Не включай голову, а то убьет! Рецензия на фильм «Трансформеры 4»

 
27 июня 2014 в 8:30
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Полгода назад Майкл Бэй безуспешно пытался прорекламировать новые телевизоры Samsung на выставке CES. Режиссер разволновался, несколько раз запнулся и в конце концов ушел со сцены. Впоследствии он извинился и сказал, что живые выступления — это не его конек. Что ж, судя по новым «Трансформерам», съемка фильмов тоже далеко не самый прокачанный навык Майкла Бэя.

Обычно в начале кинорецензии хотя бы чуть-чуть рассказывают о сюжете. Однако «Трансформеры: Эпоха истребления» в этом не нуждаются. Кому может быть интересна история накачанного техасского изобретателя, его ванильной дочки и ее смазливого бойфренда? Майкл Бэй прекрасно знает ответ на этот вопрос, поэтому сюжет в его ленте — не более чем фон для безудержного экшена.

Главные герои здесь, конечно же, не люди, а трансформеры. «Добрым» автоботам на этот раз противостоят «злые» роботы во главе с Локдауном. Десептиконы в картине присутствуют в буквальном смысле фрагментарно, но это ровным счетом ничего не меняет — мотивация и действия одних и других негодяев ничем не отличаются.

Самая большая беда новых «Трансформеров» — продолжительность. Выдержать почти три часа безудержного и пустого мельтешения перед глазами так же сложно, как хвалить новое творение Майкла Бэя. На экране друг друга сменяют дряхлые и новые роботы, вот появился железный самурай, а вот — жирный трансформер с бородой (!) и сигарой (!).

После очередной порции феерического зрелища, когда начинаешь думать, что ничего более бредового придумать нельзя, кинематографисты подбрасывают очередной «сюрприз». Стреляющий меч? Почему бы и нет! Счастливое падение с небоскреба? Да! И побольше взрывов! Наверное, примерно так шла работа над сценарием. Апофеозом всей этой робо-мешанины становятся трансформеры, трансформирующиеся в викингов, трансформирующихся в динозавров.

Говорят, краткость — сестра таланта. Майкл Бэй добавил в проверенный рецепт еще очевидность и пафосность. По такому принципу скроено большинство диалогов картины (хорошо хоть, что говорят здесь мало). «Что происходит?!» — «Нас подбили!» — обмениваются репликами герои, падающие с подбитого ракетами корабля. Текстовые подсказки («Они хотят нас убить!», «По нам стреляют!», «Надо бежать!») сопровождают большинство боевых сцен. Наверное, на всякий случай, чтобы суть происходящего поняли даже самые юные зрители.

В редкие перерывы между экшен-сценами становится немножечко стыдно. За пришитые белыми нитками разговоры о душе у трансформеров, за в большинстве своем нелепые шутки (есть, правда, и несколько хороших), за игру Николы Пельтц, за натужные переживания героя Марка Уолберга, за псевдонаучные объяснения происходящего, за вездесущий продактплейсмент.

За скрытую рекламу бренды наверняка оплатили немалую часть съемок трехчасового блокбастера. Кроме американских флагов каждую минуту в экран настойчиво тычут смартфонами Nokia, Windows-планшетами, очками Gucci, фургонами с надписью «Victoria's Secret», баночками Red Bull, акустикой Beats Audio… Автомобили Chevrolet так и вовсе, если верить «Трансформерам», чудо американской инженерной мысли. Больше всего позабавила реклама некоего китайского производителя молока — баночку с этой жидкостью один из героев причмокивая высасывал на протяжении секунд 10.

Скрепить в одно целое разлетающихся на винтики трансформеров, рекламу, актеров, вялые шутки, стреляющий меч и робозавров (или, если угодно, диноботов) призваны старые добрые киноштампы. Здесь вам и высосанная из пальца проблема отцов и детей, и смешной сумасшедший ученый с пончиком в бороде, и взрывающиеся у ног снаряды, не оставляющие на людях даже царапин, и череда приемов а-ля deus ex machina.

Нынешние «Трансформеры» наконец-то отказались от актерского состава предыдущих лент франшизы. Ни Шайа ЛаБафа, ни Меган Фокс здесь нет. Вместо них — простой техасский парень в лице Марка Уолберга, 19-летняя Никола Пельтц с двумя выражениями лица на весь фильм, да еще несколько картонно-шаблонных актеров, запоминающихся разве что нелепыми ужимками. Поскольку играть особо нечего, то и претензии к составу исполнителей предъявлять глупо. Ходят — и ходят, бегают — и бегают, прыгают — и пусть прыгают.

Спасти сценарное бессилие могли бы спецэффекты. В конце концов, ведь именно на визуальное пиршество делают ставку все «Трансформеры». Так может стоит просто отключить голову, перестать пытаться уловить хоть какой-нибудь смысл и логическую связь и взять и накормить глаза первоклассным аттракционом? Но и такой фокус не пройдет, если вы старше 10 лет. От мелькающих ошметков трансформеров, бесконечных взрывов и кувырков устаешь примерно к середине фильма, потом начинает клонить в сон. Боевым сценам не хватает остроты: кроме громогласных «Бум!» и «Бам!», ничто не пытается подчеркнуть зрелищность поединка. Подумаешь, снова кто-то с кем-то сцепился под пафосные напевы Оптимуса Прайма. Даже в экшене должна быть хоть толика напряжения. В «Эпохе истребления» ее нет, есть только нарисованные на компьютере разваливающиеся железяки.

Одно хорошо — после нового творения Майкла Бэя переживаешь нечто наподобие катарсиса. Из кинотеатра выходишь с абсолютно пустой головой. Зачем ты только что потратил три часа времени? Что показывали в этом темном зале? Предательница память крайне неохотно начинает подбрасывать какие-то эпизоды, и то лишь благодаря сделанным во время просмотра пометкам.

Не хочется ставить ярлыки, определяя зрительскую аудиторию фильма, но, кажется, создатели новых «Трансформеров» ориентировались на младшую школьную группу. Яркая картинка привлекает детское внимание. Взрослым же людям вряд ли захочется смотреть на скучный и очень продолжительный аттракцион ряженых с вызывающим зевоту нагромождением поставленных на поток спецэффектов.

* * *

После эпизода с курьезной попыткой рекламы телевизоров, компания Samsung придумала элегантное оправдание для Майкла Бэя. Мол, знаменитый режиссер был настолько впечатлен изогнутыми телеприемниками, что от восторга не нашел слов и благоговейно предпочел покинуть сцену. Для четвертой части «Трансформеров» подобную оправдательную штуку придумать сложно — картонная пустышка, щедро облепленная конфетти, не обманет даже маленького ребенка.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by