С человеком, всей душой увлеченным своим хобби, всегда интересно общаться. Пять минут назад ты знать ничего не знал о старых пленочных фотоаппаратах, а теперь рассматриваешь раритетные штуковины с тем же огоньком в глазах, который горит во взгляде фотоколлекционера Дмитрия.
Он сам прислал письмо в редакцию Onliner.by. «Все считают нашу страну каким-то богом забытым уголком, где нет места творчеству и нечего показать иностранцам! Это вовсе не так, я вас уверяю. Просто дело в том, что никто не спешит выставлять напоказ то, во что была вложена уйма средств, сил, терпения и времени», — написал Дмитрий и приложил десятки фотографий своего увлечения.
Снимки оказались таким интересными, а письмо — настолько живым, что мы решили встретиться с коллекционером и пообщаться с ним об особенностях коллекционирования фотоаппаратов.
Дмитрий оказался молодым 27-летним человеком родом из Тростенца. Юность он провел в Дзержинске, потом поступил в иняз, а теперь вместе с семьей живет в Минске. Увлечение антикварными вещами и фотографированием, как и многие другие хобби, возникло давно.
— Меня с детства завораживали антикварные вещи. Французские канделябры, старые немецкие фортепиано, раритетные авто — все это вызывало у меня огромный интерес, восхищение. Мне нравилось смотреть на шедевры, созданные обычными людьми, которые вложили душу ради достижения непревзойденного результата. Неровня нынешней бездушной конвейерной «штамповке»!
Кто-то, чье детство пришлось на суровые 1990-е, мечтал о «Тетрисе» или «Сеге», а Дмитрия привлекала фотография. У отца был один из самых распространенных в советское время фотоаппаратов — «Смена-8М». Однажды маленький Дмитрий из чистого любопытства разобрал занимательную «коробочку», а обратно собрать не смог. Папа не расстроился. Правда, покупать замену не спешили.
— Я мечтал о своем личном фотоаппарате, но его покупка на тот момент казалась чем-то недостижимым. Помню, как стоял в одном фотоателье и смотрел на витрину с обычными мыльницами, цена которых в 1990-е была неподъемной — 30, 50, 90 долларов! В то время на эти деньги можно было прилично жить целый месяц!
И все же мечте было суждено воплотиться в реальность. В те самые 1990-е в семье завелась простенькая мыльница Kodak. Как и в большинстве постсоветских семей, на драгоценную пленку снимали лишь Новый год и дни рождения. Дмитрию же хотелось снимать мир, а не только родственников, которые и так постоянно на виду.
— Удивительное ощущение, когда приезжаешь забирать пленку из проявки и получаешь настоящую фотографию. Мне очень хотелось снимать природу, но мыльница в силу своих характеристик не могла обеспечить достойный результат. Из 24 кадров половина была засвечена. Зато когда что-то получалось, ощущения были неповторимые. Это намного круче, чем сегодня, когда на «цифру» можно снимать несчетное количество кадров.
О коллекционировании Дмитрий еще долго не думал. Спустя годы он купил аналоговую камеру Sony, затем свой первый цифровой фотоаппарат Samsung и зеркалку Canon. А пять лет назад заглянул на «Барахолку» Onliner.by и увидел модель «Смена-6» 1960-х годов, которая продавалась за смешные $10.
— И пошло-поехало — я начал собирать старые фотоаппараты. Именно в этот период я открыл для себя совершенно новый мир. Погрузившись всецело в процесс коллекционирования таких устройств, понял, что обрел свое хобби.
В течение пяти лет Дмитрий собрал более 700 фотоаппаратов, причем повторяющихся моделей среди них мало. Сначала в коллекцию шли только советские экземпляры. «Восток, «Спутник», «Зоркий», «Искра», «Салют», «Старт», «Зенит», «Восход», «Турист», «Чайка», «Этюд» и многие другие — благо запущенных в производство марок хватало. Потом настало время Agfa, Leica, Zeiss Ikon, Kodak, Praktica, Pentax, Canon, Minolta, Nikon, Yaschica!..
Любопытно, что на зарубежных онлайн-аукционах старые советские и иностранные камеры ценятся примерно одинаково. Порой же проще найти нужную модель в Беларуси. У многих с советских времен осталось несколько фотоаппаратов, причем мало кто из владельцев видит в них ценность. По словам Дмитрия, иногда получается купить что-то недорого оптом, а некоторые люди и вовсе бесплатно отдают экспонаты.
— В какую сумму вы оцениваете свою коллекцию?
— Пытался посчитать, но быстро сбивался со счета. На самом деле, хобби не такое уж и затратное. В среднем каждый экземпляр, думаю, обошелся в $50. Но удавалось что-то приобрести и за $5, и за $2, и даже бесплатно.
— Какая модель самая ценная для вас?
— Пожалуй, подаренная отцом камера «Восток» (не путать с «Восходом»!) с «мехом» кирпичного цвета. Фотоаппарат очень редкий, выпускался с 1948 по 1951 год, всего вышло около 1000 штук — крайне малая партия. Для сравнения, популярный в свое время «Зенит-Е» разошелся в количестве более 5 млн единиц. В основном же партии советских камер составляли в среднем около 100 тыс. штук.
О каждом из имеющихся в коллекции аппаратов Дмитрий готов рассказывать долго, увлеченно описывая все его преимущества. Вот этот «Горизонт», например, отлично снимает 120-градусные панорамы. Фотографии получаются четкими и ни в чем не уступают кадрам, сделанным смартфонами с модной панорамной функцией съемки. Кстати, герой нашей статьи высоко оценивает возможности современных мобильных камер.
В старых же фотоаппаратах многое зависит от пленки, ведь у каждой — свои особенности. Для 35-миллиметровой Fujifilm, например, характерен зеленоватый оттенок на фото, Kodak дает теплые цвета, а профессиональная Ilford Photo порадует настолько насыщенным и четким изображением, что ему позавидует даже современная дорогая «цифра».
— На самом деле, зернистость или размытость совсем не важны. Сделанные на пленку кадры мне дают душевное, эстетическое удовлетворение. Одно дело — снимки, отредактированные в Photoshop, другое — «голые» фотографии с пленки. Зачастую в последнем случае картинка получается лучше. А у той же природы, например, изъянов вообще нет и «исправлять» ее на фото не нужно.
Любовь к старым фотоаппаратам не означает, что Дмитрий снимает только на пленку. Во-первых, это дорого, особенно если задаться целью задействовать каждый из 700 экспонатов коллекции. Во-вторых, современная техника здорово облегчает повседневную работу фотографа.
Другое дело — оптика. Старые объективы бывают настолько хороши, что энтузиасты устанавливают их на современные зеркалки.
— Бывает, снимаю на старый мануальный Zeiss, который дает очень красивую картинку. Нравится Porst. Есть пара еще латунных объективов XIX века, хотя снимают они так себе — все-таки фототехника тогда была далека от совершенства. Что касается фотоаппаратов, то самая „пожилая“ модель, которая у меня есть, это Eastman Kodak начала XX века.
Дмитрий не участвует в конкурсах, не таскает камеры по выставкам и мало контактирует с более маститыми коллекционерами. Ему нравится снимать свои экспонаты: «При правильной расстановке получается настоящая антикварная картинка, шедевр. И этой картинкой абсолютно не перестаешь любоваться и восхищаться!»
— Глядя на повседневную серость, хочется ее разнообразить. Все мы живем-живем, ходим на работу, совершаем однообразные действия. А что после себя оставим? Получается, что ты был, что тебя не было, — по большому счету всем все равно. Я хочу поделиться с людьми красотой, которая есть вокруг, но которую никто не замечает.
Для меня коллекционирование фототехники стало сложным процессом, который затронул большую часть жизни. Без него жизнь была бы другой, не такой богатой и насыщенной. Это как безвредный наркотик, который не имеет вредных эффектов, но делает мир человека куда более ярким и интересным.
Когда я встречаюсь с людьми и говорю о своем увлечении, многие почему-то сразу спрашивают о деньгах, начинают искать какие-то меркантильные мотивы. Это понятно. По всем ударил кризис, стало намного сложнее содержать семью. А тут, видите ли, «коллекционер» тратится на побрякушки. Жаль, что люди много думают о материальном, а не о душевном покое.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by