Задолго до выхода Crysis 3 компания Crytek не скупилась на громкие эпитеты в адрес игры, называя ее технологическим прорывом и проектом next-gen. В какой-то мере так и есть. В отношении сюжета у многих геймеров возникли вопросы, однако Чеват Йерли, глава студии, уверяет, что шутер является «шагом вперед» по сравнению с предыдущими частями. Так ли это?
Игра последовательно рассказывает историю, ведя по коридорам геймплея, который не мучает бременем ответственности за моральный выбор. Здесь не требуется просиживать долгие минуты у экрана, вчитываясь в диалоги героев, чтобы затем определиться с «правильным» решением, влияющим (привет, Mass Effect 3) на то, что произойдет дальше. Вероятно, выдвигать особые требования к сюжету в данном случае не имеет смысла. Много ли неожиданных поворотов в сериях «Марио», Battlefield, Call of Duty, Diablo, Far Cry и большом количестве других игр, представляющих разные жанры разных эпох? Скорее нет, однако это не мешает им становиться классикой или обретать мегапопулярность.
Страшно красиво
Все же основная тема обсуждения, когда речь идет о серии Crysis, — это техническая сторона игры. Она всегда была выдающейся, а разработчики не скрывали своего стремления сделать из развлекательного проекта бенчмарк, выжимающий все соки из компьютерного «железа». Невероятное качество картинки требовало такой же невероятной конфигурации. Это заявление особенно актуально для первой и третьей частей.
Игру Crysis 3 сложно сравнивать с другими проектами. Это как модельный ряд спортивных автомобилей Spyker — мощных, скоростных, дорогих и не особенно подходящих для дорог общего пользования. Графика в игре притягивает внимание с первых минут, однако она же выводит обороты кулеров видеокарты на максимум (с помощью Crysis 3 вы можете оценить шумность вентиляторов), а fps проседает до неприличных показателей. Правда, проблемы с производительностью компьютера отходят на задний план уже после первого уровня. Кроме того, обладатели видеокарт NVIDIA могут воспользоваться фирменной «облачной» утилитой GeForce Experience, которая позволяет загрузить из интернета оптимальные графические пресеты, подходящие для конкретной конфигурации компьютера.
Окружающий мир выглядит так, что его хочется рассматривать, за ним хочется наблюдать — здесь огромное количество деталей, виден каждый листочек и травинка, винтики и мельчайшие элементы конструкций. Изредка в поле зрения попадают довольные жизнью представители животного мира (белки, косули и даже жабы), вносящие разнообразие в жестокую реальность. Когда события разворачиваются вне помещений, растения находятся в постоянном движении под действием ветра или крадущегося противника, а где-то вдалеке небо раскрашивается вспышками взрывов.
Открытые пространства сперва поражают своими масштабами — завалившиеся полуразрушенные небоскребы, различные фантастические конструкции, крутые склоны, бушующая зелень. Однако здесь же кроются и минусы: невероятная детализация играет негативную роль, глаза начинают уставать от мельтешения всего и вся на экране. Масла в огонь добавляют спецэффекты, из-за обилия которых на ум приходят аркадные игры, в которых за взрывами и искрами не видно ничего.
В целом создается впечатление и иллюзия открытого мира и почти «песочницы». Однако в итоге оказывается, что каждый уровень — это лишь большая комната с богатыми декорациями, и Лоуренс «Пророк» Бернс вынужден следовать по заранее намеченному маршруту. Разнообразия не добавляют и «коридорные» уровни, которых немало. Походы по трубам канализации, путешествия по пещерам или внутри домов в полумраке, «ночные» уровни — все это негативно сказывается на впечатлениях от Crysis 3.
Я медленно думаю, но метко стреляю
Герой может достичь точки сохранения, постоянно находясь в режиме невидимости, или попытаться прорваться с боем. Прибегнув ко второму варианту, геймер с высокой вероятностью падет смертью храбрых. Противники в образе солдат C.E.L.L. обладают непревзойденной меткостью и способны управляться с тяжелым пулеметом как со снайперской винтовкой. Военные единицы цефов ведут себя аналогично. Таким образом, «золотая середина», как это водится, заложена в дозировании обоих подходов.
Искусственный интеллект врага вызывает и другие нарекания: солдат может пройти рядом с протагонистом, не заметить его и подставить спину. Или закричать благим матом, заметив погибшего товарища. Однако спустя мгновение он успокаивается и, читая мантру «маскировка тебя не спасет, Пророк», продолжает патрулирование. Сходным образом ведут себя и инопланетные захватчики — цефы. Правда, они все же более внимательны, к тому же не всех выдает радар Пророка.
Примерно до середины повествования Crysis 3 относится к игроку более-менее снисходительно. Выбрав подходящую тактику, можно безнаказанно проходить локацию за локацией, умело манипулируя режимами костюма и оружием. Тихо снимать ближайших противников ножом, убивать находящихся дальше с помощью нововведения — распиаренного композитного лука, отстреливать из других стволов удаленного противника. Классика жанра, ничего нового, экстраординарного или прорывного тут нет, что бы ни говорил глава Crytek. Пригвоздить супостата к стенам можно было и в F.E.A.R., и в Dead Space, «ниндзя-стайл» есть в других играх, ну а ломиться напролом позволено, вероятно, в любом шутере.
Во второй половине игра становится агрессивнее и заметно сложнее. Появляются новые типы противников, расправиться с которыми не так просто. И если поначалу в процессе игры приходится скучать, пересекая очередной разрушенный парк или район Нью-Йорка с немногочисленными противниками (но предлагающими ожесточенный бой), то позже вопрос выживания встает более остро.
Трудно быть Богом
Помочь выжить призван обновленный интерфейс нанокостюма — с его помощью компонуются наборы из четырех «улучшайзеров» (всего модулей 16). Они открываются по ходу игры, для чего Пророк собирает нанокомплекты C.E.L.L. Набрав необходимое их количество, можно открыть очередной перк. Полезность комплектов спорная, так как особенного влияния на геймплей они не оказывают, но иногда могут пригодиться. Например, для взлома турели, которая поможет справиться с врагом, или взлома того же врага — спаситель человечества способен временно вывести из строя очередного плюющегося огнем ксеножука, чтобы обойти его или справиться с ним с меньшими усилиями.
Есть в игре и узаконенные «читы». Речь идет о разбросанных в особенно горячих точках «батарейках», позволяющих подпитывать костюм главного героя энергией. При встрече с большим количеством противника, полубоссами и боссом они играют решающую роль. Пророк способен на время получить неуязвимость, не боясь потерять щиты или отправиться к праотцам. Возникает ощущение, что разработчики решили таким образом уравновесить дисбаланс сил, неожиданно возникший на поздней стадии разработки.
Принимая во внимание современные стандарты и веяния, Crysis 3 дает порулить и различными средствами передвижения — неуправляемым багги с ракетной установкой и тяжеловооруженным танком. Пилотировать летательный аппарат не позволят, но пострелять из его пулеметов можно, как и пальнуть под занавес из тяжелой орбитальной пушки. Не хватает разве что огромного человекоподобного робота, в качестве которого мог бы выступить «Крикун» цефов.
Отдельное внимание стоит уделить визору, продлевающему короткую кампанию еще на некоторое время. С помощью технологичного (это слово применимо ко всему в игре) устройства Пророк не только определяет местонахождение противника или турелей, но также обнаруживает хранилища оружия, амуниции и нанокомплектов. Датчики срабатывают на относительно небольшом расстоянии, поэтому на то, чтобы обойти весь уровень, перебить всех «плохих» и найти все «хорошее», потребуется немало времени.
Дополнительные несколько часов добавит и максимальный уровень сложности. Таким образом, из 6—7 часов пробежки по уровням можно выжать 10—13 часов прохождения.
Финал же выполнен по почти голливудским канонам — он зрелищный, обладает драйвом, не вызывает чувства незавершенности или обиды на разработчиков за зря потраченное время. Здесь есть доля интриги, намек на то, что игра все же не окончена.
Локализация
Некачественная локализация может погубить все. В качестве особенно неудачных примеров можно вспомнить XCOM: Enemy Unknown (российские актеры играют без намеков на эмоции, не стали особо напрягаться и переводчики), серию Call Of Duty (куда-то исчезли многие шутки, интонации претерпели значительные изменения) и некоторые другие. В Crysis 3 голоса подобраны хорошо, звучат знакомые из прошлых игр, а вот в текстовых сообщениях встречаются классические ляпы в виде неверных окончаний -тся и -ться, другие орфографические ошибки, а также сложности с употреблением запятых.
Исход
Главный герой Crysis 3 — «терминатор», которому все человеческое чуждо. Это не человек, он не вызывает особенной симпатии и сопереживания. Это действительно машина для убийств, гибрид человека и цефа, страдающий флешбэками, как сломанный аналог героя Арнольда Шварценеггера. Лишь с развитием сюжета в Пророке начинают просыпаться человеческие черты и новые стремления, не связанные со спасением всего мира и какой-то высшей целью. Помогает ему сержант Майкл Сайкс, известный в оригинальной игре под позывным Псих, появляется и Тара Стрикланд из Crysis 2. Оба — своего рода призраки прошлого.
В этом игра похожа на своих героев и Пророка в частности — она так же практична, холодна и является достойным завершением трилогии, обладая при этом рядом незначительных недочетов.