Генеральный директор «БелСел»: национальный оператор оставляет без телефонной связи 170 тыс. абонентов

 
2741
28 июня 2012 в 15:56
Автор: Денис Блищ. Фото: Максим Малиновский
Автор: Денис Блищ. Фото: Максим Малиновский

Белорусский оператор Diallog давно не становился источником «горячих» новостей — старейшая компания на рынке давно потеряла значимые позиции и последние годы существовала как-то сама в себе. Дошло до того, что министр связи Николай Пантелей признал: «БелСел» пора оздоравливать и приводить в чувство. Государство выбрало для этого радикальное средство — доля Беларуси в совместном предприятии была продана частной компании. В итоге пострадали, как водится, простые абоненты — клиенты, обслуживающиеся по технологии WLL, останутся без связи.

Генеральный директор Diallog Виктор Новиков согласился в эксклюзивном порядке рассказать Onliner.by о сегодняшнем положении оператора и перспективах «оздоровления».

— Вопрос по выходу государства из состава учредителей, а также условия этого выхода обсуждались без участия нашей компании, — говорит топ-менеджер. — К сожалению, я не знаю причин такого решения: мы были поставлены перед фактом о том, что «Белтелеком» продает свою долю и перестает быть совладельцем «БелСел» с 1 марта текущего года.

— Это как-то связано с тяжелым финансовым положением CDMA-оператора?

— На данный момент я не вижу особых финансовых угроз для Diallog, — уверяет Виктор Новиков. — Нынешние учредители продолжают инвестировать в оператора, причем не на словах, а на деле — на наш счет уже переведено $350 тыс. из планируемых $2 млн до конца текущего года.

Правда, несмотря на усилия управления, «БелСел» остается убыточной организацией — без внешнего финансирования будущее оператора видится туманным. Туман призван рассеивать кипрский капитал, работающий под вывеской иностранного предприятия «Джараш». Учредителем оного, в свою очередь, является малоизвестная даже для поисковика Google компания Hadeed Overseas Limited.

Впрочем, все эти изменения вообще не играли бы никакой роли, если бы не одно «но»: национальный оператор электросвязи не только вышел из состава учредителей «БелСел», но и разорвал контракт на обслуживание абонентов по технологии WLL. Благодаря кооперации между Diallog и «Белтелекомом» десятки тысяч жителей Беларуси имели возможность пользоваться связью там, где невозможно или нерентабельно проложить фиксированную сеть.

— Прежнее руководство компании неоднократно заявляло, что благодаря этому соглашению оператор оздоровился и вовремя платит по счетам, — продолжает Виктор Новиков. — Это так. Но с марта прошлого года, когда грянул финансовый кризис, WLL стал невыгодным для Diallog проектом.

Генеральный директор рассказывает нам, что только лишь ради WLL предприятие «БелСел» построило более 100 базовых станций по всей стране, вложив порядка $10 млн.

— По большому счету, компания 4 года подряд ориентировалась только на соглашение с «Белтелекомом» — такое решение было принято учредителями.

Девальвация национальной валюты изменила расклад. Если до кризиса проект тянул оператора, то впоследствии его рентабельность достигла минус 30%. Согласованный с «Белтелекомом» тариф в эквиваленте $2,5 в одночасье превратился в 70 центов, но пересмотрен не был. Текущие же расходы выросли: аренда площадок, электричество, обслуживание — все это подорожало в 3—4 раза.

— Большинство базовых станций для проекта WLL обслуживали только абонентов «Белтелекома», — говорит Виктор Новиков. — Совместно с национальным оператором мы составляли план их установки — специально в тех местах, где были проблемы с фиксированной связью. В итоге многие из вышек вообще не обслуживают наших CDMA-абонентов.

Количество клиентов росло быстро: в 2007-м их было около полусотни тысяч, а на пике — почти 200 тыс. До 1 июля пока еще пользуются услугами связи 170 тыс. абонентов. Что будет с ними с наступлением второго летнего месяца?..

— Все предыдущие месяцы мы делали все возможное, чтобы абоненты не были отключены, — продолжает топ-менеджер. — В частности, проводили переговоры и с «Белтелекомом», и с Минсвязи в поисках выхода из сложившейся ситуации. Даже готовы были сотрудничать на прежних условиях, себе в убыток; вносили предложение о замене оконечного оборудования для расширения спектра услуг; наконец, иностранный инвестор планировал построить сеть, покрывающую 100% территории страны.

— Получается, абоненты останутся без связи?

— На 1 июля — да, и на неопределенное время.

Удивительно, но на защиту 170 тыс. человек не стало и профильное ведомство — Министерство связи и информатизации. У директора «БелСел» многотомная переписка с чиновниками, не приведшая к положительному результату. Таким образом, во многом социально ориентированный проект, отвечающий декларируемой государством идеологии помощи простым людям, будет закрыт.

— Сеть выключена не будет, — утверждает Виктор Новиков. — Несмотря на то что мы вынуждены прекратить обслуживание WLL-абонентов, которые юридически принадлежат «Белтелекому», есть планы по замене оборудования для них и переподключения непосредственно на «БелСел». Мы закупили терминалы, работающие как по технологии 1x для голоса и передачи данных, так и по EV-DO для широкополосного доступа в интернет.

Желающие сменить контракт есть, в основном в пригородах крупных населенных пунктов. Хотя, конечно, сопоставимых масштабов не планируется. Виктор Новиков утверждает, что «БелСел» необходимо подписать на услуги 20 тыс. клиентов: выручка от них перекроет выручку от 170 тыс. бывших WLL-клиентов.

CDMA-оператор давно не распространяет сведения о количестве своих абонентов, поэтому мы интересуемся, насколько достижимы планы «БелСел» по собственному спасению.

— К сожалению, концентрация усилий на WLL-проекте дала и негативные плоды, — говорит Виктор Новиков. — Фактически мы свернули коммерческую деятельность, закрыли офисы в областных городах. Наметилась тенденция к оттоку абонентов, переломить которую удалось только в июле прошлого года.

На данный момент Diallog обслуживает 11 тыс. собственных клиентов, в том числе 7 тыс. пользуются голосовыми услугами в CDMA-сети.

Старейший белорусский оператор намерен не только переманивать бывших клиентов WLL в свою сеть, но и развиваться дальше. В частности, в прессе появлялась информация о планах по строительству тестовой зоны LTE или Rev.B.

— Да, такие планы у нас есть, — подтверждает генеральный директор. — Два года назад в Москве прошла конференция руководителей CDMA-операторов Европы, работающих в полосе частот 450 МГц. Итогом мероприятия стало подписание меморандума о развитии в направлении LTE. Меморандум прошел через CDMA Development Group (объединяющая организация на мировом уровне) и далее попал в Международный союз электросвязи, который включил полосу 450 МГц в эту технологию.

Пока в мире есть только одна действующая зона LTE на нужной частоте — в Бразилии. Местная компания планирует начать коммерческую эксплуатацию уже в текущем году, а к 2014-му покрыть территорию всей страны.

К слову, часть базовых станций Diallog уже обладает возможностью работать по новейшей технологии. Заменить необходимо только программную часть.

Каких скоростей передачи данных можно достичь в сети на полосе 450 МГц?

— LTE позволяет обмениваться данными на скорости до 100 Мбит/с, — говорит Виктор Новиков. — При этом наша частота обладает рядом преимуществ, в частности необходимостью устанавливать базовые станции в несколько раз менее плотно, чем на частоте 2,5—2,7 ГГц. Затраты на строительство сети в десятки раз меньше.

«БелСел» обладает частотным спектром в 14 МГц и планирует 4 оставить на голосовые услуги 1x, а 10 выделить для передачи данных по LTE. Специалисты компании ожидают, что этого хватит для достижения скорости 50 Мбит/с.

Когда будет построена тестовая зона, пока точно не ясно — многое зависит от решения крупных вендоров о целесообразности изготовления соответствующего оборудования. Ответ от них ожидается до конца лета.

Это не последнее, что предпринимает «БелСел» для своего оздоровления. Учредителями компании принято решение об отказе от торговой марки Diallog и возвращения прежней.

— Мы посчитали, что продвижение одного логотипа и названия позволит нам эффективнее работать с клиентами, — отмечает Виктор Новиков. — Абоненты и партнеры путали юридическое имя компании и торговую марку. В общем, постепенно от Diallog мы откажемся и вернемся к «БелСел».

Итоги этого решения жители Беларуси увидят уже в июле и августе — оператор начнет рекламную кампанию с использованием старого логотипа. Причем — впервые за долгие годы — даже на телевидении.