Трусы и монстры: рецензия на фильм «Хоббит: Битва пяти воинств»

 
12 декабря 2014 в 8:30
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович

Вот и все, конец одной из самых масштабных киноэпопей современности. Тринадцать лет жизни Питер Джексон потратил на то, чтобы снять 20-часовой эпос о мире Средиземья. Ну и, конечно, на то, чтобы заработать миллиарды долларов, славу и почти два десятка статуэток «Оскар».

Последняя часть приквела к «Властелину колец» без лишних предисловий несется с места в карьер, насыщая каждую минуту экранного времени отменным экшеном, впечатляющими видами горящего Эсгарота и творящего безобразия Смауга. Весело, задорно и красиво! Особенно удался смачный, сильный эпизод со смертью дракона — едва ли не сам чувствуешь угасание жизни древней твари.

Небольшая передышка, и перед зрителем во всей красе разворачивается та самая битва пяти воинств, которая дала подзаголовок последней части трилогии. Питер Джексон снял впечатляющие батальные сцены, сравнимые с «Храбрым сердцем», только сдобренные спецэффектами. Отдельное спасибо за то, что сражения не скрывают под покровом ночи: все стычки происходят при свете дня, поэтому наблюдать за ними сплошное удовольствие.

В перерывах зрителю рассказывают о долге и чести, дружбе и предательстве, трусости и самопожертвовании, любви и расставании. Просто и доходчиво, без назидательства. Все как и положено толстому качественному блокбастеру.

Последняя часть трилогии получилась самой взрослой и серьезной. Шуток почти нет, все внимание сосредоточено на взаимоотношениях главных героев и битвах. Не удивительно, что последние поставлены с грандиозным размахом. Крушащие все на своем пути тролли, порхающие боевые эльфы, суровые клыкобородые гномы, протяжный звук горна, припорошенное снегом подножие величественной Эребор, топот тысяч марширующих ног, парящие в небе орлы, летящие с плеч орков головы, драматические дуэли… Яркие эпизоды сменяют друг друга с нужной частотой. Заскучать не успеваешь, но и от калейдоскопа событий не устаешь. Пиршество для глаз и ушей вышло знатное!

Третья серия «Хоббита» получилась в меру пафосная. Время от времени звучащие призывы встать на защиту добра и покончить со злом почему-то никак не мешают позитивному восприятию ленты. Режиссеру удалось не перейти ту грань, за которой — лишь кислые от кинолозунгов и штампов лица зрителей. Здесь возвышенным речам почему-то веришь, а призывам славных витязей хочется следовать прямо в кинозале.

Во многом это заслуга актеров. Стальной взгляд Ричарда Армитеджа лучше слов передает трансформацию Торина, пораженного «драконьей болезнью». Бард Лучник в исполнении Люка Эванса — настоящий лидер, способный сплотить слабых людей. Мартин Фримен к 43 годам добрался до вершины своей актерской карьеры. И хотя в третьей части «Хоббита» его персонаж отошел на второй план, именно он выглядит самым разумным героем и кажется единственным, кто не хочет ни войны, ни золота, ни смертей.

«Хоббит: Битва пяти воинств» — не идеальный блокбастер. При желании его есть за что пожурить. Самому Дж. Р. Р. Толкину фильм Питера Джексона вряд ли бы понравился. Все же повесть британца больше похожа на сказку, с почти пряничными орками и троллями. Да, там тоже есть смерть, но само произведение все-таки ближе к рассказанной перед камином уютной истории, чем к промозглой, жесткой сече на словно скопированных из Skyrim просторах.

Многие поклонники книжной версии «Хоббита» наверняка продолжат возмущаться несоответствием картины первоисточнику. Джексону можно припомнить и неканоничное убийство дракона, и отказ от решающей роли Беорна (оборотню-медведю подарили от силы пару секунд экранного времени), и скомканный эпизод с орлами. Все это типично гиковские, фанатские претензии. В конце концов, никто и не говорил о дословной экранизации повести английского профессора. Как раз благодаря тому, что лента снята всего лишь по мотивам, некоторые сцены удались лучше, чем они описаны в первоисточнике.

Если говорить о серьезных недостатках, то нельзя не упомянуть о возрастном цензе. Стремление угодить всем и вся, а также собрать максимально возможную в этой Вселенной кассу привело к тому, что картина получила рейтинг «от шести лет». Из-за этого великолепные батальные сцены потеряли в реалистичности (если о ней, конечно, вообще уместно говорить, упоминая фильм о хоббитах, эльфах и орках). Вокруг летают срубленные головы, но нет ни капли крови.

Эльфийский король Трандуил, собственноручно умертвивший сотню-другую вражин, щеголяет в сияющих чистотой и лоском доспехах. О недавней сече призвана напоминать лишь пара тонких черных полосок орочьей крови, стильно оросившей лицо эльфа. Смешно и несерьезно, особенно учитывая общую взрослую атмосферу ленты.

К вызывающим недоумение моментам отнесем также прыгающих по отвесным скалам козлов с оседлавшими их гномами, ультраскоростную телегу-колесницу да куцый любовный треугольник, непонятно зачем вообще придуманный Питером Джексоном. Олицетворяющий трусость шутовской помощник бургомистра тоже слабо вписывается в повествование. Благо на него приходятся и так немногочисленные юмористические вставки.

Внимательного зрителя ближе к последней трети фильма утомит слишком частое «спасение в последний момент». Здоровенный орк вот-вот убьет героя! Получите спасительный удар от союзника. Повторить с разными персонажами десять раз до зубовного скрежета.

«Хоббит: Битва пяти воинств» — без сомнения главный зимний блокбастер, от которого легко получить удовольствие. Погрузиться во вселенную Средиземья, жестокую и холодную в нынешней интерпретации Джексона, не помешают ни низкий возрастной ценз с его ограничениями, ни несколько однотипных приемов. Отличный повод сходить в кино перед Новым годом!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by