Фотосюжет: угадайте, чем это снято

 
29 741
22 октября 2012 в 19:49
Источник: Антон Стрельский. Фото: Антон Стрельский, Павел Дёмин
Источник: Антон Стрельский. Фото: Антон Стрельский, Павел Дёмин

Здравствуйте, меня зовут Антон, но не Мотолько :) Фотографией увлекся не так давно, менее года назад. Сначала были снимки на уровне «запомнить событие для себя», не думал об обработке вообще — просто увидел и снял. Мой фотоаппарат смешной и несерьезный, но об этом позже. Людей фотографировать не умею и не хочу учиться: слишком много снимков с людьми и свадьбами выходят постановочными и не очень искренними. Другое дело природа — она всегда уникальна.

Собственно, с этой фотографии все началось. Я в обед вышел на курилку, и мне крайне понравилось, как выглядят веточки. Сфотографировал для себя и лишь дома рассмотрел, что вышел весьма неплохой снимок. Надо было лишь выровнять чуточку цвета. Искренне меня порадовало и удивило, что фотоаппарат сфокусировался как я хотел, ведь снимал я на «автомате». Камеру ношу в кармане, не заморачиваясь внешним видом. Оптика закрыта шторкой — и ладно. А потертые кнопки — это ерунда, они не влияют на фотографии.

Пока я не забивал себе голову разными серьезными коррекциями фотографий, действовал по принципу «что вижу — то и снимаю». Постепенно, фотографируя все подряд, я начинаю чувствовать камеру, примерно представлять, как может выглядеть снимок при том или ином освещении. О серьезной обработке, опять же, еще не думаю, поскольку уверен, что решает удачный кадр и хороший свет.

Вдруг оказывается, что мне нравятся подобные контрасты белых облаков и зелени, которая уходит в черный цвет. Меня такие контрасты заставляют задуматься о чем-то великом и бесконечном, хотя бы о бесконечности мира, который лежит выше, над облаками и атмосферой. Собственно, на таких контрастах я обнаружил первую проблему фотоаппарата — битый горячий пиксель. Если кто-то не знает, это проблемный пиксель на матрице, в моем случае он всегда светится желто-оранжевым цветом и сразу бросается в глаза. Вот тут уже приходится брать Photoshop и аккуратно его убирать с фотографий.

А еще мне нравятся закаты и восходы. Последние я не фотографировал по двум причинам: во-первых, я соня, а во-вторых, очень сложно в городе найти такое место, где будет виден восход. В принципе, полноценный закат «ловить» проще. К счастью, у меня окно выходит на запад, и я часто наблюдаю неплохие закаты, особенно если в этот день была гроза. Закат — вообще любопытная штука: можно сделать десяток разных фотографий сразу, а потом мучительно долго выбирать самую лучшую и удачную.

Немного подправлен баланс белого. Я продолжаю нажимать кнопку спуска, но уже стараюсь снять так, чтобы большую часть кадра занимало то, что я хочу показать. И опять же мой любимый контраст, в этот раз — намек на то, что скоро будет ночь и все станет темным. К сожалению, я только на этой фотографии понял одну важную вещь: абсолютно любая матрица несовершенна. И примерно в это же время я услышал умную фразу про динамический диапазон. Я снова полез в интернет, читать и еще раз читать. Тут я узнал про такую штуку, как HDR. Посмотрел работы профессиональных фотографов, мне безумно понравилось, как выглядит хорошая HDR-фотография. При желании она может выглядеть и абсолютно реалистично, и как снимок с другой планеты. Если кто-то не знает, HDR — это фотографии с расширенным динамическим диапазоном, позволяют обойти то, о чем я рассказывал выше — узкий динамический диапазон. Для этого делается 3—5 фотографий с разной экспозицией, а затем они собираются в единый снимок в Photoshop или других программах. Причем, что очень интересно, одна и та же серия фотографий для моих будущих опытов по-разному выглядит в собранном виде, все зависит уже от программы и ее алгоритмов.

Я полез в меню своего фотоаппарата и — чудо! — нашел возможность коррекции экспозиции. После нескольких удачных и не очень опытов я решаюсь проверить новые знания на закате. Результат мне понравился, но все еще далеко от идеала, увиденного у других.

Возможно, у меня не очень «ровные» руки, возможно, маловато опыта. А может, и мой фотоаппарат слишком плох для такого. В среднем из 10 серий выходит два более-менее приличных HDR-снимка, которые хотя бы не стыдно самому рассматривать. Примерно из трех HDR один получается действительно красивым. Оказывается, что снимать их с рук практически невозможно: хоть программы для склейки фотографий умные, но дрожание рук во время изменения экспозиции они не могут убрать полностью. Штатива у меня нет, да и его невозможно приделать к моему фотоаппарату. Использую подручные средства: подоконник, коленку, иногда что-то еще неподвижное.

А еще очень быстро выяснилось, что серия для HDR делается примерно секунд 30 — минуту. Малейший ветерок может здорово испортить фотографию: облака сдвинутся, листочки на деревьях или травинки чуть-чуть колыхнутся. Да и камера иногда не очень правильно выставляет экспозицию, бывает, что выставленные вручную −2 EV при обработке оказываются абсолютно неотличимы от 0 EV. Первая же HDR и ее коррекция прекратили мои внутренние споры о том, надо ли фотографиям обработка, или достаточно поправить лишь баланс белого.

Иногда я езжу в поездах. Люблю смотреть в окно, между городами часто очень красивые виды. К сожалению, поезд едет быстро, и что-то сфотографировать крайне сложно — все снимки выходят сильно размытыми, плюс мешает стекло. Однажды я увидел великолепную композицию и в промежутке между двумя лесами успел вылезти в форточку и сфотографировать.

Даже банальный городской пейзаж я вижу так, хотя на улице уже конец сентября и все видят лишь серое небо и облезлую трубу завода:

Ах да, забыл уточнить: я купил себе велосипед, поэтому, часто катаясь, вижу много красивых и интересных мест. И могу выбраться за город.

Именно так всякие жучки и муравьи видят нас:

Могу приехать к полю с кукурузой. Конечно же, чтобы его сфотографировать, а не увезти домой :) В качестве штатива неплохо подходит седло велосипеда, правда, горизонт заваливается, но это исправимо.

А это Буйничское поле в Могилеве. Когда-то тут шли сражения, наши деды воевали за то, чтобы мы могли видеть мирное небо. Искренне хочется, чтобы всегда было такое же чистое и мирное небо, а военная техника оставалась лишь памятником.

Выше я постоянно писал «фотоаппарат», теперь же назову свою фототехнику. Это телефон — старенький камерофон Nokia N82, 5 Мп, оптика Carl Zeiss Optics: Tessar lens. Немного воображения, немного Photoshop, эксперименты и сотни фотографий, чтобы получить интересный результат.

Максим Малиновский, фотожурналист:

Я бы не драматизировал относительно съемки на телефон. С качеством все в порядке у современных телефонов, уж точно получше, чем у первых цифровых фотоаппаратов. Относительно представленных сюжетов и их реализации — скучно в целом, без «огонька». По большому счету, это называется «что вижу — то пою» =) Моменты случайные, композиция отсутствует как явление на многих фото. Снимки кажутся однообразными, серыми и однотипными. Дерзайте, учитесь, снимайте, экспериментируйте — вам еще нужно познакомиться с основами композиции и овладеть техникой съемки. Повторюсь, что современные телефоны этому не препятствие.

Павел Поташников, фотограф-фрилансер:

Антон, очень хорошо, что вы не Мотолько, а то, посмотрев фотографии, подумал, что это он прислал :))

Честно говоря, фотографии меня не впечатлили. Ни по композиции, ни по обработке. Дочитав до конца и поняв, на что они были сделаны, я не удивился. В общем-то, учитывая ваше стремление даже телефонные снимки обрабатывать в графическом редакторе, чтобы получить качество получше, желаю вам купить современный смартфон с хорошей камерой, освоить Instagram и программы для HDR. Занятно было почитать про ваши покупки и поездки, но фотографий хотелось бы более интересных.

* * *

Традиционно мы публикуем работы, которые не попали в основную рубрику конкурса.

Присылайте ваши фотосюжеты и просто фотографии на адрес vb@onliner.by — у вас есть шанс выиграть зеркальную камеру и объективы на сумму $1000! С подробными условиями конкурса «Фотосюжет» можно ознакомиться здесь.