Минчанин сделал подборку спецэффектов из советских кинофильмов

 
13 382
03 апреля 2014 в 11:34
Источник: Михаил Вершаль
Источник: Михаил Вершаль

В январе киноман из США Нельсон Карвахаль опубликовал 4-минутный видеоролик, в котором собрал кадры из фильмов — обладателей премии Оскар за лучшие визуальные эффекты. Минчанин Михаил Вершаль, работы которого уже появлялись на Onliner.by, решил уделить внимание визуальным эффектам советского и российского кинематографа, представив свою подборку.

Мы обратились к Михаилу и попросили рассказать о проделанной работе, о том, почему он решил вспомнить прошлое и провести небольшой исторический экскурс.

***

Сегодня, когда бо́льшую часть работы над спецэффектами в кино взяли на себя электронные «мозги», совершенно неожиданно обнаруживается некоторое пресыщение цифровой картинкой. Давайте вспомним, когда мы в последний раз восторгались теми или иными кадрами только что просмотренного в кинотеатре фильма и обсуждали друг с другом, а как, собственно говоря, это было снято. Что мы делаем чаще всего? Машем рукой и говорим себе или своим собеседникам: «Это всё компьютеры…»

Спецэффекты стали обыденностью. Если раньше мы специально смотрели высокобюджетные фантастические картины зачастую только ради спецэффектов, то теперь за невероятными чудесами не надо далеко ходить, любой современный фильм и даже сериал российского или голливудского происхождения в той или иной мере использует высокие технологии для повышения зрелищности видеоряда.

В некотором роде именно эта насыщенность спецэффектами, не иначе, стала толчком для развития 3D-технологий в кинематографе. Вот когда мы снова дружно выдохнули: «Ух ты!» Но надолго ли?

Как-то раз, пересматривая «Кирковские» эпизоды оригинального сериала «Звездный путь», я призадумался: а ведь наша старая фантастика была когда-то не то что не хуже, а местами и получше того, что демонстрировали заокеанские ремесленники.

Вероятно, многие удивятся, что в разбросанном по Евразии Союзе Советских Социалистических Республик на спецэффекты в фильмах тратились баснословные деньги и лучшие умы кудесников и мастеров комбинированных съемок создавали на экране нереально правдоподобные картины для своего времени.

Под таким мысленным гнетом и родилась у меня идея вспомнить, как это было, пересмотреть старые советские фантастические фильмы и собрать их воедино в видеоролике. Чтобы современный зритель смог своими глазами увидеть, на что мы были способны в прошлом веке, и сравнить, какое место мы занимаем сейчас, в веке настоящем.

Особенно стойких пессимистов я сразу же хочу отослать к видеоролику, который никогда не выходил на большие экраны. В далеком 1946 году он был снят в качестве учебного пособия талантливыми художниками Иваном и Владимиром Никитченко. Предложенный авторами метод «Оптических перекладок» уже тогда был чем-то немыслимым для американского кинематографа, делающего упор на картонные декорации и покадровую кукольную анимацию.

Что касается фантастических картин, тут в первую очередь хотелось акцентировать внимание на работах более известного за рубежом, чем у себя на родине, режиссера П. В. Клушанцева. Если вы вдруг решите пересмотреть научно-фантастический киноочерк «Дорога к звездам», киноленту «Планета бурь» и другие фильмы Клушанцева, обратите внимание, насколько плавно и слаженно движутся в них динамические объекты. Что-то похожее Стэнли Кубрик реализовал в своем культовом фильме «Космическая одиссея 2001 года», только в 1968 году, спустя пять лет после того, как все это уже было сделано Клушанцевым.

Период 70-х годов запомнился такими шедеврами советской киноиндустрии, как «Солярис» Тарковского с его безумно реалистичной планетой-океаном и немного детская «Москва — Кассиопея» Ричарда Викторова с потрясающими сценами, создающими иллюзию нахождения героев фильма в состоянии невесомости. Тут же нельзя обойти вниманием неоднозначный, но весьма интересный фильм, снятый на «Талиннфильме» совместно с польской студией ПРФ «ЗФ», — «Дознание пилота Пиркса».

А вот начиная с первой половины 80-х, наши кинематографические спецэффекты в тщетной погоне за «Звездными войнами» Джорджа Лукаса стали сдавать позиции. Фильм «Петля Ориона», к примеру, стоит пересмотреть, чтобы убедиться в том, что в этот период времени советская школа комбинированных съемок сделала огромный шаг назад. И даже поистине кульминационный фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звездам», который, несмотря на проблемы с финансированием, я уверен, навсегда отложился в памяти не одного поколения зрителей, не спас положения.

Можно сказать, что со второй половины 80-х годов, когда и у нас стали прорываться на экраны первые ласточки совсем не цифровых «цифровых спецэффектов» (в таких фильмах, как «Гостья из будущего», «Лиловый шар» и «Конец вечности»), ситуация не ухудшилась. Только вот голливудская школа спецэффектов все это время не топталась на месте, и в те же годы ее последователи явили миру самого первого «Терминатора», непревзойденный «Полет навигатора» и начальную часть трилогии «Назад в будущее».

Последними по счету, но не последними по содержанию для видеоряда были выбраны фильмы «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Они, в свою очередь, уже были продуктом новой российской школы спецэффектов, к сожалению, так и не перенявшей секреты и магию волшебников комбинированных съемок прошлого века...