«Интерстеллар»: космос внутри

 
07 ноября 2014 в 8:30
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович

Если вы решили прочитать эту рецензию, чтобы узнать, стоит ли идти на «Интерстеллар», можете сразу закрывать страницу и бежать в кино. Фильм Кристофера Нолана больше других премьер этого года достоин того, чтобы его увидеть. Пожалуй, лишь ярым поклонникам летних «Трансформеров» лучше потратить время на что-нибудь другое.

Если вы все же добрались до этого абзаца, значит, вас надо убедить, что трехчасовой космический эпос стоит потраченных на билет 30 тысяч рублей и затекших конечностей. Что ж, постараемся сделать это в течение следующих пяти минут.

Кристофер Нолан не скрывает, что во время съемок «Интерстеллара» вдохновлялся шедевром Стэнли Кубрика. Более того, современный киномастер отдает дань уважения киногуру прошлого столетия. Взять хотя бы робота, напоминающего Монолит из «Космической одиссеи 2001 года». Нолан, правда, свою историю начинает не с зарождения человечества, а с его упадка.

Наша планета погибает от пыли, песчаных бурь и зараз, уничтожающих зерновые. Человечество оказалось на грани вымирания от голода. Экс-летчик Купер вместо того, чтобы покорять небо, ради пропитания детей вынужден заниматься тем, что ему мало нравится — фермерским хозяйством. Все меняется после частичной расшифровки загадочного послания то ли полтергейста, то ли инопланетян, то ли гравитационной аномалии. Купер находит засекреченную базу NASA, где к старту готовят призванный спасти человечество межзвездный корабль.

Это лишь завязка масштабного полотна, полноценного космического эпоса о выживании, жертвенности, прощении. И, конечно, о бездонном, красивейшем, оглушительно тихом космосе. К слову, не последнее место в фильме занимает звук. Порой на контрасте бушующей эмоциональности людей и абсолютной тишины звезд режиссеру удается добиться большего эффекта, чем с помощью визуальных приемов.

А последние в «Интерстелларе» необычайно хороши. Здесь нет побоищ гигантских компьютерных кальмаров-трансформеров и стрельбы из квантовых бластеров. Только щемящее сердце, отстраненное величие планет, звезд, пространственно-временной червоточины, черной дыры, символично названной Гаргантюа, и на фоне этой вселенской мощи — пары микроскопических, наполненных жизнью космических кораблей.

Придуманные Ноланом и помогавшим ему физиком Копом Торном безжизненные планеты, которые исследуют главные герои, во сто крат интереснее всего, что показывала фантастика в последние лет двадцать.

Удивительно, но режиссеру удалось органично вплести в космооперу человеческую драму. Нолан непривычно глубоко для своих работ затрагивает тему любви, но без лишнего морализаторства. При этом будьте готовы, что ком нет-нет да и подкатит к горлу. В моменты затишья по кинозалу разносилось хлюпанье далеко не одного носа, слабину давали даже мужчины!

Не забыл британец и о своем фирменном заигрывании со временем. Здесь игры с ним еще больше, она тщательнее, запутаннее и серьезней. Работы для головы — хоть отбавляй. Все в стиле Кристофера Нолана.

Порой во время просмотра кажется, что режиссер пытается объять необъятное, пробует жонглировать жанрами. Благо у него это прекрасно выходит. Благодаря сбалансированной, мастерски выверенной порционной подаче разнообразных тем лента не кажется лоскутным одеялом, а предстает как цельная, законченная картина.

Казалось бы, как можно увязать в цельную историю пятое измерение, межгалактические перелеты, призрака, «инопланетян» и глупую, на первый взгляд, почти случайную находку подземного центра NASA? Нолан не позволяет себе скатываться в трэш и финальным финтом заставляет многих зрителей раскрыть рты. Или чесать затылки. Намеки об инопланетном разуме летят в тартарары, ближе к концу фильма вся история становится проще и одновременно гораздо сложнее.

Режиссер не поскупился на гуманистические посылы. Кристофер Нолан истово верит в человечество, в его безграничные возможности и величие. Вопреки нынешним кинотрендам, будущее по Нолану обязательно должно быть в светлых, добрых оттенках. Во время просмотра «Интерстеллара» в это верит и зритель. Верит, что человечество должно стремиться не к покупке нового iPhone, а к чему-то большему, по-настоящему значимому.

«Интерстеллар» заставляет задуматься, фильм радует глаз и бередит душу. Его хочется посмотреть еще раз, а то и больше. Чтобы разобраться во всех кажущихся бесчисленными пластах, решить десятки загадок и заново оценить переживания героев.

Мэттью МакКонахи стал настоящим украшением ленты. Страшно представить, во что превратился бы «Интерстеллар», если бы его, как изначально было задумано, снимал Стивен Спилберг с Уиллом Смитом в главной роли… Волевые черты обветренного лица МакКонахи, простака с пронзительно-уставшим взглядом, как нельзя лучше вписались в атмосферу обреченности. Пожалуй, в одной из самых неожиданных ролей выступил располневший Мэтт Дэймон.

У Кристофера Нолана вышла отнюдь не идеальная картина. Порой кажется, что режиссер заигрывает со зрителем, пытается одурачить его, окуная с головой в обилие физических терминов. Попытки выжать слезу иногда делаются чересчур топорно. Многие прописные истины (любите своих близких!) звучат излишне пафосно. В отличие от «Одиссеи», недосказанной и полной недоговоренностей, «Интерстеллар» отвечает на все вопросы, сводит все концы с концами. Такова дань моде, привыкшей потакать современной публике. Особенно нелепо смотрятся словно вставленные в последний момент эпизоды, когда тот или иной герой, оторвавшись от дела мировой важности (без преувеличения), начинает рассказывать о законе Мерфи, сингулярности или пяти измерениях.

Однако достоинства фильма, словно сделанные кистью художника широкие мазки, затмевают собой все мелкие царапины-недостатки. Трехчасовая, наполненная символизмом (чего стоит название черной дыры и проекта по спасению человечества) история ошеломляет, пытается сломать мозг, но удерживает внимание до самых титров. Кристофер Нолан снова попытался угодить всем и вся, от любителей кино умного до поклонников кино красивого или драматичного. И у него это снова получилось.

Живые эмоции и реакцию зрителей на картину после сеанса, смотрите в нашем видеоопросе.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by