Во что белорусы играли в 1990-е: «Байт», «Денди», Sega, «Тетрис»

 
16 июня 2015 в 8:00
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович

Сегодня начнется самое масштабное событие года во всей мировой индустрии видеоигр — официально откроется выставка E3. Азиатские, европейские и американские вендоры забросают нас анонсами игр с графикой, которую не отличить от реальности, а Sony вслед за Microsoft, вполне вероятно, обновит свои консоли, из которых уже строят монструозные суперкомпьютеры с невероятной производительностью.

Начало E3 было положено в середине 1990-х, когда белорусскому подростку было за радость обменять картридж от «Сюбора» на «Жданах» или выпросить у родителей новенькую Sega Mega Drive. В этой статье мы решили отдать дань памяти постсоветскому игровому прошлому и вспомнить, какие виртуальные радости доставались школьникам в последнее десятилетие прошлого века.

«Корвет», «Байт» и кассеты

Начало 1990-х — крайне неблагоприятный период для «этих ваших развлечений». Великий и могучий СССР рухнул под тяжестью накапливавшихся почти 70 лет проблем, народ с карточками и купонами гонялся за свежей колбасой и прочими дефицитами.

Фактически единственным местом, где можно было прикоснуться к виртуальной реальности, стала школа. Днем на уроках строим скучные домики с помощью «Бейсика», а по вечерам посещаем компьютерные «кружки», суть которых сводилась к одному — играм в «гоночки», Lode Runner, множество версий Arkanoid и клонов Digger.

Сейчас сложно сказать, какие компьютеры были распространены в белорусских школах. Точно помню, что где-то встречал учебный комплекс «Немига», разработанный, между прочим, в тогдашнем нашем РТИ! Черно-белые мониторы, жалкие 128 КБ оперативной памяти… Грустно даже по тем временам, но мальчишкам и этого было более чем достаточно для счастья.

Еще одна популярная модель в школьных стенах — «Корвет». Настоящая легенда, наделавшая немало шума после выпуска в 1987 году. Эту ЭВМ сначала хотели использовать для изучения низкотемпературной плазмы, но, глядя на перспективы аппарата, его запустили в широкое производство. «Корветы» буквально заполонили школы. В отличие от той же «Немиги», здесь уже можно было наслаждаться 8-цветной графикой и удивляться быстродействию 2,5-мегагерцевого процессора.

Было немало «Электроник», БК и прочего. Дома наибольшую популярность у нас получили советские клоны сверхпопулярного за рубежом ZX Spectrum. Оно и понятно, ведь компьютер простой, игр и других программ для него вышло неимоверное количество, да еще вдобавок цветное изображение — настоящий мультимедийный центр, к тому же относительно недорогой и пригодный для игрового использования.

Говорят, в первое время самым сложным для советских инженеров было «украсть» процессор «Спектрума», однако потом им удалось скопировать творение Zilog и дело пошло быстрее. Помните, что хотя бы у одного вашего соседа по подъезду было чудо под названием «Байт»?

Выполненный в виде клавиатуры компьютер выпускали на Брестском электромеханическом заводе в течение почти шести лет. За это время успело выйти около 60 тысяч «Байтов», компьютер активно продавался даже в 1996-м, а очереди на него были самые что ни на есть всамделишные. На последнем издыхании советских времен дивную коробочку продавали аж за 1000 целковых. В середине 1990-х за нее просили $50, то есть больше средней зарплаты белоруса.

Для работы «Байту» были необходимы две фундаментальные вещи — телевизор и магнитофон с линейным выходом (желательно попроще, что-нибудь вроде «Беларусь М-310»). Ну и плюс «расходники» в виде кассет. Дисковод и дискеты использовались редко из-за дороговизны.

Любопытная особенность, которая раздражала всех в остальном счастливых обладателей «Байта», — невыносимо мерзкий писк, раздававшийся при включении компьютера. Во всем виновата микросхема, отвечавшая за вывод звука. Через пару секунд писк пропадал — вступал в дело процессор, отключавший микросхему.

У постсоветских геймеров кассет было не меньше, чем у заядлых аудиофилов. На одну 90-минутную кассету могло поместиться до 660 КБ, то есть примерно с десяток игр! В комплекте с компьютером шли сразу две кассеты. Здесь вам и «Коля сапер»(аналог Bomb Jack), и «Зинапс», и «Эксолон». Даже «Агропром» был уже тогда, в начале 1990-х. В те времена не было ничего лучше, чем в крутой черной кепке с надписью USA California пройтись по двору, завалиться к другу и сыграть в «Бомбермэна». Однако совсем скоро оказалось, что «Байт» — всего лишь «отстой», ведь с Запада и Востока хлынули новые волнующие развлечения, имя которым…

«Сюбор», Sega и PlayStation

С обретением независимости и условным открытием границ белорусские дети смогли не только познать мелкие прелести жизни в виде широко доступных жвачек и лосин, но и отправиться в виртуальные приключения с помощью коробочки, подключенной к зачастую еще черно-белому телевизору.

Nintendo Entertainment System (NES) добиралась до нас очень долго и была только у тех, чьи родители по долгу службы бывали за границей. Все остальные довольствовались прекрасным примером импортозамещения — постперестроечными клонами японской приставки. Центральные телеканалы заполонила реклама «Денди», также на прилавках столичных киосков было полно «Сюборов». Обе модели производились в Китае с последующей локализацией наклеечного типа.

Черная картонная коробка с «космической» приставкой на фоне некой планеты манила невиданными доселе виртуальными удовольствиями. Стоила консоль примерно столько же, сколько просили за «Байт» (то есть среднюю зарплату), но обеспечивала несоизмеримо больше игрового опыта. К тому времени, как приставка появилась в Беларуси, в мире были выпущены тысячи игр на картриджах.

О, картриджи — это была отдельная история. Желтые кирпичики стоили дорого, поэтому вокруг них расцвела целая индустрия обмена. Настоящие геймеры знали все рыночные точки, где можно было с небольшой доплатой обменять игру на другую. Кстати, считалось, что картридж с одной игрой круче, чем с сотней. Оно и верно — на 48 КБ можно уместить классную «адвенчуру» или десятки копий игр попроще. Хотя тогда даже Super Mario и «Танчиков» хватало, чтобы незаметно отобрать у вас целый день. Даже уток можно было пострелять из пистолета. Романтика!

Ну а прокачанные геймеры до каждого байта знали закоулки всех частей «Черепашек-ниндзя», «Чипа и Дейла», Castlevania, «Аладдина», Jurassic Park, Metal Gear и других не менее гениальных Игр (именно так — с большой буквы). А устав от баталий, можно было взять бутылочку «Буратино» и посмотреть по телевизору, как те же игры проходит сосед.

«Сюбор» и «Денди» были хороши, но жгучую зависть вызывали те, кому удалось заиметь Sega: 16-битная Mega Drive по сравнению с «восьмибитками» показывала запредельную графику и, казалось, предлагала игры, по оформлению не отстававшие от диснеевских мультфильмов того времени. Или взять Mortal Kombat II с почти кинематографическим визуальным рядом (а еще в тетрадку аккуратно записывались комбинации кнопок со спецприемами). А Earthworm Jim, Phantasy Star II, Golden Axe, Sonic, Ecco The Tides of Time, «Дюна», Comix Zone, «Король Лев», Lost Vikings, Beyond Oasis! На приставке вышло столько классных и красивых игр, что хватит лет на десять «залипания» у телевизора «Горизонт».

Кстати, в отличие от клонов NES, японская Sega Mega Drive в Беларуси продавалась оригинальная. Наибольшее распространение у нас получила более компактная модифицированная версия консоли — Mega Drive II (она же Sega Genesis II).

Технологическое превосходство над «Сюбором» было тотальным. Процессор в пять раз мощнее (7,6 МГц вместо 1,66 МГц), объем ОЗУ увеличился с 2 до 72 КБ, а видеопамяти — с 2 до 64 КБ. Картридж вмещал в себя не 50 КБ, а целых 4 МБ данных!

А вот дети более обеспеченных родителей могли позволить себе Super Nintendo, которая во всем, в том числе в цене, обходила конкурента в виде Sega Mega Drive II. Приставка пользовалась бешеной популярностью за границей, но в Беларуси все же была распространена меньше конкурента из-за дороговизны. Зато редкие счастливчики могли у камина с бокалом «Пепси» гонять в передовые для того времени Donkey Kong, Killer Instinct, Blackthorne, Batman Returns и, конечно же, Legend of Zelda.

К концу 1990-х настало время очередной консольной революции. Сначала у нас лишь ходили слухи о некоем убер-развлекательном комбайне под названием PlayStation. Говорили, что игры там трехмерные (черт его знает, что это такое, но звучало круто), а вместо картриджей используются легкие и прекрасные диски.

Детище Sony достаточно быстро взломали, поэтому пираты не заставили себя долго ждать. Все рынки были завалены записанными на CD-болванки копиями лицензионных игр для PlayStation, которые мы с таким же удовольствием покупали и обменивали, как это было в случае с картриджами. А многие просто ходили на точки по продаже дисков и консолей, чтобы хоть посмотреть на невиданные графические чудеса Tomb Raider, Silent Hill, Tekken 3, Chrono Cross, Gran Turismo 2 или Resident Evil.

«Ну, погоди!», Game Boy и «Тетрис»

Даже до эпохи сотовых телефонов с монохромными экранами белорусским школьникам было чем себя занять на скучных уроках. Портативные консоли долгое время были признаком статусности в мире сверстников. Как, у тебя всего восемь игр в «Тетрисе»? Фууу, у меня — 9999!

Но начиналось все с советской копии Nintendo Game & Watch, вышедшей в начале 1980-х. У нас же всякие «Ну, погоди!», «Автослалом» и остальные «Веселые футболисты» под брендом «Электроника» успешно продавались с конца 1980-х до начала XXI века. Девайс размером с нынешний смартфон можно было достать только отстояв пару часов в очереди. Да и то для этого его еще надо было найти, случайно наткнувшись на привоз или обзвонив все магазины электроники в городе.

У самых продвинутых геймеров водились более технологичные устройства. Пределом мечтаний был Game Boy от Nintendo. Сравните с нынешними карманными консолями или даже самыми дешевыми смартфонами: процессор с частотой 4 МГц, монохромный 2,6-дюймовый дисплей с разрешением 160×144 пикселя, 8 КБ памяти и вес 400 г. Чтобы поиграть, нужны были картриджи.

Встретить у нас Game Boy было практически невозможно. Консоль была дорогой, игровой опыт по сравнению с «настольными» приставками не такой интересный, а графика и вовсе крайне примитивная. Поэтому японскому чуду постперестроечные дети предпочли чудо китайское.

Если вы старше 25 лет, то наверняка помните штуковину, в простонародье называвшуюся «Тетрис». На самом деле официальное наименование игрушки — Brick Game. Так китайцы защитились от патентных претензий. Но мы-то знаем, что девайс был в первую очередь тетрисом, который за считанные годы оказался в кармане у каждого уважающего себя школьника.

На переменах и уроках, на улице и дома, в троллейбусе и метро — везде можно было неожиданно услышать писклявую «Калинку». Показателем крутости тогда была не марка или модель телефона, а количество игр в Brick Game. Одна или две — значит, неудачник, восемь — нормальный чувак, 9999 — самый клевый в классе парень. И не беда, что 9990 этих игр представляли собой просто разные уровни «Тетриса».

А какая эргономика! Идеальная балансировка, удобнейшая панель управления с выемкой для указательных пальцев. Да, экран маленький, но тогда ни у кого и мысли не было о 5-дюймовых дисплеях в портативных гаджетах. Большинство Brick Game были серого цвета, реже попадались черные, позже в продаже были зеленые и красные. Зато кнопки всегда оставались желтыми.

Порой встречались программные глюки. Например, в одной из игр-стрелялок можно было попасть в «секретный уровень», прострелив полоску в центре опускающейся пирамиды и потом пройдя по получившемуся желобку. Похожие то ли баги, то ли «фишки» были и в других играх, что придавало им некий ореол таинственности. Все равно что добраться до мифического мультика из «Ну, погоди!».

Brick Game оставались популярными даже в начале 2000-х. Потом на смену им пришли мобильные телефоны, PlayStation Portable и прочие радости новой цифровой эры.

* * *

Сегодня у геймеров выбор несравнимо шире, а возможностей больше. Но и поколению 1990-х жалеть не о чем: свою неповторимую долю фана они получили и могут с удовольствием предаваться ностальгическим воспоминаниям, укладывая Саб-Зиро в Mortal Kombat X на четвертой инкарнации PlayStation.

Что новенького способна предложить современная игровая индустрия, узнаем совсем скоро. Мы внимательно следим за ходом выставки E3 и расскажем обо всех важных анонсах.

Читайте также: Дистрибьютор игровых консолей Игорь Лойко: Xbox One — приставка для гиков, которая имеет большие перспективы

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by