Обзор консоли Sony PS Vita. Хардкорным геймерам посвящается

 
17 537
01 марта 2012 в 20:17
Автор: Константин Сидорович. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Константин Сидорович. Фото: Аркадий Соболев

Долгие семь лет ушли у Sony на то, чтобы выпустить настоящего наследника и ныне чрезвычайно популярной портативной консоли PSP (имеется в виду как оригинальная PSP-1000, так и модификации вплоть до PSP-3000). Можно, конечно, вспомнить провал под названием PSP go, но даже сама Sony стыдливо назвала его экспериментом и вообще предпочитает умалчивать об этом игровом недоразумении.

Мировой релиз PlayStation Vita состоялся в феврале нынешнего года, спустя пару месяцев после начала японских продаж консоли. Страна восходящего солнца не слишком приветливо встретила новинку, а вот европейцы и американцы, судя по последним отчетам, пока весьма благосклонны к творению Sony.

Так что же ожидает PS Vita? Позорная судьба PSP go или статус культовой консоли, которым может похвастаться PSP-3000? Дать ответ не так просто, как может показаться на первый взгляд. Но мы все же попытаемся сделать это в обзоре.

Внешний вид, элементы управления

Внешне PlayStation Vita намного ближе к PSP-3000, чем к PSP go. С другой стороны, Sony вообще позиционирует аппарат как абсолютно новое игровое устройство и не хочет ненужных ассоциаций с предшествующими моделями. Тем не менее сравнений с позапрошлым поколением PSP не избежать — уж очень обе модели похожи.

Разработчики не стали изобретать велосипед, как в случае с PSP go, и вернулись к удобному формфактору. Никаких выдвижных блоков управления — только привычная моноблочная конструкция. Игровые кнопки управления по сравнению с PSP-3000 стали немного меньше. Зато у Vita два аналоговых стика, что весьма кстати, например, в Uncharted: камера показывает не всегда лучший ракурс, но с помощью второго стика эта проблема легко решается. Кнопки имеют четкий ход и кажутся надежными, во всяком случае точно не хуже, чем у «предка».

 

На фронтальной панели также располагаются клавиши Select и Start, пара стереодинамиков, камера и клавиша PS, фактически выполняющая роль кнопки «Домой» в смартфонах. На нижнем торце устройства находятся 3,5-миллиметровый аудиоразъем, микрофон, слот для карты памяти и оригинальный разъем для подключения кабеля. Этот разъем у Sony получился коварным. Дело в том, что кабель в него запросто можно вставить не той стороной, поэтому лучше проследить, чтобы логотип PlayStation находился сверху.

Консоль «понимает» только карты памяти собственного формата. Карточки, надо сказать, недешевые, поэтому даже 4-гигабайтный накопитель влетит в копеечку. Это при том, что такого объема очень-очень мало и хватит только на игровые сохранения, пару-тройку музыкальных альбомов и несколько казуальных игр, скачанных из PlayStation Store. Встроенной памяти у консоли, к сожалению, нет.

На правой грани Vita нет ничего интересного. Поскольку к нам на тестирование попала версия консоли с поддержкой 3G, на левом торце устройства обнаружился слот для SIM-карты. Наконец, сверху найдем кнопку включения/выключения, отсек для игровых флеш-карт, странный разъем для подключения периферии, клавиши регулировки звука и два полупрозрачных триггера по краям девайса.

На тыльной стороне PS Vita разместилась вторая камера, парочка пластиковых вставок-«ухватов» и одно из самых интересных нововведений консоли — сенсорная площадка. О ее возможностях мы поговорим ниже, когда дойдет очередь до беглого обзора игр.

Качество сборки консоли на высоте. И это несмотря на то, что корпус включает в себя множество составных элементов. Правда, Sony избавила PS Vita от дисковода UMD, поэтому люфтить здесь особо нечему.

Когда устройство в первый раз берешь в руки, удивляет его вес — Vita ощутимо тяжелее и крупнее предшественников. Впрочем, к весу быстро привыкаешь. В любом случае, чтобы играть, консоль приходится держать двумя руками, и относительно большой вес не вызывает ощущения усталости.

А вот за повсеместный глянец разработчиков стоит пожурить: отпечатки пальцев остаются как на фронтальной, так и на тыльной стороне PS Vita. Лишь по периметру задней панели используется более практичный матовый пластик. В итоге первое время консоль смотрится эффектно, но уже спустя несколько минут игры заляпывается «пальчиками».

Если не обращать внимания на эти мелочи, особых претензий к эргономике и качеству исполнения PS Vita нет. Перед нами все та же старая добрая PSP, только слегка подросшая и доработанная. Что не радует, так это повсеместный отказ от унифицированных стандартов. Понятно, что таким образом Sony желает обезопасить консоль от пиратов. И все же использование дорогих фирменных карт памяти двух видов (на одних записаны игры, вторые применяются для хранения пользовательских данных), а также нестандартного порта для синхронизации и зарядки является дополнительной головной болью не только для пиратов, но и для конечного потребителя. Интересно, сколько времени потребуется пиратам, чтобы наладить выпуск собственных флеш-карт для PS Vita?

Дисплей и камера

Пятидюймовый дисплей новинки можно назвать одним из главных достоинств PS Vita. Дело не только в диагонали экрана, но и в используемых технологиях. Во-первых, речь идет об OLED-матрице с превосходной яркой и насыщенной цветопередачей (то что надо для подобного рода устройств), максимально возможными углами обзора и невысоким энергопотреблением. Во-вторых, при диагонали в 5 дюймов разрешение экрана составляет 960×544 пикселя. Для сравнения, PSP оснащается 4,3-дюймовым дисплеем с разрешением 480×272 точки.

В-третьих, экран у Vita сенсорный, что дает совершенно новый игровой опыт. Благо Sony преодолела приступы консерватизма и учла современные сенсорные тенденции. По крайней мере у геймеров появился выбор: пользоваться традиционной физической системой управления или новомодной сенсорной. В некоторых случаях оба метода дополняют друг друга, не отвлекая от игрового процесса.

Консоль оснащена двумя камерами, одна из которых расположена на тыльной стороне PS Vita, а вторая — рядом с правым блоком клавиш управления на лицевой части устройства. И в одном, и во втором случае речь идет лишь о 0,3-мегапиксельной матрице. То есть использовать аппарат в качестве фотокамеры точно не стоит. С другой стороны, не следует забывать, что перед нами сугубо игровое устройство, поэтому оба фотомодуля предназначены не для съемки, а для развлечений.

Камеры PS Vita умеют распознавать специальные штрихкодовые карточки для создания так называемой «дополненной реальности». В PlayStation Store доступно несколько игр с поддержкой данной технологии. К сожалению, нужных карточек у нас не было, поэтому протестировать эту возможность консоли не удалось.

Программная платформа, интерфейс

Сразу после первого включения и активации беспроводной связи консоль попросила обновить программное обеспечение до версии 1.61. В Sony пояснили, что обновление улучшает стабильность работы системы, а также добавляет пару функций второстепенного значения (например, на главном экране появляется приложение «Карты»).

Программная составляющая Vita не имеет ничего общего с портативными консолями Sony прошлых поколений. Она интуитивно понятна и чрезвычайно дружелюбна к новичкам. Например, каждое приложение сопровождается справочной информацией, а отдельная программа под названием «Зона приветствия» научит основным «фишкам» управления даже тех, кто впервые взял в руки игровое устройство с сенсорным дисплеем. С помощью незамысловатых казуальных игр система учит азам работы с консолью и поощряет пользователей виртуальными наградами за самые разные достижения и рекорды. Так, в мини-игре «Числогонки» надо как можно быстрее касаться пальцами быстро возникающих цифр. Процесс постепенно усложняется, плюс ко всему прочему действует ограничение по времени. Видно, что Sony ответственно и креативно подошла даже к такому, в общем-то, необязательному элементу, как обучение.

Пользователь может работать с несколькими экранами (домашними страницами), в зависимости от количества установленных приложений. Программы, к слову, отображаются в виде круглых иконок-драже. При перелистывании экранов ярлыки начинают дрожать, будто они подвешены на невидимой нити. Если экран не трогать, иконки медленно «плавают». Анимация интерфейса — одна из лучших на мобильных устройствах. Необычно выглядит эффект растягивания крайних окон, которые нельзя пролистать ни по вертикали, ни по горизонтали.

Находясь на одном из «рабочих столов», можно нажать на него и удерживать палец примерно секунду. После этого появится возможность удалять и добавлять новые экраны (всего — до 10 штук включительно), менять цвет фона, перемещать и удалять ярлыки приложений. Не получится избавиться только от программ, изначально присутствовавших в прошивке.

В верхней части дисплея расположена статусная строка с информацией о состоянии беспроводных подключений, текущем времени, индикации заряда батареи и с данными о запущенных приложениях. В правом верхнем углу находится небольшой полукруг. Если нажать на него, можно ознакомиться с последними уведомлениями: новыми игровыми достижениями, текстовыми сообщениями, последними загрузками, обновленными статусами и т. д.

Самое интересное в операционной системе PS Vita — так называемые экраны LiveArea. Такой экран открывается при нажатии на ярлык любого приложения. После этого появляется окно со значками действий, кнопкой запуска самой программы и, в некоторых случаях, дополнительными элементами с полезной информацией.

Разработчики реализовали в PS Vita многозадачность. Имеется в виду не только прослушивание музыки в фоновом режиме, но и возможность мгновенно переключаться между последними шестью открытыми программами. Это можно делать несколькими способами. Например, нажать один раз на кнопку PS и пролистать экраны LiveArea вправо или влево до нужного приложения. Если нажать клавишу PS еще раз, откроется экран с закладками открытых LiveArea, также отсюда можно выйти на домашнюю страницу. Кроме того, при задействовании кнопки PS в третий раз появится главный экран. Отметим, что в фоновом режиме может находиться только одно «тяжелое» приложение. Так, при попытке запустить вторую игру система предложит закрыть первую.

К слову, чтобы закрыть программу, надо перейти на ее экран LiveArea и потянуть вниз за правый верхний уголок. Этот же способ используется и для выхода из экрана блокировки.

Несколько слов об установленных приложениях. Большинство из них открывают доступ к социальным сервисам, так или иначе связанным с игровой сетью PlayStation. Например, программа «Тусовка» позволяет организовать чат с другими обладателями PS Vita, «Near» расскажет об игровых предпочтениях друзей и покажет находящихся неподалеку геймеров, приложение «Призы» сравнивает ваши игровые достижения со знакомыми игроками. Консольный браузер вполне приличный, хотя по своим возможностям не дотягивает до смартфонных собратьев. Главное, что с его помощью можно комфортно просматривать интернет-странички, при этом поддерживается мультитач, возможность открыть несколько окон и добавить закладки. С Flash и HTML5 веб-обозреватель не дружит.

Консоль получила программу «Google Карты», но воспользоваться ей толком так и не получилось. Система никак не хотела точно определять месторасположение. После продолжительного «шаманства» с PS Vita удалось лишь узнать, что консоль находится в Минске, но при этом указывался другой конец города в отличие от реального месторасположения.

В PlayStation Store есть три неигровых приложения: клиенты для Twitter, Flickr и Foursquare. Некоторое время в каталоге был Facebook, но вскоре его удалили.

Консоль PS Vita можно использовать в качеству пульта дистанционного управления приставкой PlayStation 3. Кроме того, данные портативного устройства можно синхронизировать с PS3 и компьютером. Для этого не нужны никакие извращения в виде iTunes или Zune. На PC устанавливается клиентское обеспечение, в котором надо указать папки для синхронизации фото, видео, музыки и сохранения резервных копий. Копирование контента с Vita на компьютер и наоборот осуществляется на консоли с помощью утилиты «Управление данными».

Несмотря на то что интерфейс PS Vita, безусловно, еще будет дорабатываться, выглядит он перспективно. Неудивительно, что Sony задумала перенести его на смартфоны. UI очень отзывчивый, плавный, красивый и при этом за все время тестирования ни разу нигде не подвис. Единственное, иногда ощущается недостаток сглаживания. «Лесенки» особенно заметны по краям объектов в играх и на круглых элементах меню пользовательского интерфейса.

Игры, производительность

Интерфейс и красочный экран, конечно, важные составляющие консоли, но все они подчинены игровой направленности PS Vita. Именно от игр в первую очередь зависит популярность устройства. На момент мирового релиза в PS Store для Vita было доступно около трех десятков эксклюзивов. Список проектов пополняется каждый день. Кроме того, можно купить адаптированные игры от PSP. Большинство проектов придется оплачивать сразу, однако в некоторых случаях можно скачать бесплатную демоверсию для ознакомления с игрой.

На сегодняшний день самая известная игра для PS Vita — «Uncharted: Золотая Бездна». Это своего рода таран, призванный пробить дорогу к умам и кошелькам пользователей. Студия SCE Bend выпустила проект класса ААА с увлекательным игровым процессом и красивейшей графикой. Видно, что Uncharted создавали с оглядкой на все возможности консоли, чтобы показать покупателям преимущества Vita. В игре придется задействовать и сенсорный экран, и тыльную сенсорную панель, и гироскоп, и привычные физические кнопки управления.

Игра «Uncharted: Золотая Бездна» вообще демократична к пристрастиям геймеров. Это как раз тот самый вариант, когда игрок бóльшую часть времени может управлять игрой по старинке, перемещая главного героя с помощью стика и прицеливаясь посредством физических кнопок. Любители же экспериментов оценят возможность ползать по скалам и стенам домов с использованием сенсорного экрана: протагонисту стоит только пальцем указать маршрут, по которому надо проползти Натану Дрейку, и охотник за сокровищами все сделает сам. Игроку останется лишь наблюдать за плавной анимацией и рассматривать красоты виртуальных джунглей.

Еще один стопроцентный хит, с которым нам удалось познакомиться, называется WipeOut 2048. Это футуристичные гонки знаменитой консольной серии. Графика местами поражает еще больше, чем в Uncharted. За это надо благодарить четкие текстуры, достойные спецэффекты и «кислотную» стилистику проекта.

Игровой процесс незамысловат: геймеру предстоит соревноваться в скорости с противниками. Для замедления конкурентов можно использовать щедро рассыпанное по трассам оружие, а для ускорения собственного болида достаточно проехать по специальной пиктограмме. По мере прохождения трассы игрок получает опыт и открывает новые модели средств передвижения — в общем, ничего необычного. Управлять гоночным транспортом можно с помощью наклона консоли, но лучше переключиться в классический «кнопочный» режим.

За высокую производительность PS Vita отвечает передовая «железная» начинка: 4-ядерный процессор ARM Cortex A9, 512 МБ оперативной памяти и графический ускоритель PowerVR SGX543MP4+. Что касается времени автономной работы консоли, то волноваться не о чем: аккумулятора хватит на день даже самым заядлым геймерам, которые проводят за играми по пять часов в день. Как показало тестирование, если играть по два-три часа, одного заряда стабильно хватает на два дня работы.

Заключение

Консоль PlayStation Vita вполне заслуживает звания лучшего портативного устройства для игр. Она способна продемонстрировать великолепную графику, предлагает инновационное управление и настоящие хардкорные игры, к которым привыкли геймеры старой закалки.

Но, положа руку на сердце, есть большие сомнения в безоблачном будущем PS Vita, даже несмотря на ее многочисленные достоинства. Причин тому несколько. Одна из главных — ценовая политика Sony. Сама консоль стоит относительно недорого, но вместе с ней придется купить как минимум одну недешевую карту памяти. И это не говоря об играх, многие из которых стоят как проекты для домашних приставок.

Смартфоны приучили пользователей к тому, что игра должна продаваться за доллар, а то и вовсе распространяться бесплатно, пусть и с рекламой. Да, в основном это казуальные проекты, но многим большего от портативных игр и не надо. На вдумчивое прохождение крупной игры надо потратить много времени, которого у большинства людей просто нет. Поэтому сегодня в почете несложные смартфонные «казуалки», способные увлечь на время поездки в транспорте.

Похоже, эпоха специализированных портативных игровых устройств уходит в прошлое. Но, возможно, PS Vita удастся изменить эту тенденцию? Время покажет. Однако сегодня новинка от Sony не только очень классная, но и очень дорогая по совокупности факторов.

Благодарим магазин Belconsole за предоставленную на тесты консоль