Долгое время Беларусь оставалась «последним оплотом» Opera Software. После перехода десктопной версии норвежского браузера на новый движок белорусские пользователи дольше остальных сохраняли верность Opera, а наша страна некоторое время была единственным государством, где этот веб-обозреватель оставался самым популярным.
Opera Software: если бы не мы, интернетом никто не захотел бы пользоваться
Разработчики давно и долго делают все, чтобы вернуть прежние возможности в новую Opera. От чего-то сознательно отказались, что-то появится буквально со дня на день. Компания организовала пресс-тур во Вроцлав, в ходе которого не только познакомила журналистов Onliner.by со своим польским офисом, но и рассказала о том, как собирается возвращать утраченные позиции.
Почему мероприятие проходило в Польше? Как оказалось, Вроцлав — крупнейший центр разработок большинства продуктов норвежской компании. Именно здесь создают десктопную и мобильную версии браузера. Тут много сильных программистов, работа которых оценивается не так дорого, как в Норвегии.
— Насколько оправдан был переход на движок Blink?
— У любого решения есть свои плюсы и минусы, — рассказывает руководитель десктопных продуктов Opera Software Женис Бейсеков. — Мы осознанно решили отойти от того, над чем нам приятно было работать, — от движка Presto. Почему? Во-первых, теперь сайты в нашем браузере просто работают. Раньше в самые жаркие моменты у нас было больше 10 «кодеров», которые с самого утра и целый день занимались только тем, что «чинили» не работающие в Opera сайты.
Во-вторых, сократились сроки внедрения новых функций. Раньше крупное обновление браузера осуществлялось только раз в год. Все это время уходило на «допиливание» ошибок, новых «фич» и т. д. Сегодня себе это может позволить только Apple. Причем делает она это так, что после релиза очередной версии Safari сначала видим волну отзывов, мол, «вау, как круто», а потом — еще большую волну отзывов в стиле «у меня ничего не работает!» Теперь же благодаря 6-недельному циклу выхода обновлений мы гораздо быстрее можем исправить ошибки.
Наконец, в-третьих, перейдя на Blink, мы достигли высокой стабильности работы браузера. Если программное обеспечение «падает», то смысла в функционале веб-обозревателя нет.
По словам Жениса Бейсекова, он внимательно читает отзывы пользователей о выходе каждой версии Opera. Многие отклики носят негативный характер, но представитель норвежской компании уверен, что намного хуже, когда продукт вообще никак не обсуждается.
— Всегда и при любых обстоятельствах найдутся люди, которые будут говорить, что вы ленивые бездари, работаете медленно и вообще все делаете не так. Возможно, развитие браузера действительно идет маленькими шажками. Однако их много, и общий годовой объем проделываемой работы сопоставим с тем, сколько мы делали раньше.
— Почему в итоге старая добрая Opera, которую любили все ее пользователи, превратилась в совершенно другой браузер?
— Браузер, к которому все привыкли, был хорош пять лет назад. Сейчас мы задаем себе вопрос, каким будет обозреватель еще через пять лет. Сегодня даже у прежних гиков нет времени играться с настройками. Люди хотят получить продукт и пользоваться им без заморочек. Поэтому мы делаем так, чтобы в первую очередь браузер был удобен и не надо было копаться под «капотом», чтобы завести «машину». Это бессмысленно.
Женис Бейсеков подчеркнул, что Opera Software не собирается возвращаться к Opera 12. При этом разработчики обязательно продолжат работу над возвращением некоторых старых и внедрением новых функций.
— Во времена Opera на движке Presto не были распространены Facebook, «ВКонтакте», сервисы потокового видео и музыки. Прежняя Opera — это мезозойская эра. Мы хотим взять старые идеи, переосмыслить их, продумать дизайн и сделать браузер, которым захотят пользоваться люди и который будет актуален в ближайшие три-пять лет. Сантименты и ностальгия, конечно, важны, но надо двигаться дальше.
— А что вы можете сказать о браузере Vivaldi? Проект разрабатывается соучредителем Opera Software и обещает как раз «старую добрую Opera».
— Vivaldi — это ностальгический тип браузеров. (Смеется.) Мы рады за то, что ребята стараются, поддерживаем команду проекта и без всякой иронии желаем им успехов — там работают наши друзья и бывшие коллеги. На дворе 2015 год, и пользователи оценят, каким браузерам жить, а каким нет.
— Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный браузер?
— Было время, когда мы сильно боролись за веб-стандарты. Если бы мы этого не делали, то Microsoft с Apple сделали бы с интернетом такое, что им бы никто не захотел пользоваться.
Мы хотим быть эффективными. Браузер — это окно в интернет, и никто не хочет, чтобы его окно выглядело расфуфыренным. Максимум, что мы можем сделать, это позолоченную ручку. Некоторые же хотят быть эффектными. Но в случае с такими проектами проблема заключается в том, что в конце концов глаз привыкает или нет. Выбор, в какую сторону идти — эффектности или эффективности, остается за разработчиком. Веб-обозреватель Opera всегда предпочитал быть эффективным.
По большому счету, все, что нужно в браузере, это адресная строка и кнопка для открытия новой вкладки. Перегружать веб-обозреватель дополнительными «фичами» смысла нет. Но и упрощение придется не по душе многим продвинутым пользователям. Цель Opera — найти баланс между двумя позициями: предоставить достаточный функционал для того, кому он нужен, и простой интерфейс для тех, кто не нуждается в «лишних» возможностях.
Женис Бейсеков подчеркнул, что в основе любого браузера лежат четыре столпа — стабильность, скорость, простота и безопасность. Причем в последнее время все больше внимания уделяется именно последнему — безопасности.
В настоящее время программными продуктами Opera Software пользуются около 350 млн человек. Почти 280 млн пользователей приходится на мобильные браузеры, однако разработчики заверили, что ни в коем случае не будут ущемлять интересы любителей десктопной версии Opera.
Ближайшее будущее Opera
В выходящей сегодня 29-й сборке веб-обозревателя появились многие из «гиковских» функций, которых ждали пользователи. Вернулись настраиваемые «горячие» клавиши и расширенное управление с помощью жестов мыши, изображения на новой странице теперь выравниваются по центру, а историю посещенных страниц вынесли на экспресс-панель. Кроме того, реализована синхронизация вкладок, которая работает как в Opera 29 для компьютеров, так и в последней версии Opera для Android.
Говорить о дальнейших нововведениях в Opera Software не очень хотели — все-таки до релиза 30-й версии браузера довольно далеко и внедрение некоторых из планируемых к релизу функций может быть отложено. И все же разработчики хотят вернуть корзину с недавно закрытыми вкладками и функциональный настраиваемый сайдбар, куда можно будет встроить любое подходящее расширение (например, калькулятор или заметки).
Основными пользователями Opera остаются Беларусь и Россия. При этом у нас чаще, чем в стране-соседке, скачивают файлы. Кроме того, среди белорусов все еще много тех, кто сидит на старой Opera с движком Presto.
— Канал с бета-версиями браузера мало востребован и в России, и в Беларуси. В этих странах у пользователей есть мнение, что мы все делаем неправильно, причем они даже не хотят это проверить. Зато в конце концов мы больше удивляем белорусов, чем россиян: после месяца работы с нашим браузером с ним остается на 9% больше пользователей из Беларуси, чем из России. Кроме того, белорусы намного медленнее отказываются от Opera. Мы это знаем и ценим.
В настоящее время у Opera не самые сильные позиции — полмира завоевал Chrome, многим по старинке хватает IE. Тем не менее видно, что разработчики норвежского браузера верят в свое детище и еще попробуют удивить мир. Так, как им это удавалось раньше.
— Мы любим интернет, любим быть онлайн. Мало кто помнит, что были браузеры без вкладок, которые в итоге придумали в Opera. Первый выход в интернет с мобильного устройства многими был сделан с помощью Opera Mini. Мы делаем все для того, чтобы привести людей в онлайн и создать комфортные условия для серфинга.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by