Photokina 2012: смартфоны атакуют, фотоаппараты эволюционируют

 
3635
19 сентября 2012 в 22:47
Автор: Влад Борисевич. Фото: Влад Борисевич
Автор: Влад Борисевич. Фото: Влад Борисевич

Если прошлая Photokina вращалась вокруг однотипных моделей системных камер со сменными объективами, то Photokina 2012 стала отличным сюрпризом — из тумана разработки вышел не один чудесный фотоаппарат. Компактные фуллфреймы, функциональные беззеркалки и камеры, которые действительно не стыдно носить в кармане. Корреспондент Onliner.by истоптал все павильоны выставочного центра Koelnmesse в городе Кельне, изучая свежайшие модели и беседуя с представителями основных брендов.

Отрасль за два года сильно прибавила в весе: камеры стали солиднее, матрицы больше, а объективы светосильнее. Причина такой щедрости производителей понятна не сразу. Впрочем... есть одна. Впервые продажи смартфонов превысили суммарные продажи традиционной фототехники. Фотобренды боятся встроенных камер в умных телефонах — они уже не так плохи, а снимки выглядят достойно даже на HD-экранах. Рынок не мог больше сдерживать прогресс — кристаллизация началась.

Полноформатная зеркальная камера за $2000, а также просьюмерские фотоаппараты с Wi-Fi и светосильной оптикой F/2.0 и выше стали реальностью. Интересно, что мечты о конкретных свойствах новых камер уже несколько лет можно было видеть на страницах обсуждений гаджетов.

Прошлая Photokina 2010 вращалась вокруг беззеркальных моделей и 3D-фотографий. Последние, к сожалению (а может, и к счастью), не прижились, несмотря на форсирование такими крупными брендами, как Fujifilm, Sony и Panasonic. На Photokina 2012, кажется, и вовсе не упоминали трехмерную фотографию. Единственное, что осталось — кольцо из 18 камер, связанных в единую сеть. Но и это скорее для развлечения посетителей — получить фотографию себя как Нео в «Матрице» мало кто откажется.

Беззеркалки сдаваться не собираются

К слову, ожидается, что компактные камеры со сменной оптикой обгонят по продажам обычные зеркалки уже в 2015 году. По идее, на продажи последних это не повлияет — они продолжают медленно расти. Беззеркалки переманивают покупателей.

Подойдем к стенду Panasonic и главной новинке беззеркальной индустрии — фотоаппарату Lumix GH3.

Это профессионально ориентированная модель, для которой разрабатывается оптика, повторяющая набор топовых объективов для профессионалов. Это первая беззеркалка линейки Micro Four Thirds, которая заключена в цельный корпус из сплава магния, а стыки деталей защищены резиновыми мембранами. Кроме OLED-видоискателя и поворотного дисплея новинка может похвастаться расширенной эргономикой (несколько колесиков управления и много выделенных кнопок).

На презентации компания Panasonic окончательно добила сомневающихся в модели: в течение года производитель представит аналоги объективов 85mm F/1.2, 70-200 F/2.8 IS, уже запущен в продажу объектив 12-35 F/2.8 — это аналог штатного зума 24-70 F/2.8. Причем с оптической стабилизацией! Также Lumix GH3 получила встроенный Wi-Fi, Full HD-видеосъемку с битрейтом до 72 Мбит/c, сенсорный экран и емкую батарею. Кажется, теперь беззеркалки действительно способны на равных конкурировать с зеркальными моделями? Не совсем, меньший сенсор Micro Four Thirds уступает камерам с APS-C-матрицами на высоких ISO. Производитель считает, что пользователям нужен баланс между качеством снимков и размером фотоаппарата. Что ж, в этом камеры Panasonic действительно сильны.

Буквально из пепла восстает компания Fujifilm. C собой в Кельн она привезла два новых фотоаппарата линейки X: это компактная камера XF1 и более дешевая, но не менее качественная беззеркалка X-E1, аналог модели X-Pro1.

 

Вместе с ней вышел новый китовый объектив XF18-55 F/2.8-4 R LM OIS. Стоит отметить, что китовый объектив более светосилен, чем стандартные китовые объективы для зеркалок. При том же размере оптика получила оптическую стабилизацию, а для диафрагмы имеется дополнительное кольцо.

Буквы LM в названии объектива означают два встроенных мотора автофокуса. На такой шаг компания пошла из соображений качества картинки: при фокусировке в объективе двигается не одна линза, а группа линз. Система беззеркалок X обогатится десятью новыми объективами до конца 2013 года и, по всей видимости, составит сильную конкуренцию всем фотоаппаратам на APS-C-матрице. С таким позиционированием производитель идет к успеху семимильными шагами. Судите сами, качество снимков сенсора X-Trans соперничает с полноформатными камерами:

Как удалось узнать в беседе на закрытой пресс-конференции, планы Fujifilm еще более грандиозные: со временем в линейке X появится полноформатная зеркальная камера. Дизайнер Казухиса Хорикири (Kazuhisa Horikiri) рассказал корреспонденту Onliner.by о столпах дизайна линейки X.

Это высококачественные материалы исполнения оптики и корпуса, максимум доступных глазу настроек и «аналоговые» ощущения от их изменения: виртуальному меню производитель противопоставляет рычажки и барабаны, а электронному зуму — ручной.

Уже сейчас в соответствии с концепцией X-дизайна компания Fujifilm выпускает несколько беззеркалок, фотоаппарат-ультразум, просьюмерскую модель X10.На Photokina 2012 производитель привез камеру XF1 с большим 2/3″ EXR CMOS-сенсором, отделкой из кожзаменителя в цельнометаллическом корпусе.

Эта камера получила зум-объектив с ручным приводом, что добавляет неоклассическому стилю еще больше винтажности.

В отделке используется металл пескоструйной обработки, литые кнопки и brushed-поверхности. В планах компании — выпуск моделей в еще более необычных цветных текстурах натуральной кожи.

Как поясняет Fujifilm, при цене фотоаппарата около $500 она очень быстро сможет приучить покупателей к качественной фототехнике. Остальные характеристики камеры не уступают конкурентам: это светосильный F/1.8 объектив в широкоугольном положении, специальное двустороннее нанопокрытие всех линз, а также рекордная в классе скорость автофокусировки. Позиционирование продуктов Fujifilm уже сейчас позволяет назвать компанию «Apple в сегменте цифровой фототехники».

Еще на более дорогой премиальный сегмент нацелилась Sony: со вчерашнего дня японцы сотрудничают со шведским производителем среднеформатных камер.

Пока что сотрудничество ограничится ребрендингом модели NEX-7: в Hasselblad-версии покупатель сможет заказать ручку из красного дерева, корпус из карбона или титана.

За имиджевую беззеркалку потребуют как минимум $6500, за custom-версии еще больше. В дальнейшем компания покажет еще и полноформатный фотоаппарат с полупрозрачным зеркалом, а также компактную модель.

В сотрудничестве Sony и Hasselblad нетрудно узреть аналогии с Leica, которая давно и успешно сотрудничает с Panasonic... Кстати, о Leica. Компания из немецкого города Золмс была щедра на анонсы, показав новые дальномерные камеры M-E и M, а также среднеформатную зеркальную модель S.

Производитель отказался от цифр в названии фотоаппаратов. «Зачем они нужны, если Leica M и S уже и так легенды?» — справедливо удивляются немцы.

Да здравствует светосила!

Отдельный приятный тренд среди камер для продвинутых фотолюбителей (их еще называют просьюмерами) — это установка светосильных объективов. Как правило, фотоаппараты получают объектив со светосилой F/2.0 и выше. Лучшие представители, такие как Lumix LX7 и Samsung EX2F, получили объективы со светосилой F/1.4 в широкоугольном положении зума. Этого более чем достаточно, чтобы снимать на коротких выдержках в темноте с рук и получать правильно экспонированные, резкие фотографии.

Не отстает и новая модель Olympus XZ-2 с сенсорным экраном:

Интересные цифры опубликовала аналитическая компания GfK. По статистике покупатели готовы отдать за хороший фотоаппарат сумму в 2 раза больше, чем в 2010 году. Причина таких изменений — постепенное снижение недоверия к беззеркальным камерам из-за их высококачественных снимков. Возможно, этим исследованием руководствовалась компания Sony, представившая фотоаппарат RX1 с полноразмерной матрицей и несъемным объективом.

Цена на модель установлена недетская — $2700. Новинка может снимать фотографии с частотой 5 кадров/c и видеоролики Full HD 50p со сжатием AVCHD 2.0.

И хотя камера получилась компактной, ее вес не радует — почти 600 г. На стенде Sony новинку потрогать нельзя — она спрятана за стеклом.

Полноформатные камеры становятся доступнее

Затронув тему фуллфреймов, нельзя не упомянуть важный факт: в этом году в рамках подготовки к выставке было представлено сразу пять полноформатных камер и одна полноформатная видеокамера. Это самый большой набор полноформатных устройств за всю историю выставки. Из-за того что фотоаппаратов с APS-C-сенсорами стало слишком много, бренды принялись усердно выпускать камеры с полноформатными сенсорами — топовую фототехнику. В свое время Canon EOS 5D Mark II была единственной качественной полноформатной камерой для Full HD-видеосъемки. Сейчас таких моделей — десять. Все это — приметы быстрорастущей отрасли.

Все началось с зеркальной камеры Nikon D600. Эта модель получила 39-точечную автофокусировку, как в младшей D7000, компактный пластиково-металлический корпус со встроенной вспышкой, а также унаследовала 24-мегапиксельный сенсор от Nikon D3x.

Последняя стоила $8000, но не умела снимать Full HD-видео. Nikon D600 — умеет и стоит при этом «всего» $2099.

В ближайшее время Onliner.by опубликует полевой обзор революционного фуллфрейма японской компании. Понятное дело, что планку в $2099 нельзя считать приемлемой для большинства фотографов. Но... дела становятся интереснее.

Не отстает от главного конкурента и компания Canon. На 25-летие линейки зеркальных камер EOS свет увидела другая полноформатная новинка — EOS 6D.

Этот зеркальный фотоаппарат по габаритам похож на EOS 60D, а по начинке — на EOS 5D Mark III. Корпус устройства меньше, но все так же из магниевого сплава:

Камера не может похвастаться такой же совершенной автофокусировкой, как у «пятака», — вместо 63-точечной системы она получила лишь 11-точечную. Да и встроенной вспышки, как у Nikon D600, нет, а слот для карт памяти лишь один.

Но если вы не снимаете спорт, 6D будет хорошим выбором, ведь внутри — новейший 20-мегапиксельный сенсор, явно не уступающий по качеству 5D Mark III. При этом стоимость новинки ниже почти на $1500: анонсированная цена зеркалки такая же, как у Nikon, — ровно $2099.

А вот и Alpha SLT-A99 — первая репортерская полноформатная камера Sony.

В отличие от Canon EOS 6D и Nikon D600, она построена на полупрозрачном зеркале, то есть постоянно работает в режиме Live View с задействованной при этом фазовой автофокусировкой. У Sony A99 также есть и поворотный дисплей, и OLED-видоискатель высокого разрешения. Сборка фотоаппарата, возможности видеозаписи и скорость серийной съемки делают устройство очень сбалансированным даже при цене $2800 за «тушку».

Мы провели некоторое время с моделью и можем смело утверждать: A99 отлично лежит в руке, эргономика на высоте, а меню — быстрее и продуманнее, чем у конкурентов.

Смартфон — друг или враг фотоаппарата?

На Photokina 2012 только и разговоров, что об измененной эстетике фотографии. И виновны в этом смартфоны. Качественные BSI-сенсоры и приложения для обработки снимков сделали процесс фотографирования на умные телефоны более качественным, а следовательно, и более массовым.

Индустрия панически боится смартфонов. Дело в том, что продажи таких устройств растут на 50% ежегодно: продано уже 650 млн, а до конца года в карманах будут теплиться все 700 млн. Отделам маркетинга о таких цифрах остается только мечтать.

Как защититься рынку фототехники от агрессии Apple iPhone и Samsung Galaxy S III, от беспощадного в своей винтажности Instagram? Есть несколько способов.

Большинство камер-новинок, представленных на Photokina 2012, получило хотя бы один элемент, который в смартфоне не сможет появиться просто физически: очень большой сенсор, очень светосильный объектив или очень большой зум, например 50-кратный, как у Canon PowerShot SX50 HS.

Факт, с которым фотоаппараты пытаются научиться спорить, — это способность загружать ролики и снимки в социальные сети без компьютера. С легкой подачи Samsung, которая постоянно проводит эксперименты с выпуском камер, глобальным увлечением стало подключение к сети через Wi-Fi и совместимость с социальными сетями. Передатчики Wi-Fi в этом году есть везде — в фотоаппаратах компактных, беззеркальных, да и в обычных тоже, отличились модели Pentax K-5 II и упоминавшаяся выше Canon EOS 6D.

Вторая тактика защиты рынка — это взаимодействие со смартфонами в связке. Тут у телефонов и компактных камер есть точка соприкосновения — управление через Wi-Fi. Смартфон может выступать как внешний монитор для трансляции изображения, как кнопка спуска и даже как пульт управления настройками фотоаппарата. Одной из первых приложение для iOS и Android представила та же Samsung, но реализация функций была удручающей. Однако нет сомнений — технология стремительно совершенствуется.

Что нас ждет?

Если раньше фотографии в основном использовались для того, чтобы запечатлеть ценные моменты и чтобы показать миру свою креативность, то сейчас фокус сместился на визуальную коммуникацию в интернете. Сейчас не важно, как снимать, важно — что. Instagram, Twitter, Facebook и «ВКонтакте» беззвучно просят нас загружать фотографии в сеть, в обмен начисляя на социальные счета милые сердцу лайки и ретвиты.

Пленку проявлять не надо, стараться получить качественный кадр тоже не нужно, ведь если не получится — легко просто переснять. И еще раз, и еще. «Хардкорные» пользователи «заливают» в Instagram по 30—40 фотографий в сутки, не потратив и десятой доли суммы, за которую их дед покупал катушку пленки.
Еще пару лет назад люди жили с картинками, а теперь же — живут в картинках. Благодаря визуальной коммуникации мы можем в течение считанных минут оценить ситуацию с поездами метро на «Купаловской», узнать о потопе на Немиге и посмеяться над ценами на красно-зеленую шапку. Благодаря социальным сетям, 3G и Wi-Fi все это происходит практически без задержек. Визуальная коммуникация заразительна.

Вряд ли стоит ждать в ближайшем времени интересных новинок, только плановые сезонные обновления компактных фотоаппаратов-«мыльниц». Производители разрядили свои обоймы, и мы с вами скоро получим множество новых, действительно выдающихся фотоаппаратов. Ну а с достойной техникой получать отличные снимки проще и куда приятнее, чем без нее. Желаем всем вам хороших фотографий!