Спецэффекты в кино: «Прометей»

 
11 534
31 мая 2012 в 17:49
Автор: Константин Сидорович. Фото: Reuters, Kinopoisk, Facebook, Pinewood
Автор: Константин Сидорович. Фото: Reuters, Kinopoisk, Facebook, Pinewood

31 мая на широкие экраны вышла кинолента Ридли Скотта «Прометей». Для многих, не исключая меня, это один из самых ожидаемых фильмов года, причем шансов на провал у картины почти нет. Почему? Достаточно взглянуть на кинобиографию режиссера, за всю свою многолетнюю карьеру не снявшего откровенно провального фильма.

Культовые «Бегущий по лезвию» и «Тельма и Луиза», оскароносные «Гладиатор» и «Черный ястреб», масштабные «Робин Гуд» и «Царство небесное». Даже если какие-то работы Ридли Скотта не находили понимания у критиков (например, «Ганнибал»), зрители в большинстве своем принимали их «на ура».

Ридли Скотт

Талант, размах и атмосферность — вот основные слагаемые успеха британца. Сначала они помогли ему от и до освоить рекламный бизнес (вспомнить хотя бы легендарный ролик Apple Macintosh с отсылкой к роману Джорджа Оруэлла «1984»), затем — вписать свое имя в историю кинематографа.

Полнометражный дебют будущего мэтра состоялся 35 лет назад, именно тогда вышел его фильм «Дуэлянты». Мастерство 39-летнего режиссера даже отметили на Каннском кинофестивале — просто так на Золотую пальмовую ветвь не номинируют. А через два года появился «Чужой» — фильм, повлиявший на жанр кинофантастики не меньше, чем «2001: Космическая Одиссея» и четвертый эпизод «Звездных войн» до него. Невиданное доселе ощущение тревоги от встречи с Неизвестным до колик пугало зрителей и даже изменило гастрономические пристрастия некоторых из них, а технические средства визуализации творящегося безобразия привели в восторг едва ли не всех рецензентов.

Сначала «Прометей» должен был стать приквелом к «Чужому». Помните эпизод из оригинального фильма, когда экипаж «Ностромо» проникает на инопланетный корабль и находит окаменевшее тело пришельца-гиганта, прозванного Космическим Жокеем? Предполагалось, что лента расскажет предысторию, как это существо попало на безжизненную планету и какое отношение оно имеет к ксеноморфам. В ходе производства сюжет претерпел значительные изменения, и хотя действия картины происходят во вселенной «Чужих», полноценным приквелом теперь пахнет слабо. «Прометей» — самостоятельная лента с собственной историей, Космическими Жокеями (сейчас их называют Инженерами) и людьми, снова столкнувшимися с чуждой Неизвестностью.

На этот раз киногуру пообещал поднять и постараться ответить на — ни много ни мало — вопросы мироздания. Получится ли? Скорее всего — да, причем зрелищно и с эффектами, которые нельзя пропустить. О том, как снимался «Прометей» и к каким техническим ухищрениям прибегала съемочная команда, расскажем дальше в этой статье.

Эффектность без спецэффектов

Еще до выхода «Прометея» фильм стали противопоставлять «Аватару». При этом, видимо, планируется, что по сборам детище Ридли Скотта приблизится к истории Джеймса Кэмерона о планете Пандора. Любопытно, что Кэмерон также тесно связан с франшизой о враждебных пришельцах с кислотой вместо крови — в свое время он снял продолжение «Чужого», причем не менее успешное, чем оригинал. Однако подходы к созданию фильмов у двух режиссеров кардинально разнятся: Джеймс Кэмерон сознательно делает ставку на максимум цифровых эффектов, тогда как Ридли Скотт чрезвычайно консервативен в этом плане и предпочитает обходиться натурными съемками и «живыми» визуальными эффектами.

Практически вся современная фантастика с обилием спецэффектов создается по технологии «хромакей» (chroma key). Трилогия «Властелин колец», «Аватар», «300 спартанцев» и многие другие блокбастеры чуть ли не целиком снимались с помощью этой технологии. Для «хромакей»-съемок обычно используется зеленый (реже — голубой) цветовой фон, так называемый рир-экран. Он располагается позади актеров или каких-то других ключевых объектов. Основная часть съемок проходит на фоне такого экрана, после чего однотонный цвет заменяется на любое тематическое изображение, созданные на компьютере декорации. В «Прометее» тоже есть отснятые в «хромакей» сцены, но их сравнительно немного. Занятые в фильме актеры даже удивлялись, что в течение съемок эта технология применялась всего пять или шесть раз.

Чтобы впечатлить зрителя, Ридли Скотт пошел другим, более дорогим, но проверенным и эффектным путем. Режиссер сделал ставку на настоящие декорации — невиданная роскошь для современных фантастических блокбастеров. Создатели картины использовали павильоны одной из крупнейших в Европе киностудий — британской Pinewood. Раньше здесь снимали «бондиану», ленты «Шерлок Холмс: Игра теней», «Хранитель времени», «Гарри Поттер и дары смерти», «Принц Персии: Пески времени», «Темный рыцарь»… Послужной список студии впечатляет.

Один из самых маленьких павильонов Pinewood

Длина только одного павильона равна полутора футбольным полям, полезной площади сцены достаточно для размещения трех самолетов Boeing 747. И таких павильонов съемочной группе понадобилось целых пять. На одних главный художник фильма Артур Макс воссоздал инопланетный рельеф и сооружения, остальные заставили фантастическими транспортными средствами, в том числе гигантским кораблем «Прометеем» с тщательно проработанными палубами, каютами и различной космической «утварью».

Перед тем как возводить «Прометей», Артур Макс с группой художников изучил космические корабли NASA и Европейского космического агентства. В итоге было создано два десятка разных эскизов «Прометея», из которых Ридли Скотт выбрал один — именно он и попал на экран. Поклонники «чужениады» непременно обнаружат сходство «Прометея» с «Ностромо», и это лишний раз доказывает, что внимание деталям создатели ленты уделили немалое. Сюжетно сходство кораблей объясняется тем, что «Прометей» создан корпорацией Weyland, а в «Чужом» «Ностромо» сошел с верфи Weyland-Yutani — производителя, образовавшегося из слияния двух компаний. На создание корабля в натуральном масштабе ушло почти три месяца, если не считать еще два месяца, затраченных на его проектирование и чертежи.

«Прометей»

«Ностромо»

По словам занятых в ленте актеров, с помощью декораций Ридли Скотт хотел создать у них ощущение присутствия на чужеродной планете. При съемках по технологии «хромакей» добиться подобного эффекта, мягко говоря, затруднительно: исполнителям ролей приходится ходить, прыгать и корчить гримасы в звукоизолированном помещении с зеленой стеной в качестве фона. Майкл Фассбендер, исполнитель роли киборга Дэвида в «Прометее», вспоминает: «Это было просто невероятно! В этих поразительно реалистичных декорациях буквально оказываешься на месте событий».

Майкл Фассбендер

Кстати, непосредственное участие в создании декораций принимал не только главный художник, но и сам Ридли Скотт. Едва ли не каждое утро он рисовал эскизы и макеты сцен, настоящие графические новеллы по мотивам сценария, которые помогали актерам «прочувствовать» предстоящий съемочный день. «Ощущение во время съемок было такое, что мы на самом деле покинули планету Земля и оказались в новом, вполне реалистичном измерении, без притворства и неуклюжих декораций», — рассказала в интервью журналу «Фильм» Нуми Рапас, исполнительница главной роли в «Прометее».

Помимо «чужого» ландшафта и техники будущего, в фильме есть еще на что посмотреть. Как вам, например, покрытый иероглифами высоченный курган, над возведением которого более двухсот специалистов работали почти четыре месяца? А десятиметровое изображение лица, будто бы высеченного в камне и встречающегося в каждом втором постере «Прометея»?

Всего для фильма было построено 16 масштабных декораций. Сравните — «Аватару» хватило пяти. Не обошлось и без съемок на природе. В начале «Прометея», например, есть сцена, снятая на родине вулкана Эйяфьятлайокудль — в Исландии. Холодная, гористая, недружелюбная местность гармонично дополнила мрачную атмосферу картины.

Несмотря на консервативность режиссера в вопросах спецэффектов, без них, конечно же, «Прометей» снять было невозможно. Взрывы, песчаная буря, чужеродная фауна — без цифровой графики не обойтись. Декорации декорациями, но привести в движение тот же космический корабль также может только компьютерная обработка. Впрочем, и здесь Ридли Скотт может разбавить «цифру» живыми действиями. Так, в оригинальном «Чужом», чтобы создать эффект резкого ускорения корабля «Ностромо», несколько человек трясли кресла, в которых сидели актеры. Просто, эффектно и почти бесплатно!

В мировом прокате появится как обычная, так и стереоскопическая версия «Прометея». Оператор убедил британского режиссера, что сегодня снимать 3D не сложнее привычной киноленты. Ридли Скотту, правда, пришлось согласиться на более высокую, чем предполагалось, освещенность съемочных площадок. Поэтому «гасить» свет и придавать мрачную атмосферу картине пришлось на последнем этапе производства. Это неудобство, впрочем, не смутило режиссера, которому настолько понравилось работать в 3D, что он пообещал каждый свой фильм снимать в этом формате.

Не божьи твари

Визитной карточкой «Чужого» навсегда стал жуткий ксеноморф — символ беспощадного и невообразимо чуждого Нечто, от которого нельзя спрятаться и с которым нельзя договориться. Спешим разочаровать тех, кто еще не в курсе, — в «Прометее», похоже, нет классического Alien. Да и вообще инопланетных тварей немного. Однако расстраиваться рано.

По словам Ридли Скотта, эксплуатировать облик «чужого» нелепо, поскольку он полностью исчерпал себя в рамках известной франшизы. В самом деле, после невнятного фильма «Чужой против Хищника» от устрашающего образа ксеноморфа ничего не осталось. Пугать в «Прометее» решили по-другому — с помощью фантазии самого зрителя. Чем меньше видно монстра в кадре, тем больший эффект он может произвести на посетителя кинотеатра с хорошо развитым воображением.

Впрочем, это не значит, что нас будут пугать только тенями, шорохами и скрежетом. Во всей своей красе предстанут живые и не очень Жокеи. Как и в случае с «чужими», их сыграют актеры, облаченные в специальные костюмы. Вообще «животный» мир «Прометея» по сравнению с «Чужим» сделали менее органическим и более механическим.

В ленте 1979 года именно органике уделялось большое внимание. Бесконечная слизь, жилистые верещащие фейсхаггеры, коконы с эмбрионами… У меня сохранилось занятное гастрономическое воспоминание, связанное с этим фильмом. Впервые посмотреть «Чужого» мне удалось в уж очень нежном возрасте, который и близко не соответствовал рейтингу R. Долгое время после этого я почему-то никак не мог заставить себя есть пищу с любой подливкой, которая навевала ассоциации с милым зубастым парнем из фильма Ридли Скотта.

При съемках оригинальной ленты ее создатели мастерски использовали пищевые продукты. Например, в сцене вскрытия фейсхаггера в качестве внутренностей твари использовались устрицы и овечья почка, муляж головы киборга Эша нашпиговали макаронами и крупными кольцами лука, а в полупрозрачных коконах «чужих» плавали настоящие сердца и желудки коров.

Кадр из фильма «Чужой»

Тот самый Эш со спагетти и молоком

В «Прометее» такого пиршества ждать не приходится, нынче на страже чести и спокойствия даже убиенных животных стоят многочисленные правозащитные организации. Поэтому в основном зрителей будет развлекать бутафорский реквизит, CGI-эффекты и упоминавшиеся выше люди в костюмах Космических Жокеев.

Впрочем, отрицательно на зрелищности это не должно сказаться. Поэтому вспоминайте легенду о Прометее, смотрите хорошее кино и не забудьте поделиться своими впечатлениями.


«Вирусный» ролик фильма