Последняя четверть прошлого века запомнилась киноманам не только бодрыми боевиками со Шварценеггером, Сталлоне, ван Даммом и Чаком Норрисом в главных ролях. Неискушенный советский (а затем и постсоветский) зритель жуть как любил быть напуганным бутафорскими тварями, литрами искусственной крови, пластилиновой расчлененкой и потусторонней нечистью.
Всякие «Гремлины», «Кристины», «Чернокнижники», «Реаниматоры», «Дети кукурузы», «Кошмары на улице Вязов», «Восставшие из ада», «Кладбища домашних животных» и «Хэллоуины» заставляли стыть в жилах кровь. И пусть многие из этих фильмов по сути были комедиями или достойными представителями трэша, напугать тогда можно было даже обмазанной в кетчуп сосиской.
В 1981 году в США начался прокат «Зловещих мертвецов», докатившийся до нас ближе к началу 1990-х. Фильм юного Сэма Рэйми (режиссеру было около 20 лет) внезапно задал стандарты для «ужастиков» нового времени и вместе с двумя продолжениями надолго поселился в видеотеке постперестроечных киноманов. Сегодня расскажем, с помощью каких приемов малобюджетное, почти любительское кино держало в напряжении почитателей фильмов категории B.
Как это часто бывает с шедеврами, — хоть речь идет о самом что ни на есть трэше, путь «Зловещих мертвецов» к большому экрану был долог и тернист (зато дешев!). Снять фильм про оживших мертвецов Сэм Рэйми задумал еще до того, как стал совершеннолетним. Сценарий был готов аж за четыре года до выхода ленты, а в возрасте 19 лет режиссер снял короткометражку «В лесах».
Дебютная картина подростка заинтересовала студию Renaissance Pictures, специализировавшуюся на хорроре и фэнтези. Юному режиссеру выдали смехотворные $85 тыс. и отправили снимать кино в настоящий лес — так было дешевле, чем строить подходящие декорации. Избушка, в которой происходят основные события первой части «Зловещих мертвецов», — настоящая заброшенная хижина. В ней, правда, не было подвала, поэтому сцены, которые происходили в нем, снимали в гараже Сэма Рэйми.
К слову, вскоре после выхода ленты в прокат лачуга сгорела, и для второй части «Зловещих…» пришлось ее восстанавливать.
В рамках стесненного бюджета и поджимающих сроков микроскопической съемочной группе пришлось работать буквально на износ, по 18 часов в сутки. Не все выдерживали такой темп. Некоторые актеры покинули съемки еще до их окончания. Хорошо, что основные эпизоды уже были готовы, в отдельных же сценах пришлось прибегать к помощи статистов. Благо по сюжету почти все герои уже были мертвы, так что «играть» оставалось только части их тел — ноги и руки.
Классику хоррора создавали из подручных средств и прибегали к давно известным методам. Так, чтобы сделать глаза мертвецов полностью белыми, актерам приходилось носить специальные непрозрачные линзы. Исполнители ролей ходячих трупов передвигались вслепую, что было совсем непросто в стесненных условиях хижины. Чтобы хоть как-то помочь ориентироваться в пространстве, их ногами буквально управляли члены съемочной группы. Именно поэтому в ленте почти всегда показывают только верхнюю часть тела мертвецов — внизу прятались статисты-«кукловоды».
«Зловещие мертвецы» не были бы такими зловещими, если бы не цистерны хлещущей во все стороны крови. К огорчению любителей всего натурального, кровь в фильме, конечно же, ненастоящая. Вместо нее кинематографисты использовали дикую смесь из сладкого сиропа, молочного порошка и пищевого красителя. Во втором фильме в некоторых эпизодах кровь зеленая, черная, желтая и малиновая — на что только не пойдешь, чтобы понизить возрастной рейтинг!
Вся та мерзость, которая вываливается из мертвецов, — обычная кукуруза, выкрашенная в черный и зеленый цвета. Чтобы подчеркнуть ирреальность ходячих трупов, было решено начинить их натуральным молоком — именно оно так весело брызгает из очередной оторванной конечности.
О самоотверженности актеров свидетельствует тот факт, что они готовы были сниматься… укуренными. Дело в том, что в одной из версий сценария герои должны были по прибытии в хижину начать курить марихуану. Исполнители главных ролей (наверное, только ради достоверности и натуральности) решили сыграть сцену, по-настоящему накурившись травы. К сожалению, ничего путного из этого не вышло — то, что вытворяли актеры, никак не могло попасть в финальную версию ленты. Эпизод пришлось переснимать, на этот раз без всякой марихуаны.
К одной из находок съемочной команды «Зловещих мертвецов» относят операторскую работу. В первой части камеру часто прикрепляли к длинному куску ткани, который с двух сторон держали ассистенты. Материю аккуратно перемещали и время от времени встряхивали — получались красивые кадры с «плывущей» прямо над землей камерой.
Пришлось даже изобрести камеру-таран, которая смогла бы пробивать стеклянные преграды вроде лобового стекла автомобиля или окна в лачуге. Для этого соорудили куб из прочного оргстекла, внутри которого помещалась аппаратура для съемки. Конструкцию закрепляли на шесте и спокойно размахивали им.
В финале первого фильма Брюс Кэмпбелл, исполнивший роль главного героя — Эша, оборачивается на стремительно несущееся к нему «нечто» и истошно орет. Как признался Сэм Рэйми, актер просто не ожидал, что на него со всей дури будет нестись мотоцикл с прикрепленной камерой.
Не брезговал режиссер и реквизитом со своих прежних проектов. Например, здоровенное бутафорское бревно, которым Эш огрел свою превратившуюся в зомби подружку, было позаимствовано из ленты «Это убийство!».
Разумеется, не обошлось без манекенов и кукол — излюбленного профессионального реквизита киношников того времени. Там, где нужна была мимика и движения, обходились гримом, специальными капами с имитацией десен и гнилых зубок и лохмотьями. Если же надо было показать что-то уж совсем фантастическое или членовредительское, в ход шли недорогие пластиковые и резиновые куклы.
Во второй части «Зловещих мертвецов», вышедшей спустя шесть лет после первой, одним из самых сложных эпизодов была сцена с появлением в сарае безголового туловища подружки главного героя. Для съемок пришлось использовать пластиковый торс, который снизу на особом штыре удерживал один из ассистентов. Мужчина лежал на скейтборде, еще несколько человек удерживали за проволоку руки манекена и привязанную к ним бензопилу. Вся эта конструкция должна была синхронно двигаться, чтобы создать впечатление «живого» трупа.
Одной из актрис в картине «Зловещие мертвецы 2» пришлось вытерпеть на себе килограммы зубопротезного материала. Девушку облепили им с ног до головы, чтобы сделать гипсовую отливку тела и лица.
Но тяжелее всего было брату режиссера — Тэду Рэйми. Он сыграл «милую» толстую Генриетту, долгое время скрывавшуюся в подвале. Актера облачили в латексный костюм, на подготовку которого ушло три месяца. Кожа в таком одеянии совершенно не дышит. Когда с Тэда снимали резиновые ноги, то из них выливалось чуть ли не по стакану пота. Говорят, актер каждый день худел на несколько килограммов.
Много внимания во второй части уделяется процессу превращения Эша в демона и обратно. Режиссеру очень хотелось показать момент, когда белый зрачок становится обычным глазом. Для этого пришлось изготовить большой слепок лица Брюса Кэмпбелла. Глаз куклы заполнили молоком, которое при взбалтывании создавало эффект затуманивания зрачка.
А вот чтобы снять убегающую кисть руки, пришлось прорезать пол. Его перестроили таким образом, чтобы получилась ступенька. При съемке сбоку кажется, что рука действительно бежит по полу. На самом деле между половицами, уровнем ниже, была большая щель, через которую статист выставлял свою кисть.
Момент, когда Эшу на колени падает отрубленная голова, снимали с использованием куклы и живой актрисы. Манекен пригодился лишь для самого падения, а вот девушка становилась на колени и просовывала свою голову через кресло, имитирующее ноги главного героя. Создавалось впечатление, будто говорящая голова на самом деле отделена от тела и удобно устроилась на коленях. Каждый кадр сцены тщательно дорабатывался художниками и фотографами, чтобы зритель не заметил подвоха.
Еще одна девушка в фильме стала жертвой кровожадных деревьев. Они полностью опутывают ее ветвями, а затем стремительно уносят по земле. Актрису уложили на застеленную ковром и присыпанную листвой платформу. Дальше — дело техники: прикрепленную тросами к автомобилю платформу оставалось быстро провезти.
Эта же девушка немного раньше проглатывает вылетающий из мертвеца глаз. Вот камера показывает, как орган зрения летит по комнате, а в следующее мгновение он оказывается во рту. Весь эпизод снимали наоборот: закрепленный на леске глаз на самом деле выдергивают изо рта актрисы.
В самом конце «Зловещих мертвецов 2» Эш выстреливает в голову Генриетты, красиво разлетающуюся в итоге на ошметки во все стороны. Для этой сцены тварь сделали из желатина, а ее уничтожение снимали со скоростью 500 кадров в секунду. Получилось весьма эффектно.
Когда было совсем туго, приходилось снимать пластилиновую анимацию — совсем как в «Пластилиновой вороне». Главное, ничто не должно было остановить творческие порывы.
Многие считают «Зловещих мертвецов» лучшим «ужастиком» в истории кино, другие упоминают картину в качестве примера (как бы это ни парадоксально звучало) качественного трэша. Сэм Рэйми утверждает, что не собирался становиться образцом для подражания. Тем не менее три его фильма до сих пор считаются одним из лучших образцов того, как не имея почти ничего, кроме энтузиазма, можно оставить след в Голливуде.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by