Улететь с Земли: сколько стоит путевка в космос

13 апреля 2015 в 8:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: Space Adventures, Virgin Galactic

В детстве, особенно советском, мальчишек можно было не спрашивать о будущей профессии. После первого полета Юрия Гагарина в космос еще не один десяток лет мечтой для многих поколений оставалось звездное небо. Кем ты станешь, когда вырастешь? Космонавтом! Это потом, в 1990-е покорителей космоса в детских мечтах начали вытеснять бизнесмены, чиновники и супермены.

Уверены, что и сегодня у многих бухгалтеров, рабочих МАЗа, топ-менеджеров, милиционеров, водителей где-то глубоко в душе нет-нет да и даст о себе знать то самое чувство, заставлявшее верить: долечу до звезд, выдержу холодную пустоту беспроглядной тьмы, прогуляюсь по другим планетам и увижу Землю со стороны.

Кому-то детские мечты могут показаться наивными и неосуществимыми. Но позвольте, на дворе разгар XXI века — эпохи, когда электромобиль перестает казаться диковинкой, а в сумке у каждой бабушки есть смартфон, который умеет и знает больше, чем непутевый внук. Но что же с космосом? Неужели он так и остался далеко-далеко, не подпуская к себе непрошеных мечтательных гостей? В сегодняшней статье посмотрим, как стать космическим туристом и сколько для этого надо продать квартир в Каменной Горке.

Покорить МКС за $30 млн, погулять в открытом космосе за $15 млн

Вообще-то единственный честный способ побывать в космосе предлагает только американская компания Space Adventures в сотрудничестве с «Роскосмосом». Туриста обещают доставить с Земли на МКС и обратно «всего» за $30 млн. Говорят, скоро можно будет доплатить половину этой суммы за новое развлечение — выход в открытый космос.

Требования к таким путешественникам ненамного ниже, чем к профессиональным космонавтам. Претендента тщательно проверяют врачи, почти год его готовят к полету. По 16 часов в сутки приходится уделять внимание физической подготовке, изучению устройства корабля «Союз», на котором будет осуществляться полет, и даже русскому языку, если речь идет об иностранцах.

С вашего тела сделают гипсовый слепок, по которому создадут скафандр. Затем определят дату запуска, и — вперед в космические дали! На сам полет туда и обратно уходит около суток, еще несколько дней турист проводит на борту МКС, любуясь красотами через иллюминаторы.

Особенности тура строго индивидуальные. Не удивительно, что за 14 лет существования такой программы в космосе побывали только семеро туристов. К слову, на 1 сентября 2015-го запланирован полет восьмого — британской певицы Сары Брайтман. Кто следующий?

«Дешево» и сердито вместе с Virgin Galactic

Согласитесь, вот так просто взять и выложить на полет $30 млн сможет не каждый белорус. Ищем решения попроще и подешевле. Увы, но если у вас нет лишних миллионов, рассчитывать на покорение космоса не приходится. Разве что получится на какое-то мгновение заглянуть за пределы земной атмосферы.

Компания Virgin Galactic хочет поставить суборбитальные полеты на поток. По словам Ричарда Брэнсона, главная цель предприятия — позволить стать астронавтом любому гражданину любой страны. Действительно, по сравнению с проектом Space Adventures предложение от Virgin Galactic выглядит почти бесплатным — $250 тыс., включая обучение, проживание и необходимое питание. А вот за трансфер и напитки для сопровождающих придется доплатить отдельно.

Путешествие будет выглядеть следующим образом. Космический корабль SpaceShipTwo, вмещающий аж шестерых туристов, с помощью самолета White Knight Two поднимется на высоту около 20 км, после чего космолет отстыкуется и со скоростью, втрое превышающей скорость звука, на ракетных двигателях устремится ввысь прямо до границы с космосом (речь идет о 100—110 км над уровнем моря). Затем несколько минут парим в невесомости и возвращаемся на аэродром в пустыне Мохаве. На все про все уйдет два с половиной часа. Для подготовки достаточно будет трех дней, да и требования к физподготовке не такие строгие, как в случае со Space Adventures.

В Virgin Galactic рассчитывают, что полеты будут выполняться ежедневно. Списки первых путешественников составлены еще несколько лет назад! В первый коммерческий рейс SpaceShipTwo должен был отправиться в этом году. К сожалению, в прошлом ноябре прототип корабля разбился, погиб пилот. Катастрофа наверняка существенно передвинет сроки реализации программы.

Помимо Virgin Galactic организацией суборбитальных туристических полетов готовятся заняться и другие компании. Та же Space Adventures работает над похожим проектом, но вместо космического корабля и самолета в данном случае будут использоваться ракета-носитель и модуль Armadillo. По цене такой вариант выходит примерно вдвое дешевле, чем у главного конкурента.

Собственные разработки есть у XCOR, Boeing и некоторых других компаний, однако их главный недостаток заключается в еще более отдаленных, чем у Virgin Galactic, перспективах. Пока лишь детище британского бизнесмена Ричарда Брэнсона выглядит наиболее жизнеспособным и осуществимым.

«Предкосмос» для «бедных»

На полет до МКС денег не хватает, суборбитальных полетов пока банально нет. Что же делать истомившемуся по космосу белорусу? Нет ничего проще, чем отправиться в страну-соседку, где доступен ряд программ, так или иначе связанных с покорением космоса.

Например, за $15 тыс. в стратосферу на высоту 20 км вас отвезет МИГ-29. Сидеть вы будете в кабине второго пилота, пока первый будет развлекать вас фигурами высшего пилотажа. Если приплатите $2 тыс., то обещают на этом же истребителе сымитировать суборбитальный старт.

От туриста потребуют прохождения медосмотра, комплекса инструктажей и тренингов. Но, конечно, все это не сравнится со сложностями при подготовке к настоящему полету в космос. Здесь же на подготовку уйдет от силы пара часов.

Еще один вариант — ощутить космическую невесомость в самолете Ил-76 МДК. Аэробус оснащен лабораторией для подготовки космонавтов и время от времени используется для зарабатывания денег. Сначала самолет летит по горизонтали, потом резко набирает высоту и так же резко устремляется вниз. В результате где-то на полминуты создается нулевая гравитация. Полет длится полтора часа, в течение которых пассажиры проходят десяток точек с невесомостью. Цена удовольствия — $3,5 тыс.

В числе бюджетных предложений для несостоявшихся космонавтов — туры по Звездному городку и Байконуру. Во время посещения космодрома можно понаблюдать за запуском космического корабля. За такое опосредованное приобщение к космосу придется отдать почти $2 тыс.

Среди экзотических предложений на просторах интернета можно найти «билет» в состав экспедиции, занимающейся поиском космического корабля «Союз ТМА». Побродить по пустыне в Казахстане, разумеется, можно только за деньги. Точнее, за $3 тыс.

Увидеть Луну с расстояния 100 км за $150 млн

Поднаторевшая в космических путешествиях Space Adventures готовит вариант для наиболее состоятельных клиентов. В глубокий космос их пока не отправят, а вот в полет вокруг Луны — запросто.

В 2018 году американская компания планирует отправить в облет естественного спутника Земли двух туристов, каждый из которых заплатит за развлечение по-настоящему космические $150 млн.

Детали проекта еще обсуждаются, но все будет выглядеть примерно так. На российском корабле «Союз» путешественников доставят на МКС. Через десять дней с Земли запустят лунный модуль, состоящий из двигателей и бытового отсека. После этого «Союз» с туристами и пилотами отстыкуется от станции, состыкуется с подоспевшим модулем и на шесть дней отправится облетать Луну.

* * *

Космический туризм только набирает силу. Отрасль развивается медленно, и это понятно — дорого. Со временем, как и всякая новинка, услуга начнет дешеветь, особенно когда подтянутся конкуренты. Пока же большинству людей остается только мечтать о бескрайних просторах космоса. Конечно, если у вас случайно не завалялось лишних $20—30 млн.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by