Головокружение от игры — обзор шлема виртуальной реальности Oculus Rift

 
21 января 2014 в 7:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: Аркадий Соболев. Видео: Алексей Носов
Автор: Константин Сидорович. Фото: Аркадий Соболев. Видео: Алексей Носов

В редакции Onliner.by практически одновременно оказались два продукта, которые могут стать главным трендом самого ближайшего будущего. А могут и не стать. И Google Glass, и Oculus Rift пока находятся на стадии прототипов, однако уже в этом году должны поступить в продажу. Мы оценили возможности двух устройств и делимся своими впечатлениями от работы с ними. Сегодня поговорим о шлеме виртуальной реальности.

Oculus Rift — далеко не первая попытка с головой погрузить человека в виртуальное пространство с помощью шлема. На ум сразу приходят разработки Sony. Тем более удивительно, что такая инновационная и не бедная корпорация за многие годы так и не смогла создать доступное и удобное решение, которое было бы не стыдно запустить в массовое производство.

Так или примерно так будет выглядеть финальная версия Oculus Rift

Возможно, все дело в инноваторах, которых не нашлось в Sony. Зато воплотить свою идею в реальность получилось у Палмера Лаки, сооснователя компании Scaleform, известной разработкой движков для индустрии PC-игр. Дальнейшая история Oculus Rift — сплошная череда везений и грамотных решений целеустремленной команды. Проектом заинтересовался «великий и ужасный» Джон Кармак из Id Software, который впоследствии присоединился к группе разработчиков шлема. На устройство обратили внимание Гейб Ньюэлл и многие другие гиганты игровой индустрии.

Скромный ручеек финансирования превратился в настоящий поток. Потом была одна из самых успешных кампаний на Kickstarter, во время которой разработчики собрали почти $2,5 млн вместо запланированного миллиона. Наконец, на исходе 2013 года в Oculus Rift инвестировал $75 млн Марк Андрессен, соучредитель Netscape Communications и ныне один из самых влиятельных IT-инвесторов.

А так выглядит рабочий образец Oculus Rift для разработчиков

Как видите, вся игровая отрасль настроена по отношению к Oculus Rift очень серьезно. Сегодня устройство выглядит как самое перспективное и, что немаловажно, максимально доступное для потребителя в ближайшем времени новое развлекательное средство. А удивить пользователей у Oculus Rift получается еще как!

Внешний вид

Маска аквалангиста или часть шлема Дарта Вейдера? Мы имели дело с первой версией Oculus Rift, предназначенной для разработчиков. Совсем недавно, на январской выставке CES 2014, была анонсирована вторая модификация — Crystal Cove. К моменту релиза дизайн устройства наверняка еще не раз изменится, поэтому ругать или нахваливать один из первых прототипов не совсем честно. Тем не менее о ключевых особенностях внешнего вида девайса поговорить стоит.

Устройство поставляется в строгом черном чемоданчике

Шлем кажется очень громоздким, а огромные выпуклые линзы и вовсе поначалу слегка пугают. На самом деле обращаться с Oculus Rift просто. Устройство оказалось непривычно легким, весом около 300 граммов, хотя глядя на него ожидаешь, что девайс будет тяжелее килограмма.

Oculus Rift с внутренней стороны

Основную часть корпуса занимает пластиковый кожух прямоугольной формы. В местах, где шлем контактирует с лицом, есть поролоновая прокладка. Она не только защищает геймера от давления «очков», но и препятствует проникновению света. Поскольку шлем прилегает к голове слишком плотно, пользователям с плохим зрением придется либо надеть контактные линзы, либо прибегнуть к помощи огромных комплектных линз. Всего их поставляется три пары. Оптика не только корректирует картинку для близоруких или дальнозорких игроков, но и обеспечивает фокусировку каждого глаза на близко расположенном изображении.

К голове шлем крепится с помощью системы из трех эластичных ремней. Последние можно настроить для любого, даже самого «крупноголового» пользователя. Кроме того, реализована возможность регулирования фокусного расстояния между линзами и глазами.

Вместе с устройством поставляется пластиковая коробочка, служащая своеобразным переходником между Oculus Rift и компьютером. Шлем соединен с блоком одним проводом, все коммуникации с PC осуществляются через этот же блок. Порты HDMI и DVI предназначены для подключения к компьютеру, который распознает Oculus Rift как второй монитор. Посредством miniUSB на PC передается информация с различных датчиков шлема. Также на контроллере есть клавиша включения и кнопки для регулировки яркости и контрастности изображения.

Технические характеристики

С технической точки зрения Oculus Rift не представляет собой ничего сложного. Тем удивительнее, что до сих пор никому не удалось довести подобное устройство до коммерческой стадии.

Шлем оборудован 7-дюймовым дисплеем с разрешением 1280×800 пикселей. Поскольку изображение формируется для каждого глаза отдельно, пользователь фактически видит картинку с разрешением 640×800 точек. В финальной версии девайса разработчики обещают установить экран Full HD.

Установленные в шлем линзы обеспечивают угол обзора около 110 градусов по диагонали. Этого с лихвой хватает, чтобы создать полную иллюзию погружения в виртуальный мир. Периферийным зрением вы в лучшем случае увидите небольшие участки темных областей, но, скорее всего, будете слишком увлечены происходящим.

Линзы можно легко заменить

Внутри устройства есть гироскоп, акселерометр и магнитометр. С помощью этих датчиков система на частоте 1000 Гц отслеживает движения головы и соответствующим образом подстраивает изображение в очках.

Отметим, что для работы с Oculus Rift нужен производительный компьютер. Мы тестировали шлем на системе с процессором Intel Core i7, 16 ГБ оперативной памяти и видеокартой GeForce GTX 760.

Впечатления от Oculus Rift

Подсоединяем шлем через черную коробку к компьютеру, включаем Oculus Rift… На обычном мониторе вы увидите такую картинку:

На дисплей шлема выводится искаженное изображение. Здесь в работу вступают линзы, которые создают сферическую картинку для каждого глаза. Ваш организм действительно воспринимает виртуальную реальность как окружающую действительность. Можно тысячу раз твердить себе, что все вокруг ненастоящее и на самом деле я стою на твердом полу, но система настолько нагло обманывает вестибулярный аппарат, что никакие разумные доводы не помогают. Организм принимает на веру то, что видят глаза, и соответствующим образом реагирует. Как именно? Примерно так:

Шлем Oculus Rift как никакое другое устройство приблизил пользователей к настоящему 3D, а не тому, что показывают в кинотеатрах. Вы смотрите вверх и видите виртуальное небо, или своды замка, или пещеру, да что угодно! Можно оглянуться по сторонам и оценить обстановку в шутере, почувствовать себя в кабине автомобиля в гонках, сделать мертвую петлю в качестве супермена или отпрянуть от внезапно напавшей посреди водного царства акулы.

В настоящее время Oculus Rift поддерживают около 400 проектов. Большинство из них — различного рода технологичные демки. Однако заявлена и совместимость с такими играми, как Half Life 2, Crysis, Mirror’s Edge, War Thunder, Far Cry 3, Battlefield 3 и многими другими. Пока поддержка реализована на разном уровне. В одних играх вы сможете почувствовать себя в почти реальной среде, где поле зрения будет меняться одновременно с поворотом головы. В других система никак не реагирует на ваши движения, но при этом Oculus Rift фактически становится аналогом большого плоского экрана. С помощью платных драйверов устройство можно «подружить» практически с любой игрой. Подчеркнем, что все это богатство существует уже на этапе прототипа!

Мы протестировали шлем в трех демонстрационных роликах. В одном захватывает дух от средневекового аналога «американских горок», в другом можно плавать, изучая водный мир, а в третьем геймеру дают почувствовать себя летающим по городу суперменом. Одному из журналистов также удалось пострелять в Call of Duty: Modern Warfare.

Все впечатления можно обобщить одним словом — восторг. Система отслеживает движения шлема с невероятно высокой точностью и практически без задержек обрабатывает поступающие данные. Задержка между поворотом головы в реальности и соответствующим изменением виртуального пространства почти незаметна.

Организм верит Oculus Rift. Верит настолько сильно, что у многих после виртуальных «покатушек» некоторое время кружится голова, как после реального головокружительного аттракциона. У кого-то даже может побаливать шея — все физиологические проявления последствий от езды на «американских горках» налицо.

Oculus Rift — пока еще только прототип, поэтому без недостатков не обошлось. Мы уже упоминали частичную поддержку устройства во многих номинально совместимых играх, платные драйвера и высокие системные требования. Больше всего нареканий вызывает разделенный надвое (по половинке для каждого глаза) дисплей. Разрешения 1280×800 откровенно мало. Когда поездки на деревянных платформах, океанские заплывы и супергеройские полеты начинают надоедать, начинаешь обращать внимание на огромные пиксели. Рассчитываем, что в финальной версии разработчики, как и обещали, исправят этот недостаток с помощью внедрения Full HD.

Не стоит также забывать, что в процессе игры придется по старинке пользоваться геймпадом, джойстиком или клавиатурой с мышью. Учитывая тщательно спрятанные от внешнего мира глаза, управлять героем с помощью контроллера придется в буквальном смысле вслепую. Благо во время игр не так уж часто забываешь про раскладку.

Заключение

Разработка и, надеемся, коммерческий запуск Oculus Rift — самое важное событие в игровой индустрии со времен появления 3D-графики. На то, чтобы геймеры получили совершенно новые впечатления, отличающиеся от всего, что было раньше, потребовалось два десятка лет. И все это лишь за $300. Именно такую цену разработчики обещают установить на финальную версию шлема. Особо нетерпеливые могут за эти же деньги купить прототип.

Уверены, что творение Палмера Лаки подтолкнет другие компании к развитию новой отрасли. Перспективы у видеоигр как никогда обширные. Что будет, если я разобью вот эту виртуальную, но так похожую на настоящую машину? Получится ли у меня пилотировать космический корабль? Открывать ли дверь в этом «ужастике» или лучше поберечь нервы? Исследовать мир верхом на лошади или на драконе? Таких порожденных любопытством вопросов тысячи, и на все из них уже совсем скоро можно будет получить ответы.

Кто-то говорил о застое в отрасли виртуальных развлечений? Позвольте, все только начинается.

Благодарим сообщество Oculus Rift (BY) в соцсети «ВКонтакте»
за предоставленное на тесты устройство

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by