Рынок передачи данных в Беларуси претерпит самые серьезные изменения за все время своего существования: уже с 1 января 2012 года начнет работу Единая республиканская сеть передачи данных (ЕРСПД), «Белтелеком» потеряет право пропускать и обменивать трафик внутри страны, могут появиться виртуальные провайдеры, а клиенты получат возможность выбирать между несколькими поставщиками интернета в рамках единой сети…
Это может привести к быстрому росту конкуренции и снижению цен — вопрос в регулировании рынка. Им займется государственная структура, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ). Что касается Национального центра обмена трафиком (НЦОТ), то он станет обменивать и пропускать трафик внутри страны, организовывать расчеты между провайдерами и клиентами и главное — координировать взаимоотношения среди компаний — владельцев участков ЕРСПД. Именно это будет влиять на рынок и ценообразование.
Специально для Onliner.by представитель ОАЦ ответил на ряд вопросов и разъяснил грядущие изменения.
— Почему возникла необходимость передачи регуляторных функций от Министерства связи и информатизации к ОАЦ в части рынка передачи данных?
— При разработке Указа Главы государства от 30 сентября 2010 г. №515 «О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь» был изучен международный опыт регулирования рынка телекоммуникаций.
Регулирование рынков телекоммуникаций в большинстве стран осуществляет независимый регулятор, свободный от влияния правительства и операторов электросвязи. Оперативно-аналитический центр подчиняется Главе государства, его деятельность не зависит от работы операторов электросвязи. Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. №60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» ОАЦ уже был наделен отдельными регуляторными полномочиями.
Следует также отметить, что деятельность независимого регулятора не ограничивается рынком услуг передачи данных и телефонии по IР-протоколу, а распространяется на всю сферу информационно-коммуникационных технологий.
— Как это отразится на конечном потребителе?
— Деятельность независимого регулятора призвана содействовать созданию современного конкурентного рынка телекоммуникационных услуг, что должно привести к расширению спектра таких услуг и снижению их стоимости для конечного потребителя.
— Для чего необходимо создание Национального центра обмена трафиком, если таковую функцию успешно исполняет «Белтелеком»?
— Для обеспечения более эффективного использования инфраструктуры сетей передачи данных различных операторов (включая РУП «Белтелеком», ГПО «Белэнерго», ГО «Белорусская железная дорога» и других), а также формирования открытого конкурентоспособного рынка услуг электросвязи создается ЕРСПД. Национальный центр обмена трафиком выполняет задачи по обеспечению функционирования данной сети и ее развития.
— Останется ли у «Белтелекома» право на обмен трафиком? Если да, то как будут распределены задачи между НЦОТ и «Белтелекомом» в этой части: на условиях кооперации или конкуренции?
— В рамках функционирования ЕРСПД пропуск межсетевого трафика будет осуществлять РУП «Национальный центр обмена трафиком» с использованием как своего оборудования, так и оборудования РУП «Белтелеком».
— Останется ли у «Белтелекома» право на присоединение к зарубежным сетям?
— Право РУП «Белтелеком» на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств, предусмотренное статьей 44 Закона Республики Беларусь «Об электросвязи», будет сохранено.
— Планирует ли ОАЦ включить в предполагаемый перечень операторов, обладающих правом присоединения к зарубежным сетям, какие-нибудь иные компании кроме «Белтелекома»?
— В соответствии с Указом Главы государства №515 таким правом также обладает РУП «Национальный центр обмена трафиком».
— Состоится ли повторный конкурс на это право, или компании будут выбираться иным путем?
— Полагаем, что вопрос о предоставлении операторам электросвязи права на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств на конкурсной основе не утратил актуальности.
— Почему, по вашему мнению, не состоялся конкурс в 2010 году?
— В соответствии с принятым решением Министерством связи и информатизации были подготовлены необходимые документы по проведению конкурса на предоставление операторам электросвязи права на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств.
Среди претендентов, запросивших конкурсные документы, присутствовали операторы сотовой подвижной электросвязи, различные интернет-провайдеры, оказывающие в Республике Беларусь услуги по доступу в интернет, а также представительства ряда иностранных компаний.
Для рассмотрения и оценки конкурсных предложений участников была назначена установленная процедура вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, однако к указанному времени в адрес организатора конкурса конкурсных предложений претендентов не поступило.
В этой связи, в соответствии с установленным порядком проведения конкурса, решением межведомственной конкурсной комиссии конкурс признан несостоявшимся.
В настоящее время право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям иностранных государств имеют РУП «Белтелеком» и РУП «Национальный центр обмена трафиком».
— Каковы задачи создания Единой республиканской сети передачи данных?
— Во-первых, это развитие в Республике Беларусь современной телекоммуникационной инфраструктуры на основе внедрения новых технологий и привлечения в эту сферу отечественных и зарубежных инвестиций. Во-вторых, более эффективное использование имеющихся сетей передачи данных. Фактически ЕРСПД — это современная сеть NGN, соответствующая самым высоким европейским стандартам.
Создание ЕРСПД позволит реализовать передовые подходы к организации рынка телекоммуникаций, предусматривающие разделение операторов сетей и поставщиков услуг.
В результате будет обеспечено повышение качества и снижение стоимости оказываемых услуг передачи данных.
— Какие видимые изменения будут для конечного потребителя? Он сможет получать доступ к услугам разных провайдеров без кроссировки линии, только с перезаключением договора?
— Конечный потребитель сможет выбрать услуги у различных поставщиков таких услуг.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 35 Положения о единой республиканской сети передачи данных, утвержденного совместным постановлением ОАЦ и Минсвязи 27 декабря 2010 г. №8/28, обязательство оператора сети передачи данных по обеспечению абонентам равного доступа к услугам, оказываемым с использованием ЕРСПД, будет закреплено в договоре о взаимодействии между оператором включаемой в ЕРСПД сети и НЦОТ.
— Операторы, которые вступят в ЕРСПД, обладают разными сетями: у «Белтелекома» она большая, у мелких провайдеров, соответственно, меньшая. Не получится ли так, что конкуренция в ЕРСПД будет нечестной? Например, маленький провайдер получит доступ к огромному числу абонентов «Белтелекома» или, наоборот, государственный провайдер при помощи мощных рекламных инструментов переманит абонентов мелких компаний?
— Вопрос поставлен узко. Фактически речь должна идти не только о РУП «Белтелеком» и существующих мелких провайдерах — владельцах сетей. К сетям получат доступ многочисленные операторы, в том числе виртуальные, которые вообще не имеют сетей в собственности. В этом и будет заключаться реальная конкуренция. При этом шансы и возможности у всех будут равны. Кто предложит лучшие и более интересные условия, тот и будет в выигрыше. А конечный потребитель останется в выигрыше всегда.
— Почему для частных провайдеров проектировка и строительство новых сетей невозможны без вступления в ЕРСПД, в то время как существующие сети могут оставаться вне единой сети? Не является ли это инструментом, который позволит подтолкнуть к вступлению в ЕРСПД все без исключения компании в стране?
— Создание ЕРСПД гарантирует конечному пользователю право выбора услуг различных провайдеров. Поэтому конечные пользователи, которым будут предоставляться услуги через вновь создаваемые или реконструируемые волоконно-оптические линии связи для организации передачи данных, не должны оказаться в худшем положении и лишиться возможности такого выбора. Следует отметить, что к вступлению в ЕРСПД никого не подталкивают. Сейчас все операторы электросвязи используют свои сети, за исключением технологических, в рамках сети электросвязи общего пользования. Включение в ЕРСПД позволит поставщикам услуг расширить свои абонентские базы, а операторам сетей — более эффективно использовать свою телекоммуникационную инфраструктуру.
— Кто возьмет на себя оплату техработ по включению сетей в ЕРСПД?
— В соответствии с пунктом 26 Положения о единой республиканской сети передачи данных, утвержденного совместным постановлением ОАЦ и Минсвязи 27 декабря 2010 г. №8/28, включение в ЕРСПД сети передачи данных обеспечивается оператором сети.
Взаиморасчеты между НЦОТ и оператором присоединяемой сети осуществляются на основании заключенного между ними договора о взаимодействии.
— На каких условиях будет оплачиваться аренда части сети другого провайдера в рамках ЕРСПД? Паритет? Или соответственно величине сети и количеству потенциальных абонентов?
— Плата операторам сетей за использование их инфраструктуры будет определяться НЦОТ по согласованию с независимым регулятором.
Соответствующий блок вопросов в настоящее время находится в стадии проработки.
При этом в любом случае будет учитываться количество активных пользователей, а также задействованное активное оборудование и оптоволокно.
— Будет ли НЦОТ контролировать все платежи и оказание услуг в единой сети?
— В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 4 Указа Главы государства №515 в число основных задач НЦОТ входит организация расчетов за присоединение сетей передачи данных к ЕРСПД и за оказанные услуги электросвязи с использованием ЕРСПД.
Форма и порядок взаиморасчетов между НЦОТ, операторами сетей и поставщиками услуг будут определены в заключенных между ними договорах о взаимодействии (пункт 42 Положения о единой республиканской сети передачи данных, утвержденного совместным постановлением ОАЦ и Минсвязи 27 декабря 2010 г. №8/28).
Фото: Максим Малиновский