«Полные штаны восторга»? Рецензия на фильм «Эверест»

 
25 сентября 2015 в 8:00
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович

Девятнадцать лет назад на Эвересте случилась одна из самых громких катастроф за всю историю покорения высочайшей горы на Земле. В 1996 году опытный альпинист Роб Холл в рамках организованного им коммерческого похода повел покорять вершину группу людей. Одновременно с ним восхождение осуществляла еще одна группа. Из-за разыгравшейся стихии восемь человек так и не вернулись домой.

Впоследствии несколько участников экспедиции написали книги о катастрофе. Каждая со своими выводами, суждениями и видением причин произошедшего. Одно из таких произведений и легло в основу фильма исландца Бальтасара Кормакура.

«Полные штаны восторга»

В первой половине ленты зрителя знакомят с многочисленными героями. Широкими мазками рисуются характеры персонажей, кратенько рассказывается об опасностях, поджидающих на пути к вершине, и показываются потрясающие пейзажи Непала.

Роль Роба Холла досталась недавнему «Джонну Коннору» — Джейсону Кларку

Вынесенную в заголовок фразу произносит один из главных героев картины. Еще не столкнувшись с трудностями, туристы-альпинисты, отстегнувшие за «экскурсию» по $65 тысяч, восторженно указывают на вершину и едва могут оторвать от нее взгляд. Мы тоже. Холодная величественная гора, олицетворение бездушной природной мощи. Это и есть главный персонаж «Эвереста». Главная заслуга и оператора, и режиссера как раз в том, что они смогли перенести на экран одновременно и красоту, и почти животную угрозу, исходящую от Джомолунгмы.

От некоторых кадров нет-нет да и пробегут мурашки по коже. От осознания неумолимости сил природы. От невероятно прекрасных видов и инопланетного величия горы.

«Он все равно что на Луне», — говорит беременная жена Роба Холла. Порой мелькающие на экране виды действительно больше похожи на внеземные миры. Ощущение усиливают будто облаченные в скафандры альпинисты и постоянная потребность в баллонах с кислородом. Даже странно, что никогда не задумываешься о том, что основной ресурс для выживания человека — не вода или пища, а «какой-то там» кислород.

А вот 3D в фильме совершенно лишнее. Здесь нет спецэффектов, которые бы впечатлили любителей компьютерных трюков. Возможно, очки должны помочь зрителям почувствовать себя сопричастными к происходящему на экране? Вот только вряд ли это на ком-нибудь сработает.

«Зачем вам это нужно?»

Недостаток «Эвереста» в том, что за весь двухчасовой хронометраж из зрителя так и не получается выдавить эмоциональную привязанность к героям. То, что снял Бальтасар Кормакур, больше похоже на документальный фильм с тщательным фиксированием всех деталей, которые привели или могли привести к катастрофе. Только без вставок с воспоминаниями счастливых постаревших очевидцев.

Реалистичность — это хорошо. Но когда речь заходит о кино, возможно, стоило бы, пусть даже в ущерб реализму, пустить в ход какие-нибудь нетривиальные киноприемы. Или хотя бы уделить внимание одному-двум героям, а не пытаться по чуть-чуть размазать драму по десятку персонажей.

Бородатый Джейк Джилленхол с трудом узнаваем

Героям попросту не получается сопереживать. Для фильма-катастрофы это плохо. Ну вот не получается сочувствовать группе людей, которые на свой страх и риск, полностью осознавая все опасности, решили поразвлечься за немалые деньги. «Зачем вы это делаете?» — задает вопрос присоединившийся к альпинистам журналист. И не получает внятного ответа. Один несет какую-то чушь, второй переводит тему разговора, лишь третий позднее признается, что бежит от семейной обыденности и покоя.

Наверное, у каждого из участников «тура» был свой печальный или очень умный ответ на этот простейший вопрос, а также своя история. Но в фильме, как зачастую и в жизни, их нет.

Кажется, в какой-то момент режиссер и сам понял (или ему подсказали), что неземные красоты и буйство стихии нужно уравновесить эмоциями и человечностью. И тогда в ход идут заезженные голливудские приемы вроде слезовыжимательного последнего разговора по телефону между женой и умирающим мужем, навязчивой популяризации семейных ценностей и внезапного воскрешения из мертвых с помощью живительного видения. Это рвет в общем-то ровное, почти документальное повествование и точно не идет картине на пользу.

«Только бы дойти. Дойти и вернуться домой»

Эверест все расставил по местам. Кто-то в ответственный момент струсил, кто-то притворился, кто-то солгал, кто-то продолжил выполнять работу, а кто-то преодолел себя и помог другим. Экстремальные условия — не лучший фон для демонстрации высокой нравственности, на которую банально не хватает человеческих сил. Бальтасар Кормакур не дает оценок поступкам и подкупающе честно относится к героям фильма как к обычным людям со своими слабостями.

Джош Бролин в привычном для себя амплуа нахрапистого американца

Даже гибель альпинистов в большинстве случаев показана как-то обыденно, без намека на геройство. Был человек — через миг оглянулся, а его уже нет. Все как в жизни, глупо и несправедливо. Эта честность подкупает и оправдывает родство «Эвереста» с документальным жанром.

Людей жалко, но, повторимся, эмоциональный отклик на их поломанные судьбы слабый. Здесь кинематографистам стоило бы поучиться у Дэнни Бойла и его «127 часов». Впрочем, страдания одного человека всегда ближе, чем несчастья дюжины. Было сложно, и Кормакур, увы, до конца не справился.

Оценка Onliner.by — 7 из 10. За Джомолунгму, красивые виды и актеров.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by