Корреспондент Onliner.by пообщался с профессиональным игроком в StarCraft Антоном Плебановичем, известным всему миру как Na'Vi.LoWeLy. Киберспортсмен рассказал о заработках геймеров, о становлении киберспорта в Беларуси и об универсальных концепциях, которым можно научиться в стратегических играх.
— Привет, Антон! Как ты начинал играть в StarCraft?
— Первой моей именно соревновательной игрой был Quake. Меня, можно сказать, друзья заманили в компьютерный клуб, там я играл и в Quake, Counter-Strike, Half-Life и другие экшены. Со временем я осознал, что мне не хватает реакции, чтобы комфортно соревноваться с другими, такая особенность организма, наверное. Решил искать что-то менее требовательное к реакции, но чтобы тоже можно было с настоящими людьми играть. Кроме StarCraft у меня ничего и не было под руками. Вот его я запустил и начал играть по интернету.
Сначала все казались такими сильными, я ни у кого не мог выиграть. Пробовал играть разными расами, но впервые выиграть в Battle.net я смог рашем (ставка на очень раннюю атаку) за зергов. Меня впечатлило, что могу выиграть у настоящего человека. Ну и этот случай определил дальнейшую жизнь. Во многом это зерги меня выбрали. В StarCraft II сменить расу я не рискнул.
— Получается, ты самый именитый белорусский прогеймер, который стабильно показывает высокий результат?
— Нет, самый именитый — это, безусловно, Cypher, наш квакер. Он завоевал себе имя в Quake 3, проводил шоу-матчи в Doom, играл в Quake 4 и в Quake Live. Он держится и показывает стабильные топовые результаты. Я же просто показываю стабильную игру по Беларуси. Все самые крупные турниры я выигрывал. Именно по StarCraft я регулярно езжу на финал World Cyber Games (WCG). Если брать более мелкие турниры, то даже не во всех турнирах SNG.BY доводилось брать призовые места. Сейчас, конечно, больше турниров по StarCraft и мало по Quake, так что я на виду. Но добился большего, на мой взгляд, именно Cypher.
— Что вообще представляет собой в Беларуси StarCraft как киберспортивная дисциплина?
— Раньше киберспорт в первую очередь был для получения удовольствия, общения с друзьями, а также хорошей возможностью доказать, что ты лучше их, при этом никого не покалечив. Самые крепкие дружеские связи у меня остались из игровой среды.
Киберспорт мы просто тащили на своем энтузиазме. Можно сказать, он развивался на нас. Мы с него ничего не получали, но было интересно и мы вкладывали огромные усилия в его развитие. Многие люди, которые действительно развивали киберспорт в Беларуси, вообще с этого ничего не получили, кроме организаторского опыта и каких-то связей. Плоды пожинают люди, которые идут за ними. Я был и в той и в этой волне, то есть я и вкладывал очень много, и пожинаю сейчас результаты своей деятельности.
Большинство людей занялось более серьезными делами. В целом, то, как они развивались в StarCraft, им сильно помогло в жизни: они стали более целеустремленными, более уверенными в успехе. Не сдаются, идут до конца и стремятся выжать максимум из своих возможностей.
— Люди имеют представление о том, чем ты занимаешься? Как к этому относятся знакомые, родители?
— Все мои друзья как минимум тоже играли в StarCraft или я им все уши этим прожужжал. Они за меня болеют, смотрят трансляции игр. Очень приятно, когда радуются моим победам, а при поражениях стараются не доставать, потому что не люблю, когда меня утешают. Нравится, что могут разделить мои победы и выслушать.
А родители… Живем в одной квартире. Конечно же, я тоже их научил, что к чему: они могут и стримы посмотреть, и новости почитать. И тоже радуются, если я где-то что-то выиграл, есть чем похвастаться перед знакомыми.
— Был ли момент, когда тебе нужно было делать выбор между StarCraft и, например, учебой?
— Я правильно расставлял приоритеты. В то время, когда я играл и учился, StarCraft не мог быть никаким профильным занятием. Просто если выдавалось свободное время, тогда можно было поиграть в свое удовольствие. Ну и плюс финал WCG традиционно выпадает на осень. Осенью же сессий нет, и после летних каникул преподаватели не напрягали. Я поступил в БГУ на факультет радиофизики, мог позволить себе ездить на ASUS CUP, в Санкт-Петербург, Москву или Киев. Да и с университетом повезло, никто никогда не отчитывал, все всё понимали.
— Какие самые громкие победы были у тебя в последнее время?
— Прошлый год я вообще очень хорошо провел. Я выступил на WCS, смог пробиться на комбинированные отборочные в Кельне и выиграть на них. Получил квоту на европейский финал, занял там четвертое место. Выиграл квоту на мировой финал, где вышел из группы и вошел в 16 лучших игроков мира, повторил свой результат в первом StarCraft, там я тоже входил в 16 лучших. Одним только этим чемпионатом я переплюнул всю свою прошлую карьеру. Ведь то, что я повторил свой результат, — это намного более престижно, потому как уровень игроков в StarCraft II гораздо выше. На WCG я вошел в ТОП-4, на две ступеньки перешагнув прошлый результат с попаданием в ТОП-16. Также я занял третье место в онлайновом турнире Ritmix RSL под руководством SC2TV.ru. Затем я снова повторил результат и снова занял третье место, хотя рассчитывал на большее.
— Трудно ли было перейти со StarCraft на StarCraft II?
— Я где-то года два не играл в первый StarCraft после окончания университета. Довольно быстро добрался до высокого уровня в StarCraft II, опыт от первой части помог мне подняться высоко, но затем в каких-то моментах начал мешать. Потому что некоторые игровые юниты выглядят точно так же, но стали совсем другим. «Собаки», «Марины», ультралиски и муталиски. Все эти юниты я в чем-то недооценивал, а в чем-то переоценивал именно из-за первого StarCraft.
Был момент, когда мне пришлось сознательно забывать что-то из первой части игры. Потом я узнал, что так было у многих других игроков. После огромного числа игр многие навыки остаются на уровне инстинктов. Это было обнаружено и обезврежено. В целом, опыт StarCraft мне больше помог, нежели наоборот.
— А какие вообще вещи можно почерпнуть из StarCraft?
— В первую очередь усидчивость, которая, на мой взгляд, является немаловажным фактором успеха. Желание стать лучше. Когда ты сталкиваешься с проблемой, ты не избегаешь ее, а стараешься преодолеть. Некоторые преграды кажутся непреодолимыми. Сначала ты бьешься головой в стену, что длится день-два-неделю-месяц, и потом каким-то чудесным образом ты эту преграду преодолеваешь. Стоит преодолеть первую преграду, вторую преграду преодолеваешь быстрее, третью — еще быстрее. Потом ты просто обучаешься тому, как эти преграды преодолевать, и с каждым новым разом все быстрее понимаешь, что важно для их преодоления. И затем кажется, что просто не существует преграды, которую ты не можешь преодолеть. Даже если мне сейчас нужно будет закончить свою карьеру в StarCraft, я смогу перейти в любую другую область и в ней точно так же добиться успеха.
— Как тебе удалось одолеть на последнем WCG сразу двух корейцев, которые имеют статус чуть ли не непобедимых?
— По-хорошему, можно было бы и выиграть чемпионат. Я был уверен в своих стратегиях. За месяц до финала они были настолько отточены, что я мог их с закрытыми глазами играть. Я был уверен, что любых стандартных игроков я могу ими победить, проверял это и на ладдере Battle.net, и на других турнирах. Мои стратегии хорошо работали против стандартных стратегий, я просто знал слабости стандартных билд-ордеров. Все это касалось и корейцев, так как корейцы — это воплощение стандарта, поэтому я просто показал все минусы таких стратегий на данном турнире.
А проиграл я именно нестандартному игроку Adelscott из Франции. На самом деле, поправку и на это можно было вписать в стратегию, но я никогда с таким не сталкивался. На турнирах невозможно изменить стратегию, поэтому я играл то, что заготовил. К сожалению, этого оказалось недостаточно. Жалко, что не смог сыграть с корейцем Parting за 1/2 или 3/4 место. Я считаю, что смог бы выиграть. Несмотря на то что стратегия у меня лучше, исполнение все же пониже, чем у корейцев. И это то, над чем мне стоит работать сейчас.
Все-таки корейцы могут поставить в неудобную ситуацию, и мне нужно будет очень быстро приспособиться, принять правильное решение, во многом просто основываясь на чувствах. После игры я могу проанализировать, понять, что я сделал не так. Но это нужно делать во время игры. Корейцы предугадывают ход развития игры лучше. Возможно, у них есть какая-то система принятия решений, выработанная еще с первого StarCraft. Корейцы научились предугадывать твой стиль на основе информации, которая не связана с самой игрой. Просто стараются получать данные отовсюду и правильно их обрабатывают. Они принимают решения, которые лучше, чем у игроков, судящих только по самой игре. Возможно, именно этого пока и не хватает европейцам. Плюс у них все решения уже проработаны: они точно знают, как на что реагировать. Хотя удивить их тоже можно. Но для этого нужно очень хорошо играть.
— Что же нужно делать, чтобы хорошо играть?
— В первую очередь необходимо очень много играть. Когда ты проигрываешь один, два, три раза определенному стилю оппонента — понимаешь, что что-то не так. Начинаешь работать над своей стратегией и думать, как это можно исправить.
Нужно анализировать и думать, как сыграть лучше. Смотреть реплеи других игроков, в них можно найти другие стратегии, которые действительно хорошо работают. На это не надо тратить много времени — хорошее сразу бросается в глаза. По моему опыту, чтобы подняться на вершину, придется приложить очень много усилий.
В Европе некоторые игроки за полгода поднимались до уровня грандмастера, но положение у них шаткое. Они могут выиграть, но только за счет одной стратегии, опытным игрокам они все-таки не помеха. После одной игры ты сразу видишь все минусы его стратегии, перестраиваешься. А он просто не может перестроиться.
— Расскажи про инцидент на последнем WCG, когда организаторы не так тебя поняли и назначили матч на значительно более раннее время?
— Я на самом деле не могу оправдываться. Получилось так, что я опоздал к игре на 15 минут. Опоздай бы еще на 5 минут, и получил бы техническое поражение. Но мой противник на удивление волновался еще больше, чем я. Когда мы жали руки, он стоял вспотевший, с бешеным взглядом, не понимая, что происходит вокруг.
Первую игру я выиграл именно по причине сильного волнения противника. Это была игра за выход в финал, фактически за $10 тыс. призовых, и во многом факторы сложились в мою пользу. В том, что я проиграл, нет вины наших «непоняток» c организаторами. У моего соперника стратегия была лучше, и она работала действительно хорошо, так что он заслужил второе место.
Я мог выиграть как кореец — с плохой стратегией, но за счет хорошего исполнения, настолько хорошо я все отточил. Но все же проиграл, и поделом мне. Уже после я играл с Adelscott на ладдере и буквально через пару недель я смог исправить минус своей стратегии и начал выигрывать у него... Но кого это сейчас волнует? Если бы я чуть раньше смог обнаружить этот дефект, то смог бы занять минимум второе место.
Обидно, конечно, двух корейцев из трех обыграл и занял только четвертое место. Впрочем, это всего лишь очередная ступень в моем развитии. Не знаю, как долго я еще смогу развиваться. Все-таки я играю достаточно давно и, конечно же, первое место на чемпионате для меня стало целью. Но смогу ли я дотянуть — это вопрос. Успею или нет?
Возможно, этот год для меня последний. Я так и раньше говорил, но время поджимает. Я, например, замечаю, что время в сутках, когда я могу показывать пик своей формы в игре, уменьшается. Сейчас, допустим, это окно в 6 часов. Когда оно уменьшится до 4 часов, на турнирах играть станет очень тяжело.
Ведь что такое LAN-турниры? Ты с утра до вечера сидишь и играешь в своей обычной, неидеальной форме. На LAN все играют хуже, чем могут. Стабильная хорошая форма в игре на турнире уже равносильна выигрышу. Ты должен играть хотя бы на 90% своих возможностей.
Тяжело выспаться и весь день держать себя в тонусе. Проблемы заключаются скорее не в игре, а в психологии, знании, как лучше вести себя. Вставать приходится пораньше, делать зарядку, пить кофе не в себя. Все это бьет по здоровью. Такие интенсивные нагрузки заимствуют ресурсы организма. По прилету домой с турнира ты можешь запросто заболеть. Но это того стоит. Ты стремишься показать максимум и зачастую действительно показываешь. Эта система работает, хоть и за счет собственного здоровья.
Я вложил много усилий, и мне некомфортно будет сейчас бросить. В то же время я понимаю, что опыт игры в StarCraft универсален, его можно перенести на другие сферы.
Хотя, возможно, со стороны я произвожу впечатление замкнутого на чем-то одном человека. Cо мной тяжело найти тему для обсуждения, отличную от StarCraft. Но я все же могу поговорить на сложные темы, все-таки про физику кое-что знаю. (Смеется.) Но что поделать, мне просто неинтересно обсуждать будничные темы.
Мне нравится видеть, как я становлюсь лучше, преодолевая проблему и доказывая это другим. То, что я делаю, — это самосовершенствование в первую очередь. Чтобы добиться цели и стать лучшим, приходится прежде всего улучшать себя. Иначе никак.
— А ты работаешь как-то кроме StarCraft?
— Нет, я не работаю. То есть зарабатываю деньги при помощи StarCraft. На жизнь хватает. Если рассматривать мир по регионам: Азия, Европа, Америка — то я побывал везде, кроме Африки. Был в Саудовской Аравии, Китае, Сингапуре, Финляндии, Италии, Франции, поездил по миру за счет своего увлечения.
Если просто посчитать, сколько стоили поездки и проживание в пятизвездочных отелях, получаются приличные деньги. Несмотря на то что я не получил этих денег, не каждый может позволить себе слетать в Сингапур. И сейчас у меня зарплата чуть выше, чем в среднем по стране люди зарабатывают.
Но помимо меня же были и другие игроки, которые приложили серьезные усилия и не смогли добиться ничего. Я считаю, что это немного хуже, чем если бы ты пошел куда-то работать.
Если бы потраченные на игру усилия вложить в стандартные методы заработка, можно было бы зарабатывать намного больше, чем я, и это существенный минус киберспорта. Зарабатываешь все-таки меньше, чем вкладываешь. Но мне процесс настолько нравится, что это все окупает.
Вообще, раньше никто никакой отдачи с этого не получал и не думал, что это возможно. Люди играли и просто получали удовольствие. А сейчас выросло поколение, которое считает, что им должны платить за их игру. Нет, в первую очередь ты играешь и получаешь удовольствие. Если к этому получаешь еще и какие-то деньги — вообще супер!
Я к этому отношусь именно так. Считаю, что и другие должны относиться так же. К тому же на стадии учебы в школе/университете ты можешь это совмещать. И если что-то идет хорошо, нужно на этом сконцентрироваться. Если же сразу вбухивать много времени, легко прогореть. Это может оказаться не твоим. Надо как-то с головой к этому делу подходить.
Разумеется, родители не должны мешать осваивать компьютер и принимать решения за тебя. Но считаю, что в раннем возрасте детей лучше держать подальше от монитора, все-таки детство должно быть на улице, в активных играх, а не лицом в планшете.