Белорусский компьютерный клуб изнутри: среднестатистический геймер взрослеет

 
17 мая 2013 в 9:29
Автор: Влад Борисевич. Фото: Влад Борисевич
Автор: Влад Борисевич. Фото: Влад Борисевич

В начале 2000-x годов популярность компьютерных клубов была запредельной. Школьники проводили там все свободное время, играя в «контру» и «кваку». Особо поддавшихся искушению приходили забирать родители и учителя. За это время силами энтузиастов строились локальные сети, широкополосный интернет становился доступнее, значительно вырос мобильный трафик. Да и компьютер превратился из статусного устройства в повседневность. Что же сейчас происходит с компьютерными клубами? Об этом мы поговорили с Сергеем Казаковым, одним из руководителей клуба DevilMice.

Сергей Казаков, заместитель директора компьютерного клуба DevilMice

— Кто сегодня ходит в компьютерные клубы?

— В холодную пору года, зимой, поток посетителей значительно возрастает. Когда за окном хорошая погода, люди предпочитают проводить время на природе и до клуба добирается меньше игроков. Кто ходит в клуб? На самом деле людей в клуб ходит достаточно много. В основном это молодежь в возрасте от 16 до 35 лет.

Как правило, это постоянные клиенты, а также компании численностью около 10 человек — они просто приходят поиграть друг с другом, вспомнить молодость. Очень популярны приставки. У нас в клубе есть несколько Xbox 360 и Sony PlayStation. Но Xbox 360 пользуется особым спросом, она вне конкуренции.

В основном люди приходят, чтобы поиграть в онлайн-игры. World of Tanks, DOTA 2, League of Legends — это три основные игры. Но и, конечно, не стоит забывать про довольно старую игру Counter-Strike 1.6, которая по-прежнему живее всех живых. Интересный факт: к нам каждую субботу приходят уже взрослые дядьки 25—40 лет, компанией из 14 человек, и играют в самый первый Call of Duty. Они когда-то тренировались, у них была своя команда. Также приходят дед с внуком и играют в World of Tanks.

Так что посетители клуба — это своя «тусовка». Парни знакомятся между собой, потом идут вместе играть в футбол, собираются и ездят на совместный отдых.

— Что изменилось за время существования DevilMice?

— Нашему клубу четыре года. На самом деле изменилось мало чего. Основная тенденция незамысловата: выходит какая-то хорошая игра, например World of Tanks, которая привлекает в клуб много новых людей.

Людям, которые имеют собственные деньги, удобнее прийти и поиграть в клубе. Друзья могут сидеть рядом, общаться и играть в игры. Люди же не могут заявиться к кому-то домой и сразу играть, например, вчетвером. Среднестатистический геймер — это уже не школьник, это состоявшийся человек.

— Как вам пришла идея создать компьютерный клуб?

— Я и директор клуба — мы сами были игроками и достаточно профессионально играли в Counter-Strike 1.6. Как появились деньги, наш директор открыл клуб и пошло-поехало.

Когда-то компьютерные клубы были очень прибыльными. У нас появился хороший вариант аренды, практически центр города. Тем более когда ты в этом уже что-то понимаешь, у тебя есть какой-то опыт. Почему бы и нет?

Начинали мы с 30 компьютеров. На текущий момент у нас 60 рабочих компьютеров, 4 отдельно стоящих Xbox с контроллерами, большой телевизор с 3D. Клуб разделен на 3 секции. Приставки находятся в отдельных комнатах.

Изначально у нас было преимущество — быстрые компьютеры и широкоформатные мониторы с диагональю не меньше 22 дюймов. Хорошо подходят и для фильмов, да и игры все делаются под широкоформатные мониторы, на них более комфортно играть.

Сейчас это уже скорее стандарт и таким мало кого удивишь. Хотя я видел фотографии многих клубов, и там используются старые 17-дюймовые мониторы.

— Сколько сейчас в компьютерном клубе стоит час?

— Час с интернетом стоит порядка 10 тыс. Есть накопительные скидочные карты для постоянных клиентов. Такие карты мы предлагаем завести самостоятельно тем, кто является нашим завсегдатаем. Пользуются популярностью пакеты на несколько часов доступа. Утренний стоит 40 тыс. за 6 часов. Также есть и ночной доступ в клуб — с 9 вечера до 7 утра, стоит он 50 тыс. в будни и 60 тыс. в выходные.

— Сейчас люди приходят не только поиграть в игры, но и просто «погулять» по интернету?

— Да, вечерами к нам часто приходят иностранцы, чтобы, например, пообщаться по Skype. Кто-то приходит в клуб поработать и распечатать какие-то документы. Такие люди появляются в основном утром. Мы работаем и ночью, поэтому к нам часто заходят просто поиграть и пересидеть до утра, пока не начнет ходить общественный транспорт. Люди могут перекусить шоколадными батончиками и выпить безалкогольные напитки, кухни как таковой у нас нет.

Вообще, за интернетом приходит только 10% посетителей, остальные 90% — это именно игроки. Девушки приходят поиграть реже, но все-таки приходят. Именно в больших компаниях по 5—10 человек зачастую присутствует несколько девушек. От общего числа посетителей они составляют небольшую часть.

Парни с девушками чаще приходят играть в приставки. Играют обычно в Mortal Kombat или какие-то другие «драчки».

— Какие у компьютерных клубов могут быть проблемы?

— Крадут наушники и мышки. Такое случается редко, но случается. Видеокамеры могут зафиксировать момент преступления, но, как правило, больше этих людей мы не наблюдаем.

Очень не радует, когда начинаются проблемы с интернетом у провайдера. У нас изначально был провайдер Solo. Затем он объединился с «Атлант Телекомом», и качество обслуживания стало хуже. Можно не дозвониться. Звоним в выходной день на правах корпоративного клиента, а нам отвечают: «Не можем ничем помочь, потому что техподдержка корпоративных клиентов по выходным не работает». Делайте, что хотите! Интернета нету, клиенты жалуются. В данном случае мы, конечно, продлеваем время посетителям, но эти проблемы так или иначе клубу приходится решать самостоятельно.

Бывает, приходят ночью выпившие. Мы не садим пьяных людей. Раньше приходилось вызывать милицию, хотя в последнее время самостоятельно покидают место.

Просят жалобную книгу. Даем, пишем ответы. Но пьяные люди — это пьяные люди. Некоторые любят угрожать, что вызовут кучу инстанций. Хотя за угрозы такого плана полагается административная ответственность. Нельзя просто так прийти и сказать: «Меня не посадили, устройте им».

Изначально были проблемы и такого плана: несовершеннолетние не имели паспорта и не могли воспользоваться интернетом. Сейчас эту ситуацию упростили и стало легче. Человек может прийти без паспорта и спокойно пользоваться сетью. Однако требуется, чтобы он фиксировался видеонаблюдением. Кроме того, нужно знать место его расположения в клубе.

— А школьники к вам приходят? Остались ли с ними типичные проблемы, разбирательства с родителями?

— Приходят, разумеется. Каких-то особых проблем с ними нет: в первую очередь у школьника спрашивают дневник, чтобы проверить, не прогуливает ли он часом уроки. Если на время посещения в дневнике стоят уроки, то потенциальный клиент отправляется домой.

— У вас имеется место развлечений, предназначенное для небольших компаний людей. Есть ли на эту услугу спрос?

— У нас есть специальное помещение Fun House. Там можно посмотреть кино в 3D, поиграть на PlayStation и Xbox 360 без джойстиков, в специальные игры с беспроводным контроллером. В этой комнате можно закрыться, посидеть с друзьями, можно принести туда что-то покушать.

На эту услугу спрос есть, но не очень большой. Половина посетителей — это родители с детьми, пришедшие отметить день рождения ребенка. Бывает, люди просто приходят посмотреть фильм. Открыли мы комнату недавно, и той популярности, которой нам бы хотелось, она не получила. Обдумываем другие варианты. Если поставить низкую цену, комната будет нерентабельной. А высокая стоимость сильно снижает спрос.

— Расскажите про успехи своей команды на WCG 2012.

— У нас была своя команда по DOTA 2, парни ездили в Китай на финал WCG и заняли в своей дисциплине 3-е место. Это самое значимое достижение за всю белорусскую историю WCG. Ребята очень много тренировались.

Мы старались не афишировать профессиональных игроков до поры до времени. Чтобы не мешать им и не нагонять зрителей в клуб. Команда очень сильная, и многие ее знают. Сейчас она уже не чисто белорусская, выступает под эгидой российской фирмы ICCup.

Сегодня там играют два белоруса и два украинца, один русский. В данный момент (момент интервью. — Onliner.by) они находятся в клубе и играют в рамках отборочных соревнований на самый престижный турнир по DOTA 2, призовой фонд там составляет сейчас $2 млн.

У них теперь своя отдельная комната. Парни играют «на зарплате», это их работа как профессиональных игроков. Базой для тренировок они выбрали именно наш клуб.

— В чем будущее компьютерных клубов?

— Я считаю, это больше киберспорт. У нас он развивается очень медленно, если сравнивать с Европой. Даже в России и Украине киберспорт развит намного сильнее.

Происходит так потому, что нет поддержки от спонсоров. Никто не хочет финансировать соревнования, а игроков просто «за спасибо» привлекать трудно. Даже наша победоносная команда по DOTA сейчас играет под эгидой российской компании. Просто потому, что там платят деньги, а у нас нет. Киберспорт в мире — это уже целая индустрия. Есть чемпионаты, где разыгрывается по $1 млн, а есть такие, где и все $5 млн на кону.

У нас с этим делом пока очень слабо. Тот же Techlabs хоть и пытается как-то что-то развивать, но одного его недостаточно, он только организовывает чемпионат. А вот серьезных фирм, которые бы выступали спонсорами, нет. В той же России ситуация иная.

Впрочем, заинтересованность выражает компания Coca-Cola. Они собираются посетить ближайший турнир по League of Legends. Для них это хорошая реклама, а мы пытаемся найти тех, кто даст толчок развитию и хорошие призовые. Сейчас нам в этом помогает Belconsole.by.

Иногда поступают предложения, когда люди сами хотят провести чемпионат. Не так давно приходили игроки по PES13. Люди собирались самостоятельно, сами скидывались взносами и затем разыгрывали эти деньги между собой.

Мы часто проводим чемпионаты по различным играм. До этого практиковали DOTA 2, сейчас же начинаем развивать направление по Cross Fire, это шутер от Mail.Ru. Затем в планах чемпионат по League of Legends, потом, вероятно, снова будет чемпионат по DOTA 2. Стараемся по возможности захватывать разные игры и проводить чемпионат раз в две недели.

— Какими бы вы хотели видеть белорусские клубы через 5 лет?

— Хотелось бы достичь хотя бы того же уровня, который есть в России. Это массовые турниры, тренировки команд — за всем этим невероятно интересно наблюдать.