Обезьяна с гранатой. Рецензия на фильм «Планета обезьян: Революция»

 
UPD
18 июля 2014 в 8:30
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович

Три года назад студия 20th Century Fox попыталась реанимировать слегка подзабытую франшизу, которой не очень-то везло с постановщиками последние 40 лет. Лента «Восстание планеты обезьян» получилась неоднозначной, заштампованной, с натужным мелодраматизмом, халтурной графикой и нелепым по содержанию экшеном. Тем не менее высокие сборы и в целом неплохие отзывы сделали свое дело. Фильм показал, что интерес к теме противостояния людей и поумневших обезьян есть. В белорусских кинотеатрах стартовал показ «Планета обезьян: Революция», продолжения картины 2011 года.

Onliner.by спросил мнение первых белорусских зрителей о фильме «Планета обезьян: Революция»

Первым делом режиссер Мэтт Ривз и сценаристы устранили наиболее вопиющую оплошность первой части. Право, наблюдать за тем, как тысячи невесть откуда взявшихся обезьян кромсают вооруженную армию на мосту «Золотые ворота», было неловко. События в «Революции» происходят спустя десять лет, когда бóльшая часть человечества вымерла от «обезьяньего гриппа», а оставшиеся люди влачат жалкое существование в заброшенных городах и пытаются хоть как-то наладить свою жизнь.

В поисках электричества группа людей проникает на территорию, обжитую поумневшими приматами из прошлого фильма. Мохнатые худо-бедно строят свое общество по почти библейским принципам («Обезьяна обезьяну не убьет!»), учатся читать и говорить, объездили лошадей и даже построили примитивные, но внушительные сооружения из дерева. «Первый контакт» получился не самым удачным, чужаков прогоняют из леса, подальше от так нужной им электростанции…

Противостояние небольшой колонии отчаявшихся людей и обезьяньего поселения уже не выглядит неестественным и наигранным, как в ленте 2011 года. Здесь нет четкого разделения на «плохих» людей и их «хороших» подопытных. Без картонных, плоских персонажей, правда, не обошлось. Есть в картине и «мерзавец», и «мститель», и «пацифист», и «почти-мальчик-почти-аутист-почти-художник», и шаблонный, приторно положительный главный герой из «хомо сапиенсов». Но все они лишь оттеняют настоящую звезду этого фильма — Цезаря.

Ох и не зря фамилия гениального Энди Серкиса на этот раз стоит первой в списке занятых в ленте актеров. От того, как играет оцифрованный «Горлум», порой бегут мурашки. Одним только взглядом и жестами предводитель племени приматов создал потрясающий волевой образ, не карикатурный и запоминающийся.

«Обезьяны» без компьютерного «грима»

Жаль, что у Гари Олдмана роль вышла совсем маленькой. А ведь его мотивация как главы группы людей, за которых он чувствует неимоверную ответственность, достойна того, чтобы уделить ей больше экранного времени. Поверьте, вам этот уставший пожилой интеллигент в сломанных очках запомнится намного лучше, чем его антагонист-миротворец, сыгранный Джейсоном Кларком.

Отдельный поклон — мастерам по спецэффектам. Как бы смешно это ни звучало, но никогда еще даже настоящие обезьяны не выглядели настолько живыми, как местный продукт CGI-графики. От «фейспалма» предыдущей картины не осталось и следа. Такой и должна быть компьютерная графика — неотличимой от реальных объектов. Вот они — современные технологии, а не яркие мультяшные «фантики» недавних «Трансформеров».

Естественные движения, детальнейшая прорисовка каждой шерстинки и морщинки, изумительная анимация других животных! Графики такого качества в фильмах еще не было. Глядишь, лет через пять основная функция актеров сведется к беготне в облегающих костюмах, облепленных датчиками захвата движений, а любой нужный образ можно будет наложить впоследствии на компьютере.

Что касается сюжета «Революции», то главное — не ожидать от него слишком многого. Порой Мэтт Ривз пытается с переменным успехом поиграть в Стенли Кубрика с его «Космической одиссеей 2001 года», иногда возвращается к своему рваному стилю повествования, как в «Монстро». И все же наблюдать за столкновением цивилизаций в исполнении американского режиссера интересно. А ведь это как раз то, что должно присутствовать в любой ленте — интересная история.

Да, не обошлось без банальщины, перекликания с вестернами про индейцев и даже «Аватаром», а также незаканчивающихся патронов в автоматах. Мелодраматические пассажи с процессом очеловечивания обезьян тоже присутствуют. Однако все это, как ни удивительно, мало влияет на восприятие фильма. Почему-то веришь в то, что происходит на экране, и сопереживаешь вон тем мохнатым малым и во-о-он тому очкарику, готовому на все ради сохранения жизни не столько соплеменников, сколько всего человечества. Радует, что почти все решения и действия героев вполне обоснованны с точки зрения логики и предсказуемы именно поэтому, а не из-за киноштампов. Будет и несколько неожиданных шагов, помогающих разнообразить происходящее на экране.

Особенно хороша первая половина ленты, в которой почти нет розовых соплей с навязчивым нравоучением. А вот любителям экшена придется дожидаться последней трети картины. Боевых сцен здесь немного, зато обставлены они с таким драматизмом, что смотрятся на одном дыхании. Если, конечно, вас не смущают обезьяны, скачущие на лошадях, стреляющие по-македонски и даже захватывающие БТР. Впрочем, если принять правила игры, заложенные самой концепцией этой франшизы, проблем с восприятием чересчур умных приматов быть не должно.

Судя по концовке, авторы уверены в финансовом успехе фильма и заготовили отличный плацдарм для продолжения.

«Революция» стала еще одним редким исключением из правила о том, что продолжение всегда хуже первой части. Лента Мэтта Ривза на голову лучше предыдущей серии и наверняка возьмет кассу, раза в три превышающую нескромный бюджет в $170 миллионов. Пусть перед нами не шедевр, но свой след в истории кино картина оставит благодаря потрясающему визуальному ряду. Жаль только, не все заметят торжество технологий, а некоторые даже уйдут с середины фильма, разочаровавшись в отсутствии погонь, драк, взрывов и прочих признаков «крутых» боевиков.

Непонятна лишь приверженность кинематографистов и прокатчиков к формату 3D. «Планета обезьян: Революция» лучше смотрится в зале, где не надо надевать очки, чтобы «наслаждаться» головной болью, пониженной контрастностью, блеклыми цветами и мутным изображением по краям.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by