Nikon D90 — хедлайнер новой эпохи в среде зеркальных камер. Несколько лет назад многие считали, что конвергенция профессионального видео и профессионального фото невозможна. В принципе, даже сейчас решений такого типа мало (модульные системы от RED еще не поступили в продажу). Посему D90 — это первая, но уже не единственная зеркальная камера с функцией видеосъемки.
• камера Nikon D90;
• батарея EN-EL3e (1500 mAh);
• зарядное устройство MH-18a;
• ремень AN-DC1;
• защитная крышка LCD-монитора BM-10;
• защитная насадка на видоискатель DK-5;
• резиновая насадка видоискателя DK-21;
• кабель USB UC-E4;
• аудиовидеокабель EG-D2;
• крышка байонета BM-10;
• заглушка разъема для вспышки BS-1;
• диск с фирменным ПО (ViewNX, Nikon Transfer, Apple QuickTime).
• Nikon DX APS-C CMOS-сенсор, 23,6×15,8 мм, 12,3 Мп;
• байонет Nikon F;
• 3″ LCD-дисплей, 920 000 пикселей;
• система удаления пыли: функция очистки матрицы, данные для функции удаления пыли (требуется фирменное ПО Capture NX 2);
• размер снимков: 4288×2848 (L), 3216×2136 (M), 2144×1424 (S);
• формат файлов: RAW (NEF), JPEG, RAW + JPEG, AVI (Motion JPEG);
• режимы обработки: «Стандарт», «Нейтрально», «Насыщенно», «Монохромный», «Пейзаж», «Портрет», до 9 пользовательских режимов;
• комментарии к снимкам: до 36 символов, сохраняются в EXIF;
• видоискатель: пентапризма, 96 % покрытие кадра, коэффициент увеличения 0,94x;
• диоптрийная коррекция: –2 — +1;
• фокусировочный экран: матовый экран типа В BriteView II;
• зеркало быстровозвратного типа;
• затвор с электронным управлением и вертикальным ходом шторок (производителем гарантировано 100 000 срабатываний), лаг затвора — 65 мс;
• совместимые объективы:
— объективы AF Nikkor типа DX: поддерживаются все функции;
— объективы AF Nikkor (тип G или D): поддерживаются все функции (PC Micro-Nikkor не поддерживает некоторые функции). Объективы IX Nikkor не поддерживаются;
— прочие объективы AF Nikkor: поддерживаются все функции, кроме 3D цветового матричного замера II. Объективы для F3AF не поддерживаются;
— AI-P Nikkor: поддерживаются все функции, кроме 3D цветового матричного замера II;
— объективы без микропроцессора: автофокусировка не поддерживается. Могут использоваться в режиме экспозиции «M», но система замера экспозиции не работает. Электронный дальномер может использоваться при максимальной диафрагме объектива f/5,6 или выше;
• отрабатываемые выдержки: 1/4000—30 с;
• скорость синхронизации со вспышкой (X-Sync): 1/200 с;
• режимы серийной съемки: одиночный, непрерывный низкоскоростной, непрерывный высокоскоростной, автоспуск, дистанционный с задержкой, дистанционный высокоскоростной (с беспроводным ИК-пультом);
• замер экспозиции: TTL, посредством 420-пиксельного RGB-датчика;
• методы замера экспозиции:
— 3D цветовой матричный замер II (с объективами типа G и D);
— цветовой матричный замер II (с другими объективами со встроенными микропроцессорами);
— центрально-взвешенный;
— точечный: замер в круге диаметром 3,5 мм (2 % кадра) с центром в выбранной точке фокусировки;
• автофокусировка: модуль автоматической фокусировки Nikon Multi-CAM 1000 с определением фазы TTL, 11-ю точками фокусировки (включая один крестообразный датчик) и вспомогательной подсветкой автофокуса (дальность 0,5—3 м);
• режимы фокусировки:
— покадровый следящий АФ (AF-S);
— непрерывный следящий АФ (AF-C);
— прогнозирующая следящая фокусировка, включаемая автоматически при автофокусе на объекте (AF-A);
— ручной (M): поддержка электронного дальномера;
• зоны автофокусировки: одна точка, динамический выбор зоны, автоматический выбор зоны автофокусировки, 3D-слежение (11 точек);
• режимы съемки: автоматические режимы («Авто», «Автоматический (вспышка выключена)»), сюжетные режимы («Портрет», «Пейзаж», «Спорт», «Макро», «Ночной портрет»), программный автоматический (P), автоматический с приоритетом выдержки (S), автоматический с приоритетом диафрагмы (A), ручной (M);
• экспокоррекция: −5 — +5 EV с шагом 1/3 EV или 1/2 EV;
• брекетинг:
— брекетинг экспозиции и вспышки: 2 или 3 кадра с шагом 1/3, 1/2, 2/3, 1 или 2 EV;
— брекетинг баланса белого;
— активный D-Lighting-брекетинг: 2 кадра (с D-Lighting и без);
• блокировка экспозиции: есть;
• блокировка фокусировки: есть;
• диапазон ISO: 200—3200, расширяется до 100—6400;
• встроенная вспышка: ведущее число 12;
• управление вспышками:
— TTL: сбалансированная заполняющая вспышка i-TTL с использованием 420-пиксельного RGB-датчика со встроенной вспышкой и вспышками SB-900, SB-800, SB-600 или SB-400;
— автоматическая диафрагма: доступна при использовании вспышек SB-900, SB-800 и объектива со встроенным микропроцессором;
— автоматический режим без TTL: поддерживается для вспышек SB-900, SB-800, SB-28, SB-27 или SB-22s;
— ручной режим с приоритетом расстояния: доступен со вспышками SB-900 и SB-800;
• поправка мощности вспышки: −3 — +1 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV;
• система креативного освещения Nikon;
• режимы фокусировки в Live View: широкая зона, нормальная зона, приоритет лица;
• размер видеофайлов (24 кадра/с): 640×424, 320×216, 1280×720;
• разъемы: USB, HDMI, для подключения GPS, для подключения проводного пульта ДУ;
• носители данных: карты памяти SD и SDHC, карты Eye-Fi;
• габариты: 32x103x77 мм, вес: 620 г;
• корпус: алюминиевый сплав, пластик.
Из дополнительных аксессуаров можно отметить пульт дистанционного управления, батарейную ручку и конечно же GPS-модуль для геотаггинга.
Датой старта продаж камеры значится середина сентября. Поэтому мы были очень сильно удивлены, увидев отпечатанную на коробке таможенную дату 4 октября. Вообще, новинки мирового масштаба появляются сейчас в Беларуси значительно быстрее, и это не может не радовать. Перейдем к содержимому коробки.
D90 — преемница моделей D70 и D80. Как и предыдущие камеры, новинка немного дороже конкурентов в своем сегменте, однако предоставляет значительно больший функционал и гибкость в индивидуальной подстройке.
Если у профессиональной модели D3 есть «младший брат» в лице D700, то D90 — явно «младший брат» D300. Причем компания и позиционирует ее как немного урезанный вариант D300: система обработки изображений и многие технические характеристики в камерах идентичны, а 12-мегапиксельный CMOS-сенсор был доработан, так что качество картинки определенно не должно быть хуже.
Позиционируется D90 как переходной вариант для владельцев компактов и ультразумов, желающих получить больше степеней свободы и профессиональное качество снимков. И если раньше у сомневающегося обладателя ультразума в качестве аргумента выступало отсутствие видеосъемки, то в данном случае это не имеет значительного веса. Впрочем, об этом мы расскажем ниже.
Камера выполнена из качественного пластика и резиновых вставок, крепление байонета, разумеется, металлическое. Тщательно подбирать оптику, как в случае с D60 и младшими моделями, нет необходимости, ведь в фотоаппарате имеется так называемый «отверточный» привод. Последний задействует механизмы фокусировки объективов, не имеющих собственного фокусировочного мотора.
Как и все зеркальные камеры (за исключением простейших бюджетных моделей), D90 удобно лежит в руке. Эргономичность обеспечивается за счет стилизованных под кожу пластиковых (глядя на фотографии, может показаться, что они из резины) поверхностей и резинового упора под большой палец на задней части камеры.
Ручка у камеры большая, держать и управлять фотоаппаратом вполне можно одной рукой. Правда, это возможно только в том случае, если на него не накручен тяжелый объектив. Сбоку на ручке расположен слот для карт памяти, при управлении одной рукой он может непроизвольно открываться.
Элементов управления на камере — бесчисленное множество, но тактильно экстерьер вовсе не кажется перегруженным. Когда у каждой клавиши своя функция, доступ к ключевым параметрам и настройкам осуществляется буквально в два нажатия. Благодаря этому создается впечатление, что камера является продолжением вашей руки.
Кстати, у D90 не одно, а целых два колеса прокрутки, не одна, а две настраиваемые клавиши. В отличие от зеркалок Canon, переключатель с ручного на автоматический режим фокусировки находится на теле фотоаппарата, а не на объективе. Выставлять настройки можно как из меню, так и комбинацией колеса с кнопками или только колесиком.
Все разъемы за исключением выхода для GPS-приемника расположены под огромной резиновой заглушкой на левом торце камеры. В отличие от младших моделей, в D90 есть возможность предпросмотра глубины резкости, то есть имеется репетир диафрагмы. В режиме же Live View можно фокусироваться по увеличенному участку кадра. Правда, на практике не помешает штатив — участок очень сильно дергается, особенно с телеобъективами.
Без батареи или на холоде видоискатель может тускнеть. Это связано с тем, что за фокусировочным экраном находится монохромный жидкокристаллический дисплей. Именно поэтому мигающие иконки разряженной батареи и заполненной карты памяти выводятся прямо на видоискатель. Прямо в оптическом видоискателе можно включить и отображение композиционной сетки.
Панель под видоискателем предоставляет пользователю исчерпывающую информацию — от выдержки и диафрагмы до емкости батареи и параметров брекетинга. Кроме этого съемочная информация дублируется на монохромном информационном дисплее на ручке камеры и на цветном экране. В зависимости от освещенности, фон LCD-дисплея автоматически меняется со светлого на темный. Вспомогательный информационный экран подсвечивается зеленым светом.
В качестве носителя информации используются не CF-, а SD-карты. Чтобы выжать из D90 максимальную скорость, настоятельно рекомендуем запастись скоростными картами. Только с ними получится максимальный fps и отсутствие паузы на выгрузку содержимого буфера на носитель. К слову, в буфер камера снимает с максимальной скоростью серийной съемки 4,5 кадра/c до 13 JPEG в максимальном качестве и до 9 кадров в формате RAW (JPEG).
Ключевых улучшений много. Мы остановимся на самых важных.
Работа аккумулятора. Nikon обещала 850 снимков с одного полного заряда. В действительности так оно и оказалось. При съемке без вспышки и с использованием разных объективов (среди которых был любезно одолженный другом телеобъектив 80—400 с серьезной и достаточно требовательной к энергоресурсам системой оптической стабилизации) камера отработала на одном заряде около 1000 снимков. Причем информационный дисплей показывал, что батарея израсходована не полностью, а на 74%.
Система автоматической очистки матрицы. Раньше эта система была основным козырем маркетологов компании Canon. Теперь, наряду с ультразвуковыми моторами в оптике и Live View, она стала унифицированным негласным стандартом.
Live View. D90 — самая молодая камера компании Nikon, имеющая в своем арсенале визирование по жидкокристаллическому монитору. Режим автофокусировки — по контрасту, причем в Live View фотоаппарат даже распознает и фокусируется на лица людей.
Информационный дисплей. Среди камер этого сегмента такой экран есть только в Pentax K200D. Он подсвечивается зеленым светом и весьма удобен в работе.
Дисплей. В камере D90, как и в профессиональных моделях D3, D700 и D300, установлен 3-дюймовый LCD-экран с разрешением 920 000 пикселей и углами обзора около 170 градусов по горизонтали и вертикали.
Передать словами, насколько такой дисплей удобен при оценке качества снимков и попадания в фокус и как он облегчает работу с фотоаппаратом, очень трудно, это нужно видеть. А стандартной — не максимальной (!) — яркости экрана нам вполне хватало даже при работе на ярком солнце.
От предшественников D90 отличается ускоренным стартом, сокращенным лагом затвора, широкими возможностями ретуширования и внутрикамерной обработки RAW-файлов.
Диапазон чувствительности расширяется в пользовательских настройках: изначальный 200—3200 превращается в 100—6400. Замер экспозиции ведется при помощи специального 420-пиксельного RGB-датчика, который также участвует в интеллектуальном распознавании сюжетов.
Если в аспектах резкости и артефактов видеосъемка D90 аналогична таковой в HD-камкордерах, то ролики, снятые в условиях недостаточного освещения и малой глубины резкости, выглядят благодаря большому сенсору гораздо качественнее. На другой чаше весов находится частота съемки (всего 24 кадра/с), что делает процесс видеозаписи не таким плавным, как на камкордерах с частотой съемки 30 кадров/c.
При быстром движении объектов в кадре, наблюдаются характерные для прогрессивной развертки артефакты в виде зубчиков на границах и искажений геометрии (эдакий эффект «желе»). В процессе съемки идет запись монозвука, пользоваться автофокусировкой и изменением диафрагмы нельзя. И если изменение диафрагмы не так принципиально, то отсутствие автофокусировки отпиливает ножку у табуретки, на которой красуется надпись «Первая в мире зеркальная камера, снимающая HD-видео».
Съемка в максимальном разрешении 1080×720 пикселей ограничена пятью минутами во избежание перегрева CMOS-сенсора. Съемка в разрешении 640×424 пикселя ограничена 25 минутами. За тридцать секунд до прекращения съемки выводится обратный таймер. Дабы предохранить матрицу, визирование в режиме Live View ограничено часом, а при высокой температуре окружающей среды таймер обратного отсчета отображается сразу же после включения режима визирования.
В связи с этим наш вердикт таков: D90 не заменит профессиональную видеокамеру, однако вполне подойдет для съемки роликов, особенно при наличии штатива. А поскольку она является еще и зеркальной камерой, то при помощи различных объективов можно получить интересные результаты, будь то выпуклые формы при использовании «рыбьего глаза», малая глубина резкости светосильной оптики или же огромная текстура фона вкупе с малой глубиной резкости на телеобъективах. Такого точно не добиться на бюджетных камкордерах из-за малых размеров установленных матриц.
Режим Live View назначен на выделенную клавишу. Используемая фокусировка по контрасту не так совершенна и быстра, как патентованная двухсенсорная система в зеркальных камерах Sony.
Кроме множества выделенных клавиш, фотоаппарат может похвастаться и ручной установкой цветовой температуры в кельвинах. Также есть возможность ограничить максимальное значение светочувствительности и выдержки, установить порядок брекетинга. Имеется и множество других приятных мелочей, о которых не подумали производители других камер.
Возможности постобработки и применения эффектов тоже впечатляют — от обработки RAW-файлов до кадрирования, создания коллажей, слайд-шоу с музыкой, эффектов различных фильтров, управления искажениями и цветовым балансом. Получается своего рода внутрикамерный Photoshop.
Меню просмотра изображений весьма удобно. На экран одновременно может выводиться до 72 снимков, есть возможность просмотра отснятого материала по календарю.
Фотоаппарат прекрасно зарекомендовал себя как в автоматическом, так и в ручном режиме. И хотя автоматическая работа экспозиции нареканий не вызывала, у вас есть возможность еще лучше вписываться в гистограмму: активный D-Lighting делает экспопоправку так, чтобы не выбить свет, обеспечивая камере попадание в динамический диапазон.
При съемке с активным D-Lighting увеличивается время записи снимка на карту памяти. Через меню доступен также и простой D-Lighting, оптимизирующий динамический диапазон после съемки, программно.
Камера показывает гистограмму не только для полного кадра, но и для увеличенной части снимка. Просматривать изображения можно в большем, чем 1:1, масштабе, благодаря чему виден эффект пикселизации. Это удобно для оценки артефактов и резкости.
Съемка с высокими значениями ISO — одна из сильнейших сторон фотоаппарата. По качеству она приближается к D300, если вообще не идентична. На значениях ISO ниже 1600 шумы практически незаметны.
Автофокусировка уверенная даже ночью. При слабом свете одинокого фонаря камера сфокусировалась на ветках ближайшего дерева, потратив на весь процесс не более полутора секунд. В дневное время фокусировка практически мгновенная.
ISO Low 1 (100)
Оригинальный размер фотографии
ISO Low 0.7
Оригинальный размер фотографии
ISO Low 0.3
Оригинальный размер фотографии
ISO 200
Оригинальный размер фотографии
ISO 250
Оригинальный размер фотографии
ISO 320
Оригинальный размер фотографии
ISO 400
Оригинальный размер фотографии
ISO 500
Оригинальный размер фотографии
ISO 640
Оригинальный размер фотографии
ISO 800
Оригинальный размер фотографии
ISO 1000
Оригинальный размер фотографии
ISO 1250
Оригинальный размер фотографии
ISO 1600
Оригинальный размер фотографии
ISO 2000
Оригинальный размер фотографии
ISO 2500
Оригинальный размер фотографии
ISO 3200
Оригинальный размер фотографии
ISO High 0.3
Оригинальный размер фотографии
ISO High 1 (6400)
Оригинальный размер фотографии
D-Lighting AUTO
Оригинальный размер фотографии
D-Lighting HIGH
Оригинальный размер фотографии
D-Lighting OFF
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
Оригинальный размер фотографии
• возможность использования встроенной вспышки для беспроводного управления другими вспышками;
• емкий аккумулятор;
• качественная сборка;
• отличная эргономика;
• гибкость в настройке под индивидуального пользователя;
• светлый и большой видоискатель;
• впервые реализованная в зеркальной камере съемка HD-видео;
• разрешение дисплея, аналогичное профессиональным моделям;
• широкие возможности постобработки, предоставляемые камерой;
• низкий уровень шумов до ISO 1600 включительно;
• две настраиваемые кнопки;
• наличие «отвертки» для неавтофокусной оптики;
• определение лиц в режиме Live View.
• достаточно медленная автофокусировка со светосильными стеклами (50 f/1,4 в нашем случае) в режиме Live View (с зажиманием диафрагмы картина улучшается);
• некорректная работа автоматического баланса белого при искусственном освещении и однотонной сцене (в нашем случае это были синие стены);
• артефакты и отсутствие автофокусировки в видеорежиме.
На данный момент Nikon D90 — это, пожалуй, эталонный вариант первой зеркальной камеры для любого фотографа. Несмотря на то что в освоении с нуля фотоаппарат не так прост, это компенсируется в будущем — все настройки лежат на поверхности.
Очевидным кажется и то, что Nikon либо очень старалась запустить к Photokina первую зеркалку с функцией видеосъемки, либо сознательно выпустила камеру без автофокусировки и цифрового стабилизатора в видеорежиме, оставив это для более дорогой модели.
Фото: Влад Борисевич
Выражаем благодарность компании ViP MARKET за предоставленный на тесты зеркальный фотоаппарат
Выражаем благодарность магазину Kupi.by за предоставленный на тесты объектив
Возможные замечания, уточнения и предложения направляйте по адресу stelmakh@onliner.by