Прошлогодняя выставка PTS, казалось, стала своеобразной эпитафией белорусской отрасли IT: форум прошел под знаком полного отсутствия любопытных событий и презентаций, а полупустые стенды органично вписались в программу мероприятия. После ее посещения в душе было немного тревожно за насыщенность главного IT-события года — ТИБО. Ведь и она, будучи в свое время светочем индустрии высоких технологий, постепенно сбавила темп.
После посещения VIP-дня тревоги ушли: ТИБО хоть и не вернула себе былую мощь, но и остатков оной не растеряла — как минимум. А положа руку на сердце, чуть-чуть, но прибавила в весе, стала несколько более деловой. Непонятно, что именно создало такое ощущение — то ли отсутствие бабушек-макулатурщиц, то ли большее, нежели обычно, количество посетителей.
На всех предыдущих форумах ТИБО, несомненно, центральным ядром манежа становились стенды операторов. И в 2011-м они продолжили привлекать посетителей шумными акциями, но отныне у них появились конкуренты. Чего только стоит стенд ZTE, где между новыми телефонами и планшетами прошел конкурс, в ходе которого случайные прохожие своими телами выкладывали латинский вариант логотипа вендора. На букве «Т», когда вверх взмыли женщины с оголенными весенними ногами, некоторые даже не удержались и зааплодировали.
На ТИБО-2011 все традиционно: и точка с чебуреками у пресс-центра, и долгая речь об успехах пятилетки и задачах на новую от Николая Пантелея, и даже — в буквальном смысле — наэлектризованность атмосферы. Равно как и годами ранее, любое рукопожатие внутри манежа грозит коротким разрядом статического электричества.
Вы можете поискать старый план расположения компаний в манеже и пройтись по выставке 2011 года вместе с ним — практически ничего не изменилось. Разве что содержание стендов, и то — не у всех. Академия наук уже убрала, наконец, свой 3D-телевизор, но все еще выставляет радиоуправляемый вертолет.
В этом году у провайдеров и операторов кабельного телевидения новая «фишка» — демонстрировать возможности IP TV или 3D-контента: кто на что сподобился. Так, о своих амбициях в новом для Беларуси поле заявляют ZALA, МТИС, «Космос-ТВ» и «Атлант Телеком». Некоторые из них установили на стендах приличные телевизоры с трехмерным изображением, и это, наверное, стало основным поводом убрать таковой со стенда Академии наук. Тот явно проигрывал по потребительским качествам, а «вау-эффект» растерял уже давно.
На стенде Nokia Siemens Networks, опять-таки традиционно располагающемся у входа, как всегда пусто. Но кое-что есть: совместно с velcom компания NSN показывает, как работает передача по технологии HSPA+ на двух несущих. Разумеется, в специальных условиях все выглядит пристойно: закачка разгоняется до 36,6 Мбит/с.
У velcom, который тут же рядом, все в кричаще-молодежном стиле. Услугу «Смартнавигация» рекламирует автомобильчик Smart, внутри которого можно поиграть в гоночный симулятор. Это, конечно, гвоздь программы, почти такой же популярный «фан», как и фотографирование с девочками-моделями.
Оператор МТС тоже расположился на своем привычном месте в центре зала. Тут главное ядро стенда — два ноутбука с LTE-модемами, в реальном времени прогоняющие изображение с веб-камеры через свои экраны. Здесь же отрисовывается график потребленного трафика, и там тоже все красиво с цифрами. На пресс-конференции оператора, прошедшей сегодня в полдень, был, кстати, затронут вопрос тестирования сети четвертого поколения МТС силами Onliner.by. Технический директор компании Алексей Тяжких заметил, что наши результаты были бы заметно лучше, если бы мы использовали многопоточную закачку.
У МТС на стенде можно получить консультацию по анонсируемым услугам на базе «облачных» вычислений, а также по «Автонавигации GPS», телемедицине и «МТС.Деньги». Обо всем этом мы рассказывали в новостной ленте утром.
По нашему мнению, наиболее интересными точками в манеже стали стенды Huawei и ZTE, на которых, конечно, не конкурс тел был наиболее важен, а представленные телефонные аппараты и планшеты. Касаясь темы обновления прошивки на сверхпопулярном U8230, подчеркнем, что Huawei рассматривает техническую возможность доведения ее версии до 2.2, однако пока не заявляет об этом официально, как о точно планируемом событии. По нашей информации, вероятность обновления крайне высока, почти 100%.
На пресс-конференции Huawei было заявлено, что с момента прихода в Беларусь компания реализовала 107 тысяч телефонов. Столь хорошего результата китайцы достигли благодаря сотрудничеству с операторами сотовой связи. Это направление останется приоритетным, хотя еще год назад, по слухам, Huawei задумывал начать прямые продажи по своим каналам.
В Минске представлен ассортимент телефонов и модемов, схожий с показанным в феврале на Mobile World Congress в Барселоне. Печально, что на ТИБО не выставлены аппараты линейки X, которые, опять же по слухам, некоторые компании рассматривали как потенциальные товары в своих центрах продаж.
Производитель строит большие планы по развитию своего бизнеса в нашей стране. В планах Huawei — увеличение продаж на 30% в 2011 году и продолжение сотрудничества с операторами сотовой связи. Правда, вопрос доступности ассортимента для жителей Беларуси полностью зависит от поставщиков голосовых услуг и передачи данных. В Huawei хотят, чтобы операторы больше субсидировали смартфоны (сейчас схема субсидирования почти не работает для телефонов, но неплохо себя зарекомендовала с модемами), но те пока не спешат.
Тем не менее уже в этом году на белорусском рынке могут появиться новые смартфоны под управлением ОС Android. С планшетами вопрос пока открытый: «до ума» у Huawei доведено только два аппарата — S7 и его тонкая версия (причем последняя в Беларуси официально не продается); еще несколько планшетов вендор предложит рынку до конца года. Но увидим ли их мы?
Основной конкурент Huawei — ZTE — также привез в Минск множество своих аппаратов. Большинство, как и у «однополчан», — невысокого ценового диапазона. Устройства вызвали большой интерес у публики, с любопытством изучавшей возможности ОС Android на китайском «железе».
Государственный монстр — национальный оператор электросвязи «Белтелеком» — поселился за стендом МТС. Как мы ранее и сообщали, компания сделала основной упор на ZALA и его новые возможности — анонсируемый 3D- и HD-контент.
В какой-то момент к стенду подошел… Константин Тикарь — бывший генеральный директор компании! В сопровождении неназванных лиц он ознакомился с выставкой, поговорил с работниками стенда и прошел к модулю Huawei. На какое-то мгновение показалось, что Константин Сергеевич никуда не уходил и все так же занимает ответственный пост…
Выставка ТИБО-2011 только начала свою работу — она закроет свои двери лишь в пятницу вечером. Возможно, на форуме не так много любопытного, но если кто-то захочет лично узнать и прочувствовать состояние белорусской отрасли IT, это, пожалуй, самый быстрый и удобный вариант.
Здесь весь винегрет: с LTE, галстуками, Спанч-Бобом и безумными конкурсами ZTE. Как-то так.
Фото: Максим Малиновский