Наведи, сними, умри: почему гибель мыльниц нам на руку

 
38 328
09 октября 2014 в 10:20
Автор: Влад Борисевич
Автор: Влад Борисевич

Чуть больше 10 лет назад цифровые камеры разделились на две очевидные категории — компактные мыльницы и зеркальные фотоаппараты. Дорогие зеркалки были прерогативой профессионалов, которые требовали максимального качества картинки и удобства. Мыльницы покупались для других целей — простой съемки детей, семьи и, конечно, путешествий. Они различались по цене в зависимости от возможностей — от простой модели «наведи и снимай» в розовом пластике до массивного ультразума с ручными настройками.

Качество камерофонов перестало быть «отстоем»

Производители мобильных телефонов начали вставлять в них камеры еще в те времена, когда был жив Palm, а «раскладушка» Motorola вызывала зависть. До недавних времен люди снимали на телефонный аппарат в исключительных случаях и не воспринимали такие картинки всерьез. И хотя «лучшая камера — это камера, которая с вами», еще вчера качество снимков, сделанных телефонами, вызывало лишь разочарование. Даже откровенно нетребовательные к качеству фотографий люди брали себе мыльницу — других вариантов получить нормальный кадр просто не было.

Но настоящий расцвет камерофонов начался с выпуском iPhone. Смартфоны пошли в атаку на компактные камеры где-то между выходом iPhone 4 и iPhone 4S, которые стали одними из первых популярных устройств с сенсорами обратной засветки. Эта технология облегчила доступ света на сенсор камеры — фотографии стали менее шумными, более яркими и насыщенными.

Камеры смартфонов продолжили совершенствоваться, и в какой-то момент эволюции четкая граница между ними и компактными фотоаппаратами просто исчезла. Нравится нам это или нет, факт в следующем — телефоны заменили традиционные компактные камеры для миллионов людей.

Продажи цифровых мыльниц сползали вниз несколько лет, но в последние месяцы это стало настолько очевидным, что вызвало негодование даже у такой узконаправленной компании, как Molex, штампующей разъемы для USB- и HDMI-проводов. Сегодня компакты почти мертвы. За первые четыре месяца этого года их продажи упали наполовину.

Пленочная фотография повторила судьбу динозавров, цифровые мыльницы повторят судьбу мамонтов. Компакт-камеры замещаются iPhone, Samsung Galaxy и даже Google Glass с нарастающим ускорением. В 2014 году на Flickr первые четыре места в рейтинге самых популярных камер уже заняты разными моделями iPhone.

Тем не менее следует признать, что даже недорогие мыльницы до сих пор более функциональны, чем iPhone. Действительно, смартфоны не имеют мощного зума и достойной вспышки, но критично ли это для большинства людей? Если камера в вашем телефоне достаточно хороша, какой смысл покупать очередной гаджет, который нужно будет таскать в сумке ради малозначительного преимущества?

Ошеломительное число снимков делается смартфонами каждый день, и для большинства людей телефон и есть единственная и основная фотокамера.

В 2011 году iPhone 4 стал самой популярной камерой на Flickr, большом сообществе фотографов в интернете. Он сделал это при разрешении только 5 Мп — непростительном для любого компактного фотоаппарата. Но его простоты и качества оказалось довольно, чтобы миллионы людей с легкостью забыли о компактах.

В целом, мы становимся все меньше и меньше заинтересованными в вещах, которые недавно были чрезвычайно важны при покупке. Например, число мегапикселей современной камеры существенно превосходит действительные нужды человека. Многие цифровые зеркалки обладают разрешением 20 Мп, и повышение этой цифры не имеет смысла, учитывая, что фотографии с iPhone 4 пригодны для отпечатка 30 на 40 см. Достаточно качественные камеры встроены в большинство телефонов — фотография вдруг стала доступной для каждого.

Проведенное Sony исследование выявило, что 6 из 10 владельцев зеркалок редко или вообще никогда не выводят камеру из автоматического режима. Также исследование продемонстрировало, что зеркальный фотоаппарат считается символом статуса, но при этом владельцы воспринимают зеркалку габаритной и сложной после покупки. То есть большинство таких фотографов не хотят ее использовать и уж тем более покупать новую.

Сейчас можно уверенно говорить о 10—15% падении интереса к зеркальным камерам по всему миру. Это довольно необычно, потому что последние 10 лет зеркалки только набирали популярность и ежегодно удваивали свои продажи.

Беззеркалки пока не оправдали возложенных на них надежд

Производители камер второго эшелона увидели эту тенденцию еще 5 лет назад и создали беззеркальные фотоаппараты. Это был грамотный ход, чтобы заинтересовать фотографа, которому недостаточно мобильного телефона и при этом он не хочет усложнять себе жизнь зеркалкой.

Так появилась система камер Micro Four Thirds с ручными настройками, сменной оптикой и более компактными, красивыми формами. C ценами от нескольких сотен до пары тысяч долларов устройства привлекли многих и стали глотком свежего воздуха в неизменной на протяжении почти 50 лет концепции зеркалки.

Беззеркалки оказались изящным выходом для Panasonic, Olympus и Fujifilm — компаний, по большому счету никогда не хваставшихся большими продажами.

Однако какими бы классными эти камеры ни были, они пока так и не вышли на прогнозируемый потенциал. Зеркалки до сих пор быстрее и удобнее, тогда как недорогие компакты начинают отмирать.

И для небольших компаний такой ход событий очень плох. Canon, Nikon и Sony продают более 60% всех камер. Первые два производителя в безопасности, потому что вне конкуренции в «зеркалкостроении». Sony же просто оказалась самой предусмотрительной с беззеркалками NEX, к тому же она поставляет CMOS-сенсоры половине мира.

Зеркальная камера стоимостью $5000 и объектив за $2000 всегда будут снимать лучше смартфона. Фотомодуль в телефоне никогда не будет способен сравниться с топовой зеркалкой. Однако в реальном мире у людей нет неограниченных бюджетов.

Беззеркалки снимают лучше, чем iPhone. Но тратить несколько сотен долларов на устройство, которое лишь снимает «лучше», нерационально. Вот тут, в кармане, лежит ваш телефон, который все равно придется обновлять, который вы носите с собой всегда, который имеет программы для редактирования фотографий и который уже достаточно хорош.

Почему смерть компактных камер должна нас радовать

Смерть компактных камер ужасна для всех известных нам японских брендов, но живительна для простых людей — она запустила гонку вооружений, которой не было долгие годы. Производители фотоаппаратов из кожи вон лезут, чтобы удовлетворить редеющие ряды людей, пока еще готовых потратить свои деньги на компакт.

Самые новые камеры стоят дороже мыльниц, но имеют действительно высокое качество картинки и светосильный объектив, о чем раньше можно было только мечтать. И ставки очень быстро повышаются — поставить хороший зум на 1/1,7″ сенсор уже недостаточно. Появилась целая группа компактных камер с большим сенсором, отличной оптикой и высокой частотой серийной съемки.

Мы наконец-то начали получать то, что заслуживаем. Нас перестали кормить мегапикселями и цифровой стабилизацией. Теперь мы имеем устройство, над которым реально потели инженеры — на пределе возможностей умещающегося на ладошке фотоаппарата.

Компания Panasonic взбодрилась до такой степени, что готовит смартфон с камерой Leica на базе сенсора диагональю в 1 дюйм. До недавних пор он встречался лишь в самых дорогих компактах, а производители лениво жаловались на сложность таких фотоаппаратов в производстве. Так что тяжелые времена для японских заводов еще никогда не были так хороши для тех, кто хочет купить хорошую компактную камеру.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by