Рецензия на фильм «Мстители: Эра Альтрона»

 
24 апреля 2015 в 8:00
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович

Ох и скучно живется миру без вселенского зла. Что ни день — то новый злодей, мечтающий об уничтожении планеты-матушки. Благо плохишей со вселенной Marvel хватит еще не на одну сотню фильмов. В «Эре Альтрона» роль антагониста возложили на некое подобие Терминатора и Скайнета вместе взятых.

Поклонникам комиксов Marvel перед походом в кинотеатр надо учесть, что кинематографисты весьма вольно обошлись с каноничной историей появления Альтрона. Чтобы не плодить лишних сюжетных линий, искусственный интеллект сделали детищем Тони Старка (он же Железный человек).

Цель, как обычно, была благая — создать могучую систему, способную оградить мир от разрушения и прочих непотребств. Что ж поделать, если Альтрон главную угрозу для Земли увидел в человечестве и теперь в полном соответствии со своей железной логикой пытается его уничтожить. Да, не ново и вторично, но главное — как все это подано зрителю.

Режиссер и по совместительству сценарист Джосс Уидон не стал сдерживать фантазию. В конце концов, речь идет о комиксе, в котором любая изощренная выдумка будет принята «на ура». В новых «Мстителях» огромное количество отсылок к известным блокбастерам и даже к японским мультфильмам. На удивление смотрится все это довольно сносно, даже гармонично.

В фильме полно правильных, зрелищных спецэффектов. Визуальное сопровождение повсеместных «Бах!» и «Бдыщ!» не раз убедит зрителя, что он выбрал правильный способ развеяться. Порой кажется, что «Эра Альтрона» вот-вот скатится к последним «Трансформерам» с их мелькающей перед глазами невнятной «робомешаниной». Создателям «Мстителей», однако, хватило чувства меры. Экшен здесь не только более сочный, но и гораздо более внятный и не утомляющий.

А вот сцен, перемежающих боевые эпизоды, могло бы быть поменьше. Почему в киноиндустрии последние 10—15 лет стало принято сильно затягивать хронометраж ленты? Об этом неизвестно, наверно, даже прокатчикам. Без ущерба для восприятия картины ее вполне можно было бы сократить до полутора часов, отказавшись от куцей любовной линии и не несущих никакой смысловой нагрузки воспоминаний героев о тяжком прошлом, жестоких наставниках и несбывшихся надеждах.

Местами провисающий сюжет реабилитирует незамысловатый, но легкий юмор. И правда, не бороться же со злом с серьезной миной на лице. Уверен, даже самые высокоморальные блюстители политкорректности не удержались от улыбки при фразе «Я не всевидящ» от одноглазого героя Сэмюэла Л. Джексона.

А уж как хороша страна Заковия, словно под копирку списанная с постсоветских государств! Здесь вам и милые сердцу ушатанные «Икарусы», и вытрезвители. Отличная пародия на «клюкву» плюс здоровый политический сарказм. «Только победа! Мы не сдадимся! Вернем американцев домой в гробах! Все вперед!» — взывает к восточноевропейским воякам барон Штрукер во время штурма базы ГИДРЫ экс-сотрудниками организации Щ.И.Т. И шепотом добавляет помощнику: «Ладно, я пошел сдаваться».

К сожалению, у актеров нет времени на то, чтобы раскрыть характеры своих героев. С другой стороны, для тех, кто смотрел предыдущие супергеройские фильмы или хорошо знаком со вселенной Marvel, это не станет большой проблемой. Железный человек в исполнении Роберта Дауни — младшего все так же юморит и играет «первую скрипку», Халк крушит все вокруг и страдает в перерывах между вспышками гнева, Капитан Америка морализаторствует, Тор играет мускулами и вершит справедливость, Соколиный глаз тих, скромен и больше всего пытается походить на обычного человека и т. д.

Супергероев много, настоящий злодей один. Но он как раз вышел так себе. Вроде и цель у него страшная, и «костюмчик» модный, и ресурсы неиссякаемые. А все-таки Альтрон со смешными металлическими желваками и задумчиво-грустным взглядом красных глаз не цепляет. Искусственный интеллект в «терминаторской» оболочке совсем не страшен, и даже непонятно, почему его так долго не могли уничтожить, — махина-то особо не сопротивлялась.

Искусственный интеллект нудно рассуждает о порочности человечества, подвержен вспышкам агрессии, но быстро отходит, извиняясь за оторванные конечности. В общем, Альтрон ведет себя слишком по-человечески, даже если этот человек — обиженный на весь мир психопат. Не хватает холодного расчета, чуждости людям. Чего уж там — даже супермегаспособностей, от которых можно было бы ахнуть, у Альтрона нет, если не считать армады пушечного мяса в виде роботов-подсобников.

Это, однако, не мешает получать удовольствие от просмотра фильма. Масштабные драки (о да, битву Железного человека с Халком вы запомните надолго!), зрелищные, качественные спецэффекты, красивейшие кадры (обратите внимание на почти романтичную сцену с парочкой роботов в залитом солнцем лесу ближе к финалу картины), уместный юмор и смешные шутки… Все это позволяет не обращать внимания на провисающий в середине сюжет и порой пафосные диалоги.

Напоследок предупрежу всех, кто собирается в кинотеатр на «Эру Альтрона». Уж не знаю, дело ли в прокатной копии ленты или в технических возможностях «Октября», где я ее смотрел, но на премьерном показе был очень тихий звук. На экране взрываются роботы, бесится Халк, звенят молот и щит, а слышишь в первую очередь шелестящие в зале пакеты. Проблема не бог весть какая серьезная, но слегка подпортить впечатление может, особенно если вы привыкли, чтоб от рокочущих звуков содрогались сиденья.

Читайте также:

Тачки, девочки, качки. Рецензия на «Форсаж 7»

Женщина на войне. Рецензия на фильм «Битва за Севастополь»

Путеводитель по кино: главные премьеры апреля

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by