Почти год прошел с того момента, как в продажу поступили первые гибридные фотоаппараты Micro Four Thirds, а тройка лидеров Sony, Nikon и Canon продолжила выжидать, не торопясь с выводом «гибрида». Первой очнулась Sony.
Компания очень агрессивно ворвалась в сегмент зеркальных камер в тот момент, когда казалось, что Nikon и Canon уже все поделили. Аппараты Sony отличались превосходным качеством, однако — что не характерно для продуктов этого производителя — выделялись также и приемлемой ценой.
С камерами NEX ситуация повторяется. Компания обошла конкурентов сразу по трем направлениям, а именно: представила более компактные, чем Micro Four Thirds, фотоаппараты, имеющие при этом бóльший APS-C-сенсор и меньшую цену. Технические характеристики Sony NEX-3 и NEX-5 можно посмотреть на официальном сайте производителя. Вес моделей составляет 240 и 229 г соответственно.
Отказ от зеркала в конструкции дал возможность сократить рабочий отрезок между объективом и матрицей до рекордных 18 мм, что и легло в основу названия нового байонета — E (сокращение от eighteen «восемнадцать»). Сами же камеры недвусмысленно называются NEX, что означает New E-mount eXperience. Рабочий отрезок является, пожалуй, одним из самых важных параметров, влияющих на габариты устройства: у Micro Four Thirds он составляет 20 мм, а у гибридных аппаратов Samsung NX, построенных на основе таких же APS-C-матриц, и вовсе 25,5 мм.
Понятно, что компании не будут переделывать уже запущенные на рынок системы с комплектом аксессуаров и специально разработанной для устройств оптикой, поэтому и обогнать Sony в плане компактности у конкурентов в ближайшее время не получится. В то же время для японского производителя не составит особого труда сделать камеру чуть больше, но обладающую всеми преимуществами крупных моделей — эргономикой и множеством выделенных кнопок.
Небольшие габариты устройства заставили конструкторов отделить такой незаменимый аксессуар, как встроенная вспышка. Специально для нее был разработан порт Smart Accessory Terminal, куда можно подключать также и внешний направленный микрофон. В планах Sony — разработка и других модулей, например электронного видоискателя.
Вспышка вставляется в электронный разъем и закрепляется металлическим винтом. Если она вам не нужна, ее можно положить в специальный пластиковый футляр, который крепится к ремешку фотоаппарата. Для включения вспышку необходимо всего лишь взвести. Кроме автоматического срабатывания она может работать в режиме заполняющей, а также в режиме медленной синхронизации и со спуском по задней шторке. Мощности вспышки хватает для большинства типовых ситуаций.
В камеры NEX устанавливается 14,2-мегапиксельный APS-C CMOS-сенсор Exmor HD, и хотя может показаться, что он идентичен матрице зеркалки Sony A550, представители компании подчеркивают, что в случае с NEX матрица совершенно новая и ориентирована также на съемку качественного HD-видео. Матрица в 1,5 раза больше по размеру, чем у фотоаппаратов Micro Four Thirds, и значительно крупнее, чем у традиционных компактов. Большая матрица автоматически подразумевает отличную детализацию фотографий, низкий уровень шума и малую глубину резкости.
Несмотря на свои компактные габариты, фотоаппараты NEX имеют вполне конкурентоспособные характеристики: диапазоном рабочих ISO 200—12 800 и частотой серийной съемки до 7 кадров в секунду могут похвастаться далеко не все зеркальные модели.
Камеры будут интересны, на наш взгляд, следующим категориям пользователей:
• любителям, для которых важно качество фотографий, но желания покупать зеркальный фотоаппарат нет;
• женской аудитории;
• новичкам, которые «загорелись» фотографией и планируют постепенно углубляться в ее тонкости;
• фотографам с зеркалкой, которым нужен второй компактный фотоаппарат для мобильных нужд.
Отличие в цене ($100) подразумевает различие в некоторых деталях. Фотоаппараты совершенно идентичны, кроме следующих аспектов:
• NEX-5 меньше, заключена в корпус из магниевого сплава и записывает ролики в Full HD частотой до 60 кадров в секунду;
• NEX-3 ведет запись только в разрешении 720p и формате MP4;
• NEX-5 можно контролировать с помощью беспроводного пульта ДУ.
После некоторого опыта использования мы можем с уверенностью сказать, что NEX-3 на практике оказалась в некоторых моментах даже удобнее NEX-5: из-за чуть большего корпуса ее удобнее держать, особенно если на камеру установлен объектив 18—55 мм.
Итак, что в фотоаппарате имеется интересного?
Так как различия между моделями минимальны, мы сделаем упор на камере NEX-5. Выдать возможности фотоаппарата может лишь установленный зум-объектив: на гибридных моделях он смотрится слишком массивно, а в NEX-5 и вовсе выходит за контуры корпуса.
Фотоаппараты полностью лишены каких-либо индикаторов, и догадаться о включении можно только после того, как загорится монитор.
В NEX-3 и NEX-5 отсутствует зеркало, и единственная возможность построить кадр — это визирование по дисплею.
В рамках последних веяний дисплейной моды на камеры установлены 3-дюймовые мониторы с разрешением 920 000 пикселей, выполненные по технологии TruBlack. По качеству картинки экраны наиболее близки к монитору Canon EOS 7D, в частности потому, что в обоих случаях между ЖК-дисплеем и защитным покрытием находится слой мягкого прозрачного материала. Благодаря этому углы обзора и контрастность картинки — одни из лучших, что мы видели на фотоаппаратах. Правда, экран у EOS 7D из закаленного стекла, а в NEX-3 и NEX-5 — из пластика.
В любом случае, дисплей дает возможность моментально оценить качество снимка и экспозицию.
Экран в традициях Sony сделан наклонным. Он наклоняется в вертикальной плоскости, в результате чего пользователь NEX может удобно снимать с любой точки, будь то позиция высоко над головой или же на уровне земли. Смена точки съемки — один из самых эффектных приемов при композиции фотографии. Вот, к примеру, снимки, сделанные с одной точки, но с разных позиций:
В углу дисплея находится датчик освещенности, автоматически подстраивающий яркость в зависимости от яркости среды, в которой находится фотограф.
Габариты предполагают, что комфортно держать аппарат получится двумя руками — за корпус и за объектив (именно так, как учат в различных пособиях держать зеркалки). С одной стороны, это обеспечивает устройству более устойчивую позицию и позволяет уменьшить размытость фотографий из-за тряски рук фотографа. А с другой — камеры NEX ощутимо перевешивают в руке даже с самым маленьким китовым объективом-блинчиком 16 mm F/2.8.
В собранном комплекте с китовыми зум-объективами гибридные камеры Sony теряют свой основной козырь — маленькие габариты, ибо компактные фотоаппараты тут обставить все равно не получится, особенно когда установленная матрица в раз десять больше, чем в компактной модели. С установленным объективом 18—55 мм камеры выглядят нелепо, хоть на удобстве пользования это никак не отражается. Изнутри металлический байонет устройства покрыт смазкой, поэтому не стоит пугаться непонятной мутной жидкости на резьбе объектива при смене оптики.
Фотоаппараты NEX могут вести запись на карты памяти SDHC или Memory Stick PRO. Первые — приоритетнее в силу более низкой цены, большой распространенности и меньшего числа подделок. Для комфортной серийной съемки и съемки видео рекомендуем приобрести карты с высокими скоростными показателями. Медленные карты памяти напрямую влияют на скорость включения фотоаппаратов (загрузку созданной базы) и скорости перехода в режим просмотра. Литиево-ионного аккумулятора емкостью 1080 мАч хватает в среднем на 350—370 снимков и 12—15 минут HD-видео, что является неплохим показателем. Заряд батареи выводится в процентах на дисплей камер. Разъемов только два — USB и HDMI.
Несмотря на ограниченное число органов управления (их больше у среднестатистической мыльницы), грамотная организация меню в зависимости от ситуации полностью спасло эргономику, и при ярко выраженном минимализме мы имеем ярко выраженное удобство.
В общем, освоить камеру можно буквально за считанные минуты, причем интерфейс оказывается удобным и для фотографов-зеркальщиков, и для простых любителей. В то же время устройство больше ориентировано на начинающих фотографов, к примеру в нем имеется встроенная справка, которая в зависимости от режима съемки и параметров кадра выдаст несколько подходящих по контексту советов — кратких, иллюстрированных и информативных. С фотоаппаратом можно работать в режиме «снимай и учись», игнорируя инструкцию.
Режимы съемки переключаются программно. Кроме всеми любимых сюжетных программ в распоряжении фотографа имеются режимы творческой зоны P/A/S/M (программной автоэкспозиции/приоритета диафрагмы/приоритета выдержки/полностью ручного) и съемки панорам, а также авторежим распознавания сюжетов.
Последний и является базовым режимом, с которого начнется освоение фотоаппарата. Плюсы — стабильно высокое качество фотографий во всех сюжетах — от панорам до съемки портретов и макро. Минусы — ограниченный в ISO 1600 диапазон светочувствительности и невозможность внести хоть какие-то поправки в настройки. В то же время режим очень прост и нагляден для новичка, выдает советы и позволяет контролировать размытие фона за снимаемым объектом. В режимах творческой зоны размытие фона заменено на изменение диафрагмы.
Если вам не нужны особенные настройки, смело можно снимать в автоматическом режиме, так как он отлично разбирает наиболее популярные сюжеты. К сожалению, настройки оптимизации деталей в тенях (DRO) и создание HDR-изображений в данном режиме недоступны.
От компактных фотоаппаратов Sony модели NEX унаследовали функции распознавания лиц и автоспуск затвора по улыбке. Достаточно интересная и полезная особенность, если вы часто снимаете людей.
В наследство от компактных камер Sony модели NEX получили и функцию Panorama Sweep, позволяющую получать панорамы простой проводкой в заданном направлении с зажатой кнопкой спуска затвора. В отличие от камер Cyber-shot, где Panorama Sweep реализовывалась через видеосъемку, в NEX она реализована через фотосъемку, поэтому во время сбора панорамы устройство активно хлопает затвором.
Болезни у функции те же: при сильном рывке вверх-вниз при съемке горизонтальной панорамы или влево-вправо при съемке вертикальной камера собьется и придется начинать все сначала. При съемке на сложных участках, например с мелкой листвой деревьев и движущимися объектами, могут выявиться артефакты склейки — рваные листья или же разрезанные машины. К счастью, такое случается очень редко, а в остальных случаях пользователь получает эффектную и качественную панораму с разрешением до 23 мегапикселей и углом обзора до 226 градусов.
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Порой, если вы делаете проводку слишком медленно, панорама получается неполной:
Оригинальный размер изображения
Недавно компания выпустила обновление прошивки, которое добавляет новый режим — съемку трехмерных панорам, которые впоследствии можно просмотреть на 3D-телевизорах Sony Bravia.
Чтобы дать своим пользователям возможность получать снимки с расширенным динамическим диапазоном, Sony встроила в NEX функции оптимизации динамического диапазона (DRO) и автоматического создания HDR-изображения. В последнем случае камера делает сразу несколько кадров, после чего на карте памяти появляется обычный и оптимизированный снимок. Это очень удобно, можно выбрать тот, который больше понравился.
Без HDR
Оригинальный размер изображения
C HDR
Оригинальный размер изображения
Без HDR
Оригинальный размер изображения
C HDR
Оригинальный размер изображения
Без HDR
Оригинальный размер изображения
C HDR
Оригинальный размер изображения
Без HDR
Оригинальный размер изображения
C HDR
Оригинальный размер изображения
Без HDR
Оригинальный размер изображения
С HDR
Оригинальный размер изображения
Съемка видео — одна из сильных сторон фотоаппарата. Объективы бесшумны при фокусировке, поэтому при записи звука никаких посторонних звуков наблюдаться не будет. Изменять значения диафрагмы и выдержки нельзя. В полном разрешении NEX-5 снимает Full HD-видео в разрешении 1920×1080 с частотой 60 или 50 кадров в секунду (в зависимости от региона, для которого предназначено устройство), а NEX-3 — видео в разрешении 1280×720 пикселей с частотой 30 кадров в секунду.
Запись видео можно начать в любой момент нажатием отдельной красной клавиши на верхней панели аппарата. Этой же кнопкой она и останавливается.
Во время записи можно перефокусироваться, зажав наполовину кнопку спуска затвора.
В отличие от зеркалок, которые очень быстро наводятся на резкость благодаря фазовому способу автофокусировки, камеры NEX фокусируются контрастнодетектным способом. Качество автофокусировки нас удивило: во-первых, даже при слабом освещении аппарат наводится на резкость моментально (в полной темноте для подсветки автофокуса используется специальный светодиод), а во-вторых, камера всегда идеально попадает в резкость.
Кроме автофокусировки NEX могут работать с ручной коррекцией фокуса. В этом случае отображается увеличенная зона части кадра, по которому и стоит оценивать резкость.
Качество изображений достойно похвалы: его действительно можно спокойно сравнивать с качеством съемки, которое обеспечивают современные зеркальные фотоаппараты. Снимки в авторежимах, как правило, не имеют проблем с экспозицией (иногда бывают пересвечены), баланс белого дает корректные цвета в сложных условиях освещения.
ISO 200
Оригинальный размер изображения
ISO 400
Оригинальный размер изображения
ISO 800
Оригинальный размер изображения
ISO 1600
Оригинальный размер изображения
ISO 3200
Оригинальный размер изображения
ISO 6400
Оригинальный размер изображения
ISO 12 800
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Значения ISO вплоть до 3200 можно считать рабочими для полноформатной печати и публикации в интернете. Однако стоит помнить, что в автоматическом режиме верхняя планка светочувствительности ограничена значением ISO 1600, а снимки в формате JPEG имеют, на наш взгляд, мягкую детализацию, поэтому имеет смысл снимать в RAW и повышать резкость вручную, благо детали без проблем достаются конвертером. Также хочется отметить повышенную насыщенность голубого и красного оттенков, что, однако, не так бросается в глаза, как на компактах Sony, и не может быть отнесено к недостаткам.
Недостатков у NEX-3 и NEX-5 не так много, как может показаться, и все они связаны с компактными габаритами устройств. В попытке сделать фотоаппараты в минимально возможном корпусе, Sony отказалась от разъема «горячий башмак» для подключения внешних вспышек, а внутреннюю вспышку вывела в отдельно подключаемый модуль.
Управление камерами также отличается от негласных стандартов для профессиональных моделей. Вместо функциональных меню и большого количества выделенных клавиш, в NEX реализована другая концепция управления — при помощи диска и клавиш, меняющих свои функции в зависимости от меню. Переключение режимов съемки и прочих параметров виртуализировано и возможно только через программное меню. Поэтому настройка камеры в несколько касаний затруднена — это требует бóльшего времени. Пока непонятно, как работать с фотоаппаратом, к примеру, в студии.
Ну и наконец — отказ от встроенной системы стабилизации, неизменного спутника зеркальных фотоаппаратов Sony Alpha. В NEX стабилизация перенесена в сменную оптику (на данный момент имеется у анонсированных ранее объективов 18—55 и 18—200 мм).
Остается также посетовать на самый миниатюрный объектив — 16 mm F/2.8, обеспечивающий эквивалентное фокусное расстояние в 24 мм. Такое расстояние широковато: оно пригодно только для съемки панорам и пейзажей и не совсем подходит для других целей. Остается ждать, пока Sony выпустит другой «блинчик» с фокусным расстоянием, к примеру, в 35 или 50 мм.
Больше матрица — меньше проблем с шумами. Об этом знают все, кто хоть раз подумывал о выборе фотоаппарата. В NEX стоит APS-C-матрица Exmor, которая является продуктом работы сразу трех флагманских подразделений Sony — видеокамер, компактных камер и зеркальных фотоаппаратов. От первых — отличный пользовательский формат сжатия AVCHD, от вторых — габариты и предельно простая эргономика, от третьих — качество фотографий и функционал.
В целом, по совокупности таких ключевых характеристик, как качество снимков, компактность, функционал и соотношение цена/качество, NEX-3 и NEX-5 являются лидерами в сегменте гибридных фотоаппаратов и способны заставить пользователя компактных камер не только задуматься о покупке, но и сделать выбор не в пользу зеркалки.
Фото: Влад Борисевич
Благодарим магазин ViP MARKET за предоставленные на тесты фотокамеры
Советы по выбору фотоаппарата — в Справочнике Onliner.by