающий Т-64 (на которые шли все СУО, производимые в СССР), но простой в освоении и производстве, дешевый и надежный, как автомат Калашникова. Именно Т-72 стал основой бронетанковых войск СССР, его рабочей лошадкой. Всего было изготовлено более 30 тысяч Т-72 различных модификаций — больше, чем Т-64 и Т-80 вместе взятых. Он производился по лицензии в Чехословакии, Польше, Индии, Иране, поставлялся на экспорт по всему миру, в более чем три десятка стран, в большинстве которых до сих пор остается основной машиной.

За годы производства Т-72, как и другие советские танки, непрерывно совершенствовались. Так, для усиления защиты на танк сразу была установлена навесная динамическая защита «Контакт-1», позднее замененная на встроенную «Контакт-5», как на Т-80У. Если «Контакт-1» останавливал только кумулятивные боеприпасы, то ВДЗ «Контакт-5» — и бронебойные подкалиберные снаряды. Непрерывно совершенствовалась и пассивная защита, прицельные приборы. Так рождалась легендарная машина.

Технические характеристики Т-72Б (обр. 89 г.)

• масса — 44,5 т;

• экипаж — 3 человека;

• вооружение — 125 мм пушка 2А46М-1, спаренный пулемет ПКТ 7,62 мм, зенитный пулемет 12,7 мм «Утес»;

• комплекс управляемого вооружения — «Свирь»;

• двигатель — В-84-1, мощность 840 л. с.;

• максимальная скорость — 60 км/ч;

• защита — многослойная комбинированная броня, навесная динамическая защита (ВДЗ) «Контакт-5» ;

• стойкость от ОБПС — до 650 мм, стойкость по КБЧ — до 900 мм с ВДЗ.

На данный момент Т-72 является самым воюющим танком на планете. Впервые боевое крещение Т-72 получил в Сирии, более 30 лет назад. С тех пор он поучаствовал практически во всех крупных конфликтах настоящего времени. Ирано-Иракская война, война в Персидском заливе, Карабах, Чечня, Южная Осетия, Украина — вот неполный список мест, где принимали участие Т-72. Танк зарекомендовал себя как надежная, неприхотливая и простая в освоении и эксплуатации машина.

Вместе с тем стоит признать, что Т-72, появившийся более 40 лет назад, уже устаревает. Врожденный недостаток всех советских машин, начиная от Т-64, — большая пожаро- и взрывоопасность из-за сверхплотной компоновки — практически неустраним. Но тысячи и тысячи Т-72 еще долго будут нести службу. Дальнейшим развитием танка Т-72 стал Т-90, о котором мы расскажем позже.

Для повышения боевых характеристик Т-72Б необходима модернизация. Ряд стран предлагает свои варианты для модернизации Т-72. Есть российские, польские, чешские и даже израильские варианты модернизации. Одним из лучших был вариант «Рогатка».

Т-72Б, состоящие на вооружении Республики Беларусь, тоже нуждаются в улучшении, особенно в области СУО. В данный момент Российская Федерация активно модернизирует свои Т-72Б до уровня Т-72Б3. Главным отличием модернизированного танка от стандартного является установка нового дорогостоящего прицельного комплекса «Сосна-У» с тепловизионным каналом, производимого, кстати, в Беларуси.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Вам будет интересно:

Топ-5 танков НАТО