Белорусский МТС сегодня смонтировал свою пятисотую башню связи, а корреспонденты Onliner.by понаблюдали за этим процессом. Под управлением монтажников 20-тонная вышка с ювелирной точностью опустилась на фундамент, что вызвало неподдельный восторг у местного населения.
Нередко от читателей нашего ресурса можно услышать критику относительно развития сетей операторов, мол, слишком медленно оно идет. Спору нет: хорошо приехать к бабушке в деревню на лето и продолжать общаться без ограничений, ровно как в городе. Но мало кто знает, что выполнение всего алгоритма установки башни связи занимает в среднем полтора года.
Чтобы узнать все тонкости и сложности благородного дела телефонизации бабушкиных деревень, сегодня утром корреспонденты Onliner.by вместе с заместителем генерального директора МТС по техническим вопросам Сергеем Буденным отправились в деревню Саковщина Воложинского района. Там был запланирован подъем башни, ставшей 500-й в сети оператора.
Сергей Буденный
— В самом начале мы смотрим, где на карте покрытия существует «пятно» без связи или связь неустойчива. То есть формируется некое намерение пятно это закрыть, — рассказал нам по дороге в Саковщину заместитель генерального директора МТС. — Уже затем на место выезжают специалисты и определяются с приблизительным расположением будущей конструкции.
«Приблизительным» — довольно точное слово. Уже несколько лет в стране действует указ главы государства, согласно которому операторам запрещено строить башни связи на пахотных или пригодных к выращиванию различных культур землях. В реальности это означает, что компании вынуждены брать то, что дают — заброшенные колхозы, фермы, иные бросовые земли.
Подчас найти что-то подходящее бывает очень не просто. Например, сегодняшнюю базу ставили посреди настоящего развала, на заброшенной ферме. Вокруг валялись остовы порезанных комбайнов, грузовиков, какие-то телеги. А еще заброшенные дома, поросшее бурьяном поле. Вкупе с унылым осенним пейзажем все это напоминало некий «лунный сюр».
Но это только одна сторона медали. Другая — площадка должна находиться на близком расстоянии от линии электропередач, чтобы было чем запитать установку. После этого начинается самый сложный этап — согласование всех документов.
Специалистам технического блока оператора необходимо получить «добро» от надзорного органа архитекторов, местных и районных властей, отвести кусок земли. Те из читателей, кто знаком с подобными процедурами, не понаслышке должны знать о мощности бюрократической системы Беларуси.
— Наконец, начинаются подготовительные работы на площадке, конкретно — установка фундамента. 72-метровая конструкция должна стоять не только прочно, но и идеально ровно: не допускается отклонение верхушки от основания даже на 5 сантиметров, — продолжает Сергей Буденный. — Фундамент готовится около месяца. Бывает монолитным бетонным и свайным, но это уже тонкости, зависящие от конкретного расположения башни.
Производством башен связи у нас занимается всего несколько фирм, но главный поставщик — одно из предприятий города Вилейки. Тамошние специалисты не только собирают саму конструкцию, но также сайты (помещения для оборудования) и ограждения площадок.
Затем многотонную конструкцию транспортируют к месту установки, собирают, выставляют подъемные краны (а их в работе задействовано всегда 2, но об этом ниже), проводят еще кое-какие дополнительные работы и, собственно, начинается монтаж.
— Каждая башня — отдельный проект, который должен пройти все стадии согласования и утверждения, — подключается к нашему разговору Геннадий Самусевич, начальник отдела по сопровождению строительства башен (МТС). — А после установки — экспертизы не только оператора, но и независимые. Часто бывает так, что башня смонтирована, оборудование на ней — тоже, но базовая станция не включена. Это происходит потому, что на какой-то стадии была допущена ошибка — то ли есть отклонение конструкции, то ли еще какая-то. Пока замечания, мешающие безопасной эксплуатации башни, не устранены, включать связь запрещено.
Сегодня два крупнейших оператора практически полностью покрыли все важные магистрали страны (включая дороги класса Р), а также, выполняя программу развития и возрождения села, обеспечивают связью агрогородки. Мы не могли не спросить, окупаются ли такие «деревенские» башни.
— Бывает, что и нет, — подтверждает наши догадки Сергей Буденный. — Я не раскрою стоимость всей конструкции и установки, но это факт: некоторые башни «идут» к моменту окупаемости быстро, некоторые долго, а некоторые — не доходят никогда. Но оператор продолжает устанавливать такие башни. Во-первых, выполняя поручения правительства и президента, во-вторых, выполняя собственную социально-ориентированную программу развития, предусматривающую 100-процентное покрытие территории страны.
Ныне операторы устанавливают конструкции «гуще». Если раньше башни вдоль трасс были максимально разнесены (вплоть до 30 километров — на расстояние, которое теоретически (но не практически) пробивает сигнал GSM), то ныне в сельской местности конструкции можно встретить каждые 8—10 километров.
— К концу 2010 года мы планируем покрыть 100% территории страны, — продолжает Сергей Буденный. — То есть фактически обеспечим связью даже все глухие леса Беларуси. Останутся только пятна в труднодоступных болотах, других незаселенных местах. Но фактически это будет означать, что государство полностью охвачено сетью мобильной связи. Уже сейчас выбраны предположительные места установок объектов связи.
Мы, кстати, поинтересовались, сколько для этого необходимо башен. Оказалось, около 1000. Если сегодня мы ехали ставить 500-ую, то МТС только на полпути?
— Нет, мы арендуем на паритетной основе 235 башен связи у velcom и 14 — у БеСТ, — рассказал нам заместитель генерального директора МТС. — Таким образом, программа на будущий год предполагает еще около 150 башен, а на 2010-й — около 100.
Не могли мы обойти вниманием и момент охраны установок. В самом деле, разве не найдется — в глухих деревнях, на пустынных трассах — желающего срезать десяток-другой метров ценного кабеля?
— Не все так просто, — улыбается Геннадий Самусевич. — Каждая башня связи управляется и охраняется из центра управления, расположенного в Минске в головном офисе МТС. На всех участках башни есть сигнализация. При ее срабатывании немедленно вызывается милиция из местного райотдела и сразу же направляется ближайшая к башне аварийно-техническая бригада МТС.
— Неужели никто не зарится на кабельное богатство?
— Были случаи. Сейчас идет процесс по крупному уголовному делу в одном из районов страны. Под следствием находится группа лиц, которая была задержана при попытке воровства кабеля с нашей башни. Попались они, кстати говоря, потому, что не знали об установке на наших объектах нового типа датчиков.
Еще когда наша компания только выезжала из Минска, были опасения, что подъем может не состояться. Ветер. Тяжелый кран оборудован бортовым компьютером, который блокирует работу машины в случае, если ветер превышает допустимые значения. А утром Белгидрометцентр выдал штормовое предупреждение о резком ухудшении погодных условий. Поэтому ехали во многом наудачу. К счастью, все обошлось.
Сказать, что подъем башни в вертикальное положение — это масштабное действо, было бы слишком мало. То есть это значит вообще ничего не сказать. Еще когда она лежит на земле в собранном виде, с трудом представляешь, как это все можно поднять и установить на довольно небольшой фундамент.
На помощь приходят два крана — огромный Liebherr грузоподъемностью 60 тонн и малюсенький на его фоне 12-тонник «Волот». Последний управляет основанием башни, буквально поддерживая ее и не давая качаться на весу, а первый — сначала приводит ее в вертикальное положение, а после опускает на фундамент.
Установку ведет целая бригада работников, которые, что называется, «собаку съели» на этом деле, но и они, говорят, не любят посторонних на площадке. Вроде как примета. Тем не менее смотреть приехали не только заместитель гендиректора и начальник отдела вместе с корреспондентами Onliner.by, но и несколько колоритных местных жителей. Узнав, что ставят башню МТС, один опечалился, другой, наоборот, обрадовался. Первый недавно стал абонентом velcom. Второй предпочел МТС.
Начали в 10:15, закончили в 11:10. По словам Геннадия Самусевича, это необыкновенная удача. Обычно башню довольно долго сажают на огромные болты, вмонтированные в фундамент, но сегодня получилось идеально гладко. Оператор крана продемонстрировал недюжинное мастерство, а работники — сноровку и опыт.
Честно говоря, момент снятия башни с крюка крана был несколько волнительным. Но специалисты говорили, что башня «уже села», вопросов больше не будет. Так и вышло.
На этом установка не оканчивается. Работники монтажного предприятия еще продолжают что-то подкручивать и навешивать, но в любом случае контрольная проверка будет только завтра. Башня «усядется», и тогда, после необходимых замеров по отклонениям (как мы помним, тут все должно быть идеально), нижние болты будут где надо немного поправлены и окончательно скрыты в бетоне.
После этого навешивается оборудование, объект принимается комиссией компании, затем государственными надзорными органами. И только тогда включается «красная кнопка».
— Никакой кнопки, конечно, нет, — завершает нашу экскурсию Сергей Буденный. — Как я уже говорил, любые манипуляции со связью совершаются из центра управления. Там и будет включена базовая станция в Саковщине.
Уследить за всеми башнями связи попросту невозможно. Несмотря на то что в компании существует целый отдел, в задачу которого входит обслуживание антенно-мачтовых сооружений, конкретно у МТС есть несколько подрядчиков, выполняющих данную работу.
Профилактика, осмотр металлоконструкций, косметические работы — все это ложится на плечи сторонних организаций. Хотя в целом раз в полгода на каждой из башен бывают специалисты и из головной компании.
Любопытно, что сразу после установки башни в Саковщине кран и команда монтажников отправляются на восток Могилевской области, где оператор намерен поставить сразу три установки на границе с Россией.
Искренне надеемся, что все сотовые компании дорастут в ближайшее время до полного покрытия связью нашей страны.
Фото: Максим Малиновский