Обзор Casio EX-F1

 
1177
08 октября 2008 в 11:12
Источник: Влад Борисевич
Источник: Влад Борисевич
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Камера Casio EX-F1 способна привести в неописуемый восторг человека, абсолютно далекого от фотографии, и заставить его с детской непосредственностью заново изучать окружающий мир. Стоит отметить, что нам и самим не особо хотелось отдавать фотоаппарат. Сам по себе этот продукт уникальный и еще не успел замылить глаза покупателям.

На сегодняшний день камер такого плана всего два. Это упомянутая 6-мегапиксельная EX-F1 и 9-мегапиксельная EX-FH20. Таким образом, Casio сейчас доминирует в уникальной нише, потенциал которой осознали многие пользователи, но не все производители.

Casio EX-F1 является наглядным примером конвергенции фотоаппаратов и видеокамер — одной из эволюционных тенденций рынка фототехники.

Технические характеристики:

• 1/1,8” (7,2×5,3 мм) CMOS-матрица, 6,0 Мп;
• 12-кратный зум-объектив (36—432 мм в эквиваленте 35 мм), F2,7—F4,6, 12 элементов в 9 группах;
• 2,8” Super Clear LCD-дисплей, 230 000 пикселей (959х240 пикселей);
• 0,2” электронный видоискатель, 201 600 пикселей;
• разрешение изображения: 2816×2112, 2816×1872 (3:2), 2816×1586 (16:9), 2304×1728, 2048×1536, 1600×1200, 640×480;
• STD-видео: 640×480 (30 кадров в секунду);
• HD-видео: 1920×1080 (FHD HQ/FHD Normal, 60 кадров в секунду), 1280×720 (HD LP, 30 кадров в секунду);
• HS-видео: 512×384 (300 кадров в секунду), 432×192 (600 кадров в секунду), 336×96 (1200 кадров в секунду);
• фокусировка: автофокус по контрасту (точечный, матричный или AF с автотрекингом), ручной фокус (от 5 см до бесконечности), трекинг, макрорежим (от 5 до 50 см), бесконечность;
• замер экспозиции: матричный, центрально-взвешенный, точечный;
• коррекция экспозиции: –2 EV — +2 EV с шагом 1/3 EV;
• светочувствительность: ISO100/ISO200/ISO400/ISO800/ISO1600 (авто/ручная);
• отрабатываемые выдержки: от 60 до 1/40000 с;
• баланс белого: авто, дневной свет, облачно, тень, лампа дневного света, лампа накаливания, ручной;
• таймер автоспуска: 10 или 2 секунды, тройной таймер автоспуска;
• встроенная вспышка: авто, выключена, включена, снижение эффекта красных глаз, эффективное расстояние: от 0,5 до 10,4 м (широкий угол), от 1,1 до 6,3 м (максимальное фокусное расстояние);
• 31 МБ встроенной памяти, поддержка карт SD, SDHC, MMC, MMC+;
• питание: Li-Ion-аккумулятор NP-100, 1950 mAh;
• габариты: 127,7×79,6×130,1 мм;
• вес: 671 г.

Комплект поставки:

• зарядное устройство;
• USB-кабель;
• кабель для подключения к видео;
• проводной пульт дистанционного спуска;
• бленда;
• ремень для ношения на плече;
• диск с ПО (ArcSoft TotalMedia Extreme, YouTube Uploader);
• гарантийный талон, руководство по эксплуатации.

Главная особенность камеры — это высокоскоростная съемка. Casio EX-F1 (и это название неспроста) снимает ролики с частотой вплоть до 1200 кадров в секунду. Для сравнения — большинство фотоаппаратов снимает видео с частотой 25—30 кадров в секунду.

Правда, из уст маркетологов вы не услышите про разрешение: с максимальной частотой 1200 fps оно составляет всего 336×96 и занимает полоску чуть меньше разрешения дисплея камеры. С падением частоты до 600 fps разрешение составляет 432×192, до 300 fps — 512×384.

Оптимальным вариантом между скоростью съемки и разрешением нам показалась съемка с частотой 600 кадров в секунду, чего достаточно, чтобы разглядеть детали и ощутить эффект замедления времени. Также интересен режим съемки 30—300 fps, или «быстро-медленно-быстро» (вы такой могли наблюдать в клипах).

Разумеется, для нормальной экспозиции с такой частотой съемки лучше снимать при дневном свете или с применением дополнительного освещения. Иначе вы получите видеопрямоугольники Малевича, сдобренные цифровым «снежком». Кроме этого фотоаппарат снимает FullHD-видео и способен отснять за секунду ни много ни мало 60 кадров в максимальном разрешении камеры — 6 Мп.

Снаружи

Перейдем к внешнему виду. По весу и особенностям экстерьера камера напоминает зеркалку или серьезный ультразум — массивный объектив, большая и удобная ручка, горячий башмак…

Качество сборки тоже напоминает дорогие модели (хотя обратное было бы странным, поскольку на данный момент камера стоит как продвинутая зеркалка или же как полтора топовых ультразума). Это значит никаких поскрипываний, люфтов и приятный на ощупь качественный пластик.

Назвать Casio EX-F1 легкой нельзя. Однако из-за продуманной конструкции этого попросту не замечаешь: субъективно зеркальная камера с китовым объективом весит значительно больше. Благодаря эргономичной ручке с резиновым молдингом фотоаппарат удобно держать в руке.

Что касается элементов управления, то изначально кажется, что все настройки можно выставлять достаточно быстро. Однако это не так — нырять в дебри меню все же придется.

Ручка оформлена с применением глянцевого пластика, покрытого металлизированным напылением изнутри. Сверху на ней расположены клавиши включения/выключения, клавиша спуска затвора, обрамленная кольцом зумирования, и барабан смены режимов съемки. Их всего пять: сюжетные режимы Best Shot, автоматический, приоритет диафрагмы (A), приоритет выдержки (S), ручной (M).

Другой барабан, расположившийся неподалеку, отвечает за переключение режимов серийной съемки. Их всего шесть:

1. Серийная съемка со вспышкой. Камера записывает серию снимков от 1 до 60 кадров. При скорости записи до 7 кадров в секунду используется вспышка, а длительность серии со вспышкой обычно заканчивается на трех секундах съемки, т. е. максимальное число кадров в серии со вспышкой — 21.

Если снимать с частотой 10 кадров в секунду, то вспышка дает 10 залпов, но отснять можно только две секунды. На частотах выше 10 fps включается светодиодная подсветка. Стоит отметить, что ее мощности по сравнению со вспышкой недостаточно, снимки получаются недодержанными.

2. Предсъемка. В этом режиме идет запись изображений в буфер камеры при наполовину зажатой клавише спуска. Пользователь может установить частоту съемки от 1 до 60 секунд и получить соответственно от 60 до 1 секунды предсъемки. Режим будет полезен в том случае, если вам необходимо заснять какой-то важный момент. Срабатывание вспышки не предусмотрено.

3. Скоростная серийная съемка. Самый простой режим серийной съемки с частотой от 1 до 60 кадров в секунду, съемка ведется до заполнения карты памяти. Учитывая размер файла, размер серии, на которой запечатлено изменение сцены в течение одной секунды, может достигать на вашей карте памяти 140 МБ. Не лишним будет задуматься и о покупке скоростной карты памяти: процесс записи 60 снимков занял с high-speed картой памяти kingston около 40 секунд.

4. Серийная съемка отсутствует.

5. Замедленный просмотр. Этот режим является, по сути, аналогом предсъемки с тем лишь различием, что при наполовину зажатой кнопке спуска затвора на экране идет замедленное воспроизведение уже отснятых кадров с задержкой около двух секунд (их камера держит в памяти, а более ранние кадры удаляются).

В данном режиме можно установить частоту предзаписи. При полном зажатии спуска затвора отображаемый кадр записывается на карту памяти. Режим удобен тем, что позволяет отобрать удачный кадр из серии «на лету».

6. Режим брекетинга. Специалисты Casio решили объединить брекетинг экспозиции, баланса белого и брекетинг фокусировки в один режим.

На тыльной стороне фотоаппарата расположена красная кнопка быстрой видеосъемки, обрамленная переключателем режимов, которых целых три:

• HS — высокоскоростная съемка;
• HD — съемка в большом разрешении (1920х1080@60fps);
• STD — съемка видео в разрешении 640х480@30fps.

Триггер-переключатель очень твердый, поэтому на среднюю позицию (STD) попасть с первого раза проблематично. Хотя в свете функционала этой камеры вряд ли кто-то будет пользоваться триггером часто.

Примечательно, что, как и во всех новинках компании Casio, во время видеосъемки можно делать полноформатные снимки. Сохраняется видео в разрешении *.mov. Оно оптимизировано для размещения на YouTube.com, а в поставляемом комплекте софта есть даже специализированная программа для массовой закачки роликов на этот видеопортал.

Рядом с оптическим видоискателем расположены кнопки переключения режимов съемки и воспроизведения. Стоит отметить, что ни на одном протестированном фотоаппарате они не использовались так часто.

Далее следует упомянуть кнопку переключения изображения между цифровым видоискателем и монитором, а также пятипозиционный джойстик, обрамленный скроллерным кольцом. Оно является просто незаменимым элементом управления, значительно упрощающим процессы просмотра и выставления настроек.

Разъемы камеры — а их целых четыре (DC IN, HDMI, USB и разъем для подключения внешнего микрофона) — прикрыты резиновой заглушкой и занимают весь левый торец. Для удобства пользователя еще три элемента управления вынесены на объектив. Это кнопка фиксации экспозиции и фокуса, кнопка коррекции контрового освещения и кнопка выбора режима фокусировки.

12-кратный зум-объектив обрамлен массивным резиновым кольцом с приятным инерционным ходом. Оно может использоваться в процессе зумирования, а также для некоторых других операций. В процессе работы объектив не меняется в размерах, фокусировка внутренняя. На случай если вы всегда носите с собой бленду, накручивая ее наизнанку, зумировать можно кольцом, обрамляющим кнопку спуска.

Крепление под штатив у фотоаппарата металлическое. Как скорострельность камеры, так и емкость ее аккумулятора являются предметом для гордости — 1950 mAh хватает на все.

Как и зеркальные камеры, Casio EX-F1 располагает слотом для быстрой замены карт памяти.

Вспышка может взводиться только программно. Здесь же находится видеоподсветка из нескольких сверхъярких LED-элементов.

Внутри

Меню предстает логично структурированным, легким в освоении для людей искушенных и нетрудным для всех остальных. Отснятый при серийной съемке материал отображается пакетно, сразу после съемки появляется меню выборочного сохранения, при просмотре скоростных роликов можно выбирать скорость воспроизведения.

Фотоаппарат действительно удобен в работе. Если у Casio это и был первый блин, то вышел он точно не комом.

Единственное, что нам не понравилось в EX-F1, — это неуверенная фокусировка на близких дистанциях и в условиях недостаточного освещения. Даже если попадание в фокус видно четко, камера может перестраховаться и отказаться подтверждать фокусировку.

Кроме того, в поставляемой версии прошивки 1.00 часто возникали проблемы с записью HD-видео, когда итоговая запись являлась нечитаемой или же сохранялась с обширными артефактами. Поэтому настоятельно рекомендуем обновить прошивку до последней версии.

Что касается качества снимков, то мы действительно считаем, что в этой модели они не являются главным критерием оценки. Это все равно что ругать Saleen S7 за низкий дорожный просвет: среди тех, кто его будет покупать, эта особенность явно не является ограничивающим фактором. Casio EX-F1 слишком необычна и интересна, чтобы ставить качество снимков на первое место.

Но мы все же прикинули, что к чему, и докладываем: качество вполне приличное, цветопередача приглушенная. Объектив не дает видимой бочкообразной дисторсии и ярко выраженных хроматических аберраций.

Несмотря на относительно большую для компактов матрицу (1/1,8”) и небольшое число мегапикселей, заметный шум появляется уже на ISO 400. С повышением ISO видна извечная проблема Casio — яркие элементы попросту теряются в переэкспонированных участках, а детали в тенях несильно подвержены отрицательному воздействию шумов.

В связи с тем что камера ведет запись не последовательности кадров, а последовательности строк, быстродвижущиеся объекты могут приобретать слабозаметные искажения. Например, идеальные окружности могут стать слегка овальными, а квадраты — похожими на ромб. В любом случае, эти искажения заметны слабо.

Как и профессиональные модели камер, EX-F1 снимает кадры в формате RAW, правда только на ISO 100 или 200.

Тестовые фотографии

ISO 100

 

ISO 200

 

ISO 400

 

ISO 800

 

ISO 1600

 

Высочайшая в классе частота серийной съемки
позволяет в буквальном смысле «поймать момент»

Высокоскоростная видеосъемка — самая интересная особенность фотоаппарата. В комментариях она не нуждается:

















300fps

 



1200fps

Плюсы:

• съемка HD-видео;
• высокоскоростная съемка;
• поддержка RAW;
• качество сборки;
• внутренняя фокусировка, сохранение размеров объектива при зумировании;
• эргономичность и легкость в освоении.

Минусы:

• приглушенные цвета;
• сырая прошивка, ошибки в записи HD-роликов;
• неуверенная фокусировка.

Выводы

Casio EX-F1 заранее была обречена на успех — она инновационна по своей сути и смогла значительно освежить рынок фотоаппаратов. Цена на устройство у нас значительно выше заявленной производителем, однако функционал камеры того стоит. Ну а если и не стоит, у вас все равно нет выбора.

Фото: Влад Борисевич

Благодарим магазин Snimok за предоставленный на тесты фотоаппарат

Возможные замечания, уточнения и предложения направляйте по адресу stelmakh@onliner.by