Тинейджеры без страха и упрека. Рецензия на блокбастер «Бегущий в лабиринте»

 
30 062
19 сентября 2014 в 8:30
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович

В белорусских кинотеатрах стартует последний летний блокбастер (ведь сентябрь — это все еще немножко лето, правда?) — приключенческая фантастика «Бегущий в лабиринте». Фильм эксплуатирует неожиданно высокий интерес зрительской аудитории к лентам подростковой тематики и намерен положить начало новой кинофраншизе.

«Сумерки», «Голодные игры», «Дивергент», «Академия вампиров». Кажется, тинейджерско-девчачья фантастика надоела уже всем, в том числе и аудитории, на которую рассчитаны подобные картины. Ан нет! «Бегущий в лабиринте» продолжает поднадоевший тренд. Однако все оказалось не так плохо, как можно было бы рассчитывать. Лента получилась вполне смотрибельной, напряженной и даже интересной. Не обошлось без банальностей и несуразностей. Однако обо всем по порядку.

Главный герой фильма — подросток Томас. На дребезжащем лифте его поднимают откуда-то из недр земли на ее поросшую зеленью поверхность. Юноша ничего не знает о своем прошлом, до поры не может вспомнить даже собственное имя. Томас оказывается в небольшом поселении, где живут такие же «непомнящие» парни. Каждый месяц лифт доставляет им припасы и одного новичка. И так на протяжении последних трех лет. Спуститься на лифте нельзя, а небольшой клочок земли, где живут ребята, со всех сторон окружают 30-метровой высоты внутренние стены гигантского лабиринта.

Среди подростков существует некое подобие социального расслоения. Есть руководитель и его помощники, есть строители, земледельцы и почитаемые всеми бегуны, которые каждое утро уносятся в недра лабиринта, чтобы вечером вернуться и внести хоть какую-то ясность в понимание структуры строения. Ах да, по вечерам единственные ворота в лабиринт закрываются, а тех, кто остался внутри, ждут гриверы — похожие на гигантских пауков органико-кибернетические страшилы. Надо же такому случиться, что помимо проблем с чудищами парням подкидывают еще одну головную боль — девушку. Это при том, что раньше женский пол на «островке» замечен не был.

Нет-нет, вы не станете неловкими свидетелями пубертатных переживаний главных героев. Представляю, как тяжело было отказаться продюсерам от любовных страстей, но в итоге «Бегущий в лабиринте» смотрится намного лучше упомянутых выше «коллег» — ни одного поцелуя или даже томного взгляда здесь нет и в помине. Благо у героев фильма есть более интересные для зрителей занятия.

Лента стартует с места в карьер, без ненужных предисловий, и старается постоянно держать в напряжении. Здесь есть много от компьютерной игры, которая старается развлечь геймера разными способами. Вот вам немного загадок, потом — драйвовый забег, а вот — элементы боевика, после чего извольте слегка фантастики и чуть ли не детективного триллера. Едва зритель начинает скучать, ему немедленно подбрасывают новые развлечения. Постоянная смена действий без откровенных провисаний удерживает интерес к тому, что происходит на экране. Это ли не главная задача блокбастера?

К тому же «Бегущему в лабиринте» повезло с главным героем. В картине он вышел донельзя харизматичным, с отлично прописанным, весьма сложным характером. Речь о лабиринте, а не о людях. Монументальная грозная штуковина подавляет одним своим видом. Все эти гигантские ржавые механизмы, вспарывающие землю и танцующие во впечатляющем механическом «вальсе», переигрывают большинство актеров из минувших летних хитов.

Что касается людей, то они здесь заметно проигрывают лабиринту. В роли Томаса снялся 23-летний Дилан О’Брайен, известный разве что по сериалу «Оборотень». Особенно стараться ему не пришлось — знай себе бегай, хлопай глазами да разевай рот в очередном приступе удивления. Главный герой получился тусклым, стерильным и неправдоподобным. Этакий мессия, который пришел и без видимых причин вдруг стал мгновенно решать проблемы, остававшиеся неразрешимыми на протяжении нескольких лет.

Томас Сэнгстер (Жойен Рид из «Игры престолов») благодаря своей необычной внешности запоминается намного лучше. Только экранного времени у него совсем мало. То же касается и Уилла Поултера с его «мишленовским» выражением лица. Здесь он играет «плохиша», что довольно забавно, если вспомнить его прошлогоднюю роль простака-переростка в комедии «Мы — Миллеры».

Больше в политкорректном актерском составе выделить некого. Все остальные — просто массовка или статисты, которых хватает максимум на пару сцен. Тереза (единственная девушка в «деревне») и вовсе выглядит лишним персонажем. Скорее всего, раскрыть характер героине Каи Скоделарио придется в продолжении.

Самым «слабым звеном» фильма как раз являются надуманные конфликты между героями. Большинство проблем с логикой и здравым смыслом именно из-за них. Эх, оставить бы надуманно-наигранные межличностные разборки за бортом, и претензий почти не осталось бы…

«Бегущий в лабиринте» сварен на той же кухне, что и «Дивергент» и прочие «Голодные игры». При этом модная подростковая антиутопия обходится почти без «розовых соплей», оставляя задел для достойного продолжения. В том, что будет и вторая, и третья часть, сомневаться не приходится. На это не только недвусмысленно намекает концовка, но и прямо указывает наличие книжной трилогии Джеймса Дэшнера.

К слову, из франшизы мог бы получиться занятный высокобюджетный сериал. По структуре картина похожа на современные многосерийные хиты. У «Бегущего в лабиринте» много общего с культовым Lost, начиная от сюжетных ходов и заканчивая атмосферой загадочности. Вышел этакий ужатый до формата большого кино тинейджерский Lost, максимально насыщенный действиями.

Дебют Уэса Болла в качестве режиссера полнометражного фильма скорее удался, чем нет. Да, в «Бегущем в лабиринте» нет душевных терзаний, сюжетных откровений, заумных рассуждений о человеке, бытии и окружающем мире. Зато здесь есть интрига, хорошо поставленный экшен, цепляющая история и Лабиринт. Без малого два часа экранного времени пройдут незаметно благодаря умело подстегиваемому интересу — что же произойдет в следующее мгновение? Что скрывается за той закрытой дверью? Любопытство — не порок, и авторы ленты активно эксплуатируют эту человеческую (читай зрительскую) слабость.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by