Утомленные нуаром: рецензия на «Город грехов 2»

 
22 августа 2014 в 8:30
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович

Девять лет назад Фрэнк Миллер и Роберт Родригес с благословения самого Квентина Тарантино выдали один из самых запоминающихся фильмов как минимум последнего десятилетия. В «Городе грехов» было все: безупречная стилизация, убойный экшен, отлично выстроенный сюжет, яркие персонажи и глубокая, вязкая атмосфера нуара.

Этакое комиксовое «Криминальное чтиво», доверху наполненное символизмом и эстетикой насилия, стало настоящим пиршеством для киноманских глаз и ума. Кадры «Города грехов» можно было распечатывать и вешать в какую-нибудь модную готичную квартирку, из них без особых усилий собрался бы новый графический роман. Хлесткие фразы и намеренно упрощенные диалоги, ни на секунду не провисающий сюжет с неожиданными поворотами, насыщенный событиями двухчасовой хронометраж — все это было в первом «Городе грехов» и всего этого ожидали от продолжения, выход которого затянулся аж на девять лет.

Для второй части была задана очень высокая планка, превзойти которую невозможно, потому что она и так упирается в потолок. Задача перед Родригесом и Миллером стояла крайне сложная. И они не справились.

На этот раз зрителю показывают три вроде бы полноценные истории. На самом же деле примерно две трети экранного времени приходится на одну, самую скучную и неинтересную из них. В ней рассказывается о роковой красотке Аве Лорд, которой до поры до времени удается в своих преступных целях манипулировать всеми окружающими ее мужчинами. Из основных персонажей прошлого фильма здесь встретим Дуайта МакКарти и Марва. Первого вместо Клайва Оуэна недурственно сыграл непохожий сам на себя Джош Бролин. Раздобревшего за минувшие годы Микки Рурка явно пришлось тщательнее гримировать. Впрочем, громила по-прежнему остается украшением картины.

Весь эпизод старается вынести на себе Ева Грин. С ролью роковой женщины она справилась на все 100. Пожалуй, нуар-атмосферы в сценах с ее участием еще больше, чем в первом «Городе грехов». Однако полюбили его не только за элементы классического нуара, а за необычный и крайне органично вписавшийся в ткань повествования микс всего и вся. Вот с этим в «Городе грехов 2» большие проблемы.

Вслед за историей о женском коварстве следует киноповесть о картежнике, задумавшем обыграть не кого-нибудь, а самого главного злодея города — сенатора Рорка. Заключительная часть посвящена мести Нэнси Каллахан, в роли которой снова снялась сексапильная Джессика Альба.

Где-то на заднем плане в ходе повествования мелькают старые герои, на минуту-другую появляются новые. Оценить мастерство Леди Гаги, Рэя Лиотты или Кристофера Ллойда проблематично, потому как с экрана они пропадают почти сразу после узнавания.

Создатели фильма, как и девять лет назад, снова заигрывают со временем. Некоторые события в новой ленте происходят задолго до того, что мы видели в «Городе грехов» 2005 года, другие — вскоре после них. Правда, в отличие от первой картины, во второй части этот прием работает плохо, сюжетных секретов не скрывает и вообще выглядит надуманным. С сюжетом на этот раз вообще полный швах. Все истории прямые как палки, ни загадками, ни неожиданными поворотами баловать зрителя никто не намерен.

Еще одна проблема «Города грехов 2» — медленный темп. Создается ощущение, будто фильм тянется невыносимо долго. Это при том, что он на 20 минут короче предшественника, который, казалось, проглатывался чуть ли не мгновенно. Постепенно сюжет, история, да и в целом вся лента начинают разваливаться прямо на глазах. Захватить внимание зрителей не удается даже картинкой.

Визуальный ряд все тот же, комиксовый и стильный. Но кого им сегодня удивишь? Повтор хорошего никогда не оставит тех же впечатлений, что оригинал. Цветные вставки в отдельных кадрах по-прежнему радуют глаз, но уже не будоражат фантазию. Да, стильно, однако жаль, что ничего нового.

Следующий недостаток, который на корню губит интерес к фильму, заключается в отсутствии колоритных персонажей. Нет никого, кто хоть на десятую часть мог бы заменить Желтого ублюдка, парочку бандитов-интеллектуалов или больного на всю голову маньяка-«хоббита» Кевина. Вместо них подсовывают малохольного картежника в исполнении Джозефа Гордона-Левитта да некоего жирного пузыристого мафиози. Скукота! Разве что сенатор Рорк не подвел — все так же грозно блестит глазами, словно предупреждая, что с ним лучше не связываться.

Придется забыть и об искрометных диалогах, которые стали проще не только по форме, но и по содержанию. От шарма, с которым Миллер и Родригес подошли к отображению насилия в первом «Городе грехов», остались только следы. В продолжении оторванные органы принято показывать без всяких сепий и прочих эффектов. Противно, не более того.

Проститутка с компактным огнеметом, негр с золотым глазом, глава преступного клана с бородавками на бычьей шее… То, что уместно смотрелось и грациозно обыгрывалось в первой части, в новинке смотрится либо вторичным, либо «трэшовым».

«Чушь ни о чем», — так охарактеризовал «Город грехов 2» один из зрителей, побывавший на премьере. К слову, на дневном киносеансе зал был практически пустой. Весьма непривычно после доверху наполненного школьниками кинотеатра на премьере «Стражей Галактики».

Все же полной «чушью» второй сборник историй о жителях Города грехов назвать нельзя. Да, Родригес снял «проходняк», который при неизбежном сравнении с предшественником проигрывает по всем фронтам, ему отчаянно не хватает дерзости и культурной обезбашенности оригинала. Но если оставить в центре внимания одну историю о женщине-вамп, да еще приправить ее потрясающим стриптизом Джессики Альбы из последнего эпизода, получился бы вполне смотрибельный фильм-нуар в современном исполнении. Правда, от «Города грехов 2» ждали совсем другого, и, наверное, слишком многого.

По словам Роберта Родригеса, ему и Фрэнку Миллеру эти девять лет понадобились для того, чтобы придумать для франшизы новые истории. Возможно, стоило подождать еще лет 20, чтобы снять по-настоящему достойное продолжение? Третью часть «Города грехов» теперь будут ждать только самые отъявленные фанаты Родригеса.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by