Астрофотограф Виктор Малыщиц рассказал о съемке белорусского звездного неба

 
19 393
14 ноября 2014 в 12:40
Источник: Виктор Малыщиц. Фото: Виктор Малыщиц
Источник: Виктор Малыщиц. Фото: Виктор Малыщиц

Работы минского фотографа и астронома Виктора Малыщица в прошлом уже не раз публиковались на Onliner.by. Автор фантастических снимков ночного неба предлагает нашим читателям новый сюжет, который позволяет взглянуть на Беларусь в свете звезд. По словам Виктора, белорусская погода дает совсем немного шансов ночным фотографам, а часть благоприятного для съемок периода он провел в экспедиции по Кавказу.

Для получения хороших снимков нужно, чтобы небо было ясным, Солнце опускалось достаточно глубоко под горизонт, чтобы не было полной Луны, чтобы в выбранном месте не оказалось уличных фонарей. Учитывая, что больше половины лета в Беларуси очень светлые ночи, астрофотографы нашей страны могут снимать только во второй половине весны или в конце лета — начале осени.

Один из главных символов Беларуси — Мирский замок — ночью даже в присутствии фонарей выглядит необычно. Кстати, во второй половине ночи в Мире выключается почти все освещение.

(для увеличения нажмите на фото)

Беларусь — страна рек и озер, которые становятся излюбленной «добычей» ночных фотографов. Земля на снимках часто получается слишком темной, а присутствие воды и отраженного в ней неба дает хоть немного света и в нижнюю часть кадра. Поэтому среди моих объектов традиционно много воды.

Река Неман в Столбцовском районе возле деревни Миколаевщина. Эти места — родина Якуба Коласа, и его слова «дубы дзе дружнай чарадою стаяць як вежы над вадою» и по сей день актуальны: берега на изгибах реки украшены раскидистыми дубами.

Березина в 10 километрах южнее Борисова. Оранжевая засветка слева в кадре — это и есть Борисов, а фиолетовое пятно прямо в северном направлении — по-видимому, очень слабое полярное сияние.

Многие знают про уникальный комплекс Браславских озер. Однако далеко не все белорусы знают о еще одном уникальном озерном комплексе — Ушачском. Озеро Большое Уклейно в Ушачском районе:

Река Случь возле Микашевичей. Фото сделано 1 июня — в это время на широте Минска ночи уже слишком светлые для съемок и астрономических наблюдений, а жители Полесья все еще могут любоваться ярким Млечным Путем:

Там же, на Полесье, недалеко от Пинска, находится уникальная деревня Кудричи. Тридцать лет назад туда не вели дороги, а люди были оторваны от цивилизации. Колорит немного сохранился и по сей день: некрашеные бревенчатые дома, камышовые крыши, 500-летние дубовые ульи и почти полное отсутствие планировки — дома стоят на небольших возвышенностях, которые во время сильных разливов Ясельды превращаются в острова посреди бескрайней воды.

Костел Девы Марии в деревне Задорожье Глубокского района. Фотографии с треками звезд, как правило, делаются при очень больших выдержках — от часа и более. Поскольку цифровые камеры не очень любят столь длительные экспозиции, а ошибочно выбранная выдержка или диафрагма может перечеркнуть старания всей ночи, фотографы теперь чаще снимают непрерывную серию кадров, а затем суммируют их программно.

Недалеко от Задорожья находится озеро Плисса. Водоем необычной формы практически полностью расположен в сосновом лесу, имеет семь маленьких островов. Ночи здесь очень темные и звездные:

Кстати, во многие места я езжу не один, а с товарищем, у которого есть SQM-L — специальный прибор для измерения яркости ночного неба. Как известно, чем темнее небо, тем больше возможностей видеть самые слабые звезды. И из всех поездок самое темное место в Беларуси оказалось недалеко от озера Плиса — у железнодорожного моста через очень живописную речку Шоша, которая берет исток из озера. Глубокой ночью, когда в ближайших населенных пунктах гаснет освещение, здесь темнее, чем на некоторых высокогорных обсерваториях!

По дороге от Шоши до Минска удалось зафиксировать интересное атмосферное явление — световой столб от восходящего Солнца. Мало того что явление само по себе довольно редкое, особенно для мая, так еще этот столб оказался и очень высоким — до 45 градусов в высоту.

Старинная церковь Святого Михаила Архангела в деревне Сынковичи под Слонимом. Оранжевые пятна слева у горизонта — это подсвеченные фонарями облака, а вот зеленые сполохи справа — это свечение атмосферы.

Еще одна жемчужина православной архитектуры, которой, правда, повезло меньше, — полуразрушенная Троицкая (Белая) церковь на полуострове озера Черейское (Чашникский район). Если верить исследователям, то руины храма — единственные в мире в стиле раннего барокко, дошедшие до нас в первозданном виде. Великолепное озеро с трех сторон только подчеркивает красоту храма даже в столь плачевном состоянии.

А вот и само озеро Черейское:

Для любого астронома поймать в кадре редкое небесное явление — большая удача. За этот сезон мне довелось поохотиться и за редчайшими для Беларуси полярными сияниями, и за загадочными ночными серебристыми облаками. Самое яркое полярное сияние удалось заснять 12—13 сентября, хоть и ярким его можно назвать с очень большой натяжкой:

Серебристые облака за лето показались несколько раз, но действительно впечатляющими они были 4 июля. Удивительно: даже в начале четвертого утра, когда уже вовсю сияла предутренняя заря, эти облака светились еще ярче.

У каждого фотографа есть собственные приемы съемки ночных пейзажей. Моими секретами я готов поделиться с читателями.

1. Далеко не всегда дорогой и качественный объектив даст хорошую картинку именно по звездам. Поэтому перед покупкой линзы для астрофото обязательно поищите примеры звездных снимков, сделанных ею. В последние годы очень хорошо зарекомендовала себя продукция фирмы Samyang. Вся их линейка широкоугольной оптики (14, 24 и 35 мм) с легкостью обходит на звездных фото именитых конкурентов, которые порой могут стоить дороже в 5—6 раз. Отсутствие автоматики для ночных пейзажей или timelapse — это только плюс. Из «полтинников» я был очень впечатлен объективом Sigma 50mm F1.4 DG HSM Art.

2. Снимайте мозаики. Даже топовые камеры до сих пор слишком сильно «шумят», что сразу становится заметно на фото. Сверхширокоугольные объективы не могут обеспечить высокую светосилу, а вся оптика на открытой диафрагме выдает целый букет аберраций. Съемка панорамы частями и ее последующая склейка в специальных программах позволяет получить многопиксельную картинку, которая, будучи уменьшенной до нормального размера, имеет гораздо меньший шум и аберрации.

3. Делайте по несколько кадров на темных участках земли. Земля на ночных пейзажах слишком темная. Чтобы осветлить ее, можно применить два подхода: либо организовать подсветку, либо пробовать вытянуть все возможное из теней при обработке RAW-файла. Во втором случае картинка выглядит, как правило, натуральнее, однако за это приходится расплачиваться ужасным шумом. Для того чтобы этот шум уменьшить, можно снять несколько одинаковых кадров и усреднить их (в Photoshop это File → Script → Statistics, в окошке выставить параметр Mean).

4. Пользуйтесь штативной головой-трекером — компактным устройством, которое позволяет вращать камеру вслед за звездным небом. Тогда можно снять звезды со слежением, а затем, выключив механизм, снять землю. Потом все склеивается в Photoshop. Правда, нормально применить трекер можно только если в кадрах нет веток деревьев и воды, да и чтобы смонтировать небо и землю без следов, необходим опыт. По этой причине я такое устройство пока не использую, но в некоторых случаях сожалею о его отсутствии.

5. Используйте диффузный фильтр. Проблема качественной оптики — все звезды получаются крошечными точками одного размера, яркости и без цвета. Никаких созвездий на таком фото не разобрать. Но если звезды слегка «распушить» с помощью диффузного фильтра, яркие на фото получатся крупными, а мелкие не изменят размеров. При этом сохранится и цвет. Чтобы не сделать снимок слишком мягким, фильтр обычно вводят перед объективом всего на 3—4 секунды во время экспозиции, удобными здесь будут квадратные фильтры без оправы. На приведенных здесь снимках я еще не пользовался софт-фильтром, и, чтобы сделать размеры звезд разными, приходилось идти на ряд технических ухищрений.