Женщина на войне. Рецензия на фильм «Битва за Севастополь»

 
03 апреля 2015 в 8:00

К весне потихонечку подбирается май, а это значит, что вот-вот российская киноиндустрия разродится дюжиной псевдопатриотических фильмов с плохо поставленным экшеном в стиле Call of Duty, пафосными диалогами и скверно играющими актерами. Примерно к такому набору я был готов в отношении «Битвы за Севастополь». К счастью, на этот раз все вышло по-другому.

В большинстве случаев сегодняшний российский кинематограф — это или нелепое подражание Голливуду, или непроглядная «чернуха» в обертке артхауса. Снять что-то простое, но в то же время искреннее почему-то не получается. Фильм «Битва за Севастополь» создавался интернациональной командой из России, Украины и США. Удивительно, но таким разношерстным и, как сказали бы, политически неблагонадежным составом удалось снять одну из самых искренних картин о войне за последнюю четверть века.

Cтоп. «Битва за Севастополь» — кино не о войне, а о женщине на войне. Дурацкое название сбивает с толку и готовит к чему-то наподобие «Сталинграда». Здесь боям за город посвящен очень маленький отрезок хронометража, да и в целом во всей ленте совсем мало динамичных экшен-сцен. Кажется, все они поместились в трейлере. В фильме нет политического пафоса и патриотического надрыва, зато есть трогательная и теплая история реальной девушки — украинки Людмилы Павличенко. Снайпера, уничтожившего более 300 противников. Участницы боев, которая всего лишь хотела быть обычной женщиной.

…Отец Людмилы, строгий офицер НКВД, воспитывает дочь строго, чтобы подготовить ее к суровой военной жизни. Война, мол, обязательно будет. Люда же хоть и мрачноватая девушка, но знать не знает ни о каких войнах и наслаждается мирной жизнью. Поступить в институт, позагорать на пляже, пофлиртовать с парнями, ну и отличиться в тире — чем не обыденные девчачьи радости?

Прямо во время знакомства с родителями потенциального жениха-медика через сообщение по радио приходит война. Пухлощекий еврейский мальчик Боря Чпак готов предложить кольцо и не спорит, что воевать не хочет, зато может спасать жизни людей. И свое слово он таки сдержит.

Противостояние двух идеологий — пацифизма и ожесточенной воинственности — проходит через весь фильм. Взять того же Бориса, который остался спасать солдат в госпитале, или подругу Людмилы, протягивающую фляжку раненому немцу. С другой стороны — Павличенко, с улыбкой на губах отстреливающая противников как куропаток и собирающая с трупов жетоны аки призовые очки в тире. Одни считают спасенных, она — убитых, одни с одержимостью оперируют, она — с азартом стреляет.

«Война — это не только смерть, это еще такая жизнь», — одергивает один из героев ленты превращающуюся в орудие мести хрупкую девушку Люду в безразмерном бушлате. На войне милосердие и жестокость в одинаковой мере имеют право на существование, и создателям «Битвы за Севастополь» хватило профессионализма и мастерства обойтись без нравоучений.

В картине не так много ада и ужаса, которые несет в себе любая война. Здесь нет показного героизма и жертв во имя родины. Есть только боль конкретных людей от потери близких и любимых. Романтическая линия в фильме получилась на удивление теплой, без грамма пошлости.

«Битва за Севастополь» цепляет тем, что это в первую очередь красивое, трогательное и очень личное кино о человечном. Политические, идеологические эпизоды и пропагандистские агитки, если они и были, благополучно пошли под нож.

Будет нечестно утверждать, что лента идеальная. У Сергея Мокрицкого получилась очень хорошая драма, но боевик вышел посредственный. В экшен-эпизодах с атакой самолетов компьютерная графика выходит на первый план, и это очень плохо. Все потому, что реалистичность визуальных эффектов хромает на обе ноги. Нет, те же самолеты нормально смотрелись бы в War Thunder, но в фильме выглядят абсолютно чужеродными игровыми объектами. Что уж говорить, если даже у местных птиц их отрисованная на компьютере сущность проявляется с первого же кадра.

Неоднозначное впечатление осталось от актерских работ. В целом они здесь на порядок лучше, чем в большинстве современных российских картин. Исполнительница главной роли Юлия Пересильд чуть ли не весь фильм играет с одним выражением лица, но такова уж ее задача. Одних ее глаз крупным планом достаточно, чтобы увидеть образ сильной женщины, той самой, которая и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит.

А вот к исполнителям некоторых второстепенных ролей есть вопросы. Родители Бори и забежавшая к ним женщина появляются на пару минут, но оставляют неприятное «послевкусие», как кусочек нерастворившегося комка соли в каше. С другой стороны, есть и совершенно потрясающие эпизодические роли, которые, уверен, запомнятся зрителю надолго. Читающая стихотворение девочка — один из самых ярких эпизодов в фильме.

Не пошли на пользу ленте редкие, но хорошо заметные попытки повторить голливудские трюки и эффекты. Сгорающий в пламени костра детский медвежонок — это, конечно, символично, но все-таки чересчур безвкусно. Тренировки а-ля «Солдат Джейн», стерильная картинка с почти всегда ухоженными героями, взрывы под ногами, игры с цветовыми оттенками в эпизодах с мирным и военным временем… Не скажу, что все это выглядит совсем уж не к месту, но и на пользу работе не идет.

Технические претензии к картине ни в коем случае не умаляют ее достоинства. «Битва за Севастополь» — один из лучших военных фильмов на постсоветском пространстве, который совсем не хочется ругать, да и почти не за что. Значение победы в последние годы девальвируется, в том числе из-за дурно поставленных тематических лент. «Битва за Севастополь» дарит надежду, что еще не все потеряно.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by