Несмотря на мощную поддержку государства, единственное в своем роде гидротехническое сооружение на территории Беларуси остается, по сути, медвежьим уголком. Экипаж Onliner.by своими глазами увидел, как в XXI веке работают технологии века XIX.
Несколько лет назад об Августовском канале вдруг узнали все. Просуществовав без малого две сотни лет, это уникальное гидротехническое сооружение в наше время оставалось уделом историков и небольшой кучки увлеченных путешественников. Растеряв свои транспортные функции и утратив лоск в годы забвения, канал превратился из важной речной артерии в еще одну точку на карте страны. Лишь благодаря стечению обстоятельств и государственной поддержке сооружение привели в порядок и объявили о создании новой туристической зоны. Если кто помнит, все это происходило в атмосфере «всесоюзных» строек, со множеством речей и большими планами на будущее.
После окончания реконструкции и запуска туристических маршрутов Августовский канал перестал быть «героем» главных репортажей центральных телеканалов и газет, в одночасье перейдя из списка золотого фонда объектов внутреннего и въездного туризма в еще одну строчку еще одного рекламного проспекта очередной фирмы.
В общем, наглядный пример того, что построить мало, надо еще уметь продать.
Тем не менее Августовский канал действительно уникален. Это гордость Беларуси и один из немногих объектов на территории нашей страны, который стоит увидеть своими глазами. Правда, сделать это не так просто. Регулярного движения на нем нет, а аренда теплохода стоит столько, что становится подъемной только в складчину. Причем не группе из 5—7 человек, а желательно под полсотни…
Корабль в Гродно
Дабы не утруждать читателя исторической частью возникновения канала (Google все равно знает больше), стоит упомянуть лишь основные вводные данные, необходимые для дальнейшего повествования.
Канал прорыт в 1830-х годах и соединяет Неман и Вислу. Вопреки расхожему мнению, Августовский является объектом незавершенного строительства. Его возводили для создания водного пути, по которому польские товары могли бы попадать в Вентспилс в обход Пруссии. Основная часть сооружения не была построена из-за восстания в Польше и переориентации экономики на железные дороги. В итоге канал стал водным путем внутреннего значения, служил для переправки древесины из одной реки в другую, а уже после Первой мировой рассматривался как туристический объект.
На территории Беларуси расположено 22 из 101 километра канала. Бóльшая часть Августовского — это естественные реки и озера, соединенные между собой гидротехническими сооружениями со шлюзами и водосливными плотинами. Они-то и представляют особый интерес для туристов, прекрасно дополняя красивую лесистую местность винтажным технологическим колоритом.
Существовал проект упрощенного пересечения границ Беларуси и Польши для путешествующих по каналу, для чего даже возвели контрольно-пропускной пункт на одном из шлюзов, однако вопрос находится не только в практической, но и политической плоскости, а потому до сих пор не разрешен. Это, конечно, наложило отпечаток на привлекательность канала и туристический трафик. Впрочем, еще не все потеряно.
Начало путешествия
…Пройти всю белорусскую часть Августовского канала можно только если начать путешествие рано утром. Тихоходные теплоходы «Неман» и «Ольга Соломова» развивают весьма скромную скорость даже по течению. Навигатор, записывавший трек, утверждал, что бóльшую часть пути мы двигались на уровне 15 километров в час. Против течения, разумеется, еще медленнее.
Капитан отказался идти до крайней пограничной деревни Усово, мотивировав поздним возвращением в Гродно. Конечной точкой маршрута назначили шлюз Домбровка, расположенный у одноименной туристической зоны со столетней историей (праздники Августовского канала проходили здесь еще тогда, когда дамы ходили в кринолинах, а кавалеры носили лихо закрученные усы). Это как раз сразу за вторым шлюзом.
Неман
Смена погоды с жары на лето а-ля Беларусь не отменила красоты Немана-батьки. Любоваться его видами до входа в канал можно несколько часов. Река делает красивые повороты, рыбаки и туристы на берегах приветливо машут руками, а на водной поверхности полно пернатых, развлекающих путешественников бегством прочь от теплохода.
Вход в канал вызывает оживление среди путешествующих на корабле. Путь перестает вилять, и крутые склоны сменяются равниной. Берега канала уложены природным камнем, причем не похоже, что это реконструкция. Видимо, настоящее, с тех времен.
Вошли в канал
Как уже говорилось выше, Августовский канал в основном представляет собой соединительные сооружения, построенные для объединения природных водоемов. Несколько небольших озер и заток, старицы и острова — все это лишний повод расчехлить фотоаппарат и забить флешку снимками. Красиво.
У деревень построены пристани, но, судя по всему, они не используются по назначению. В 1830-м поездка по водным маршрутам могла быть актуальной, но сейчас из деревушки на берегу канала значительно быстрее и надежнее добраться автотранспортом. Жителей, впрочем, тоже не видно. Вокруг глухие населенные пункты, которым намечавшийся туристический бум не придал дополнительного импульса к развитию. Все как было, так и осталось.
Последний отрезок перед первым шлюзом проходит по руслу реки Черная Ганьча. Топоним тавтологичен: «ганьча» есть не что иное, как «черный» с литовского. Столь сильный акцент на этом цвете сделан не зря: река действительно на удивление черна, что объясняется составом дна и небольшой глубиной. Говорят, в солнечный день на свету видны косяки рыб, но во время нашего путешествия светило так и не показалось из-за плотных облаков. Вместе с тем рыбаков по сторонам тоже особо не было видно.
Подходим к шлюзу Немново
Наконец резкий поворот влево, обход очередного острова, разделяющего русло Ганьчи на старое и новое, и мы оказываемся у первого шлюза — Немново.
Сооружение практически полностью восстановлено в ходе реконструкции, что видно по использованным материалам. Однако точная копия исторического сооружения и аутентика исполнения (множество деревянных деталей, ручные механизмы открытия и закрытия створок и регулировки напора воды) хорошо демонстрируют весь полет гидроинженерной мысли XIX века. Это действительно любопытно!
Шлюз Немново является особым местом на канале. Он — самый высокий, трехступенчатый. Подъем теплохода осуществляется на высоту примерно 10 метров, а процесс шлюзования занимает порядка 1 часа.
В первой камере
Цикл подъема прост. Сначала теплоход проходит в узкую входную камеру. Как только створки весом 2 тонны каждая закрываются, в шлюз начинает поступать вода. Во входной камере, правда, ничего особенного не происходит: прибавка по высоте составляет сантиметров 50, не больше.
Поднялись во второй камере
А вот чем дальше — тем занятнее. Во второй камере корабль оказывается ниже стен из красного кирпича. Покрывающая их плесень указывает на высоту подъема судна. Вновь закрываются створки, и работники шлюза пускают воду. Тонны ее срываются в камеру, наполняя атмосферу гулом и мельчайшей пылью, покрывающей одежду и многочисленные фотоаппараты туристов. Вздрагивая и пытаясь сорваться с цепей, теплоход начинает набирать высоту, прибавляя по несколько сантиметров в минуту. В какой-то момент стены становятся вровень с верхней палубой, а уже через четверть часа мы вновь на нужной высоте — высоте следующей камеры. Там процедура повторяется с точностью до мелких деталей.
Створки шлюзов открываются вручную
Наиболее интересные кадры получаются наверху, когда визуально можно оценить перепад высот, преодоленный теплоходом. Десять метров — это высота трехэтажного дома!
Первый шлюз пройден!
Путешествие продолжается. Оставляем по правому борту деревню Соничи с пустой пристанью, проплываем под автомобильным мостом с парой пограничников, провожающих нас устало-равнодушными взглядами, и набираем скорость.
Местные жители
Пастораль
У шлюза Домбровка скопление людей. Как и сотню лет назад, здесь полно туристов. Только теперь они все на автомобилях, а откуда-то с поляны слышно «умц-умц». Народ увлечен кто подвижными играми, кто упражнениями в распитии алкогольных напитков. Подход теплохода концентрирует внимание толпы на шлюзовании, которое, несмотря на раскрученный бренд Августовского канала, — все еще достаточно редкий процесс.
Встречный корабль в Домбровке
Домбровка меньше пострадала во Вторую мировую, а потому больше похожа на настоящий гидрообъект тех времен. Шлюз заметно меньше предыдущего, с нависающим прямо над палубой разводным мостом и такими же мощными деревянными створками.
После подъема корабль оказывается в естественном озерце с чистой холодной водой, причаливает к берегу у кромки леса и высаживает пассажиров. Обратный путь занимает на 30% больше времени, поэтому значительная часть путешественников уходит искать попутный транспорт в Гродно.
Вышли из второго шлюза
За время путешествия нельзя было не обратить внимание на обеспеченность этих богом забытых мест сотовой связью. Присутствовавший на корабле столичный нетмониторщик с радостью обмерял несколько новых базовых станций, но в целом операторы пока не справились с ковровым покрытием канала. Особенно это касается life:), который постоянно пропадал из эфира.
Пока мы путешествовали, несколько человек активно постили фотоснимки в Twitter и блоги — хорошая иллюстрация объединения технологий XIX и XXI веков.
Августовский канал ожидает включения в список исторического наследия ЮНЕСКО, но еще больше он ждет простых туристов, готовых потратить свой выходной день на познание родной страны и ее необычных объектов. Поверьте, оно того стоит.
Фото: Вячеслав Радионов