iPhone 3G — это модернизированная попытка компании Apple предложить рынку новый для себя продукт. Первый аппарат не обладал некоторыми важными для американского и европейского пользователя элементами (тем же 3G), а также явно не предназначался для массовой продажи. Это сейчас заводы Foxconn штампуют по 150 тыс. телефонов в день, а некоторым операторам, если верить слухам, компания из Купертино предложила продать некие совершенно фантастические объемы устройств.
Тут, правда, стоит сделать оговорку. Для массовой продажи телефон не предназначался в странах, где эти продажи шли официально: стандартная для аппарата такого класса цена дополнялась у операторов довольно большими тарифами (больше пользоваться услугами оператора — к примеру, передачей данных — вынуждал сам телефон). В результате iPhone повторял маркетинговую формулу других продуктов Apple — недешево, нетривиально, не для всех.
За пределами зоны покрытия AT&T и других (немногочисленных) официальных операторов царил «серый» рынок: поставки мобильных телефонов вереницей шли туда, где потребители особенно падки на функциональные имиджевые устройства. Достоверно не известно, чем это объяснялось — теорией ли заговора (попыткой Apple партизанскими методами расширить ареал распространения iPhone) либо спонтанной реакцией рынка, который затребовал весьма неплохой продукт (этот вариант кажется нам более близким к истине). Однако iPhone приобрел значительную популярность и стал стопроцентно узнаваемым телефоном в далеких от Купертино странах.
Запуск iPhone в свое время стал одним из самых эмоциональных дебютов за всю историю мобильной связи. В этом процессе были аспекты, которые вызвали удивление своей нетривиальностью. Для начала — сам метод продвижения новинки, которая начала выпускаться компанией, делавшей первые шаги на мировом рынке сотовых телефонов.
Само появление нового игрока относительно крупных размеров — после банкротства Siemens Mobile (едва не сведшего в могилу BenQ/Qisda, которая чуть не задохнулась от слишком большого проглоченного куска), кризиса Motorola и депрессии Sony Ericsson — представляется в настоящий момент немыслимым. Многочисленные компании второго эшелона из года в год из этого второго эшелона и не выходят (и из года в год их доля на рынке неуклонно снижается).
«Истории успеха» по отношению к мобильным телефонам можно вспомнить разве что в случае с Samsung и LG, которые вышли в этот сегмент относительно недавно (в конце 90-х — начале 2000-х). Однако по меркам рынка сотовых аппаратов это уже дремучее прошлое.
Появление iPhone на рынке, где, казалось бы, все давно устоялось, произвело довольно серьезный эффект. Шумиха вокруг аппарата отчасти объяснялась его инновационной концепцией (сенсорный экран в телефоне — явление не новое, но только Apple сделала этот экран действительно удобным для работы без стилуса), но прежде всего — неспособностью принять тот факт, что самый интересный телефон последнего времени был придуман компанией, которая не имела никакого отношения к мобильной связи.
Разумеется, у iPhone хватало недостатков, которые после месяцев «перетирания» на разного рода форумах уже известны даже тем людям, которые в руках не держали данный аппарат и не планируют этого делать. Это крайне скромные возможности камеры, раздражающая урезанность Bluetooth, параноидальная проприетарщина Apple и явные огрехи в попытках «творчески интерпретировать» вещи, которые стали стандартами мобильной индустрии (например, работа с SMS).
У противников Apple возникло едва ли не подсознательное раздражение: почему другие компании-лидеры (среди них Motorola в мучениях и Nokia с перманентным кризисом продаж в США) не додумались до выпуска такого устройства, а производитель, который игнорирует некоторые аспекты отправки SMS, сделал это?
Двадцать раз переделенный рынок, в котором маркетологи нашли (или создали) всевозможные ниши (отобранные по половому, психологическому и антропологическому признакам) с бодрыми «роадмапами» и стратегиями, оказался перекроен устройством, которое еще до своего появления задало тон невероятно высоким ажиотажем (он был эквивалентен рекламной кампании примерно на $400 млн. — Microsoft намерена потратить $300 млн., чтобы несколько снизить степень демонизации Vista).
Сейчас компания LG, которая показала свой сенсорный телефон раньше Apple и даже позволила себе повозмущаться «плагиатом» со стороны Купертино, отдельной строкой прописывает количество проданных «сенсорных» аппаратов.
iPhone стал впечатляюще прибыльным для Apple, без раскачки принеся производителю значительную выручку — как путем продаж, так и в виде отчислений операторов.
Но Apple ощущала необходимость сделать новый маркетинговый шаг — и на сцене появился iPhone 3G. Этому почти религиозному явлению предшествовала фирменная «маркетинговая» черта американской компании — резкое «осушение» каналов реализации. За несколько месяцев до старта продаж 3G-версии, старый iPhone купить было невозможно.
Этим Apple вновь выделилась на фоне других производителей мобильных телефонов, которые планируют «второе дыхание» аппаратов по мере снижения их цены и после выхода более новой модели, идущей на смену ветерану. Зачастую устройства загоняются до смерти. Пример тому — вечно молодой (до недавнего времени) RAZR.
«Сухие» каналы привели публику, возжелавшую приобрести iPhone, в привычное для Купертино состояние — ажиотаж, на фоне которого и был показан новый iPhone 3G.
Спустя довольно долгое время, iPhone 3G оказался и в наших руках. Главный вопрос, который мучает нас, — стоит ли менять старый iPhone на новый? Главный вопрос, который мучает страждущих покупателей, — как приобрести телефон подешевле? Начнем со второго.
Белый 16 ГБ iPhone 3G, который попал к нам на тест, продается на рынке примерно за $1700—1800. И это не тот случай, когда продавцы получают невероятную маржу, поскольку «на входе» аппарат имеет астрономическую стоимость.
Как известно, со снижением цены телефона в США до $199/$299 (с условиями контракта, который, в совокупности, стоит больше, чем контракт первого iPhone), Apple и ее партнеры значительно усилили «меры безопасности». Активация аппарата в США теперь производится только при предъявлении номера социального страхования, кредитной карты и удостоверения личности, а вынести купленный телефон за пределы магазина AT&T или Apple без активации нереально.
В Европе ситуация схожая: немногочисленные «открытые» телефоны стоят сумасшедших денег, а «бесплатные» iPhone продаются с кабальными контрактами (кабальными в том случае, если вы хотите вывезти аппарат на продажу за рубеж). Как показывает пример, эти контракты наши предприимчивые граждане обходят (например, прихватывая с собой телефон после нескольких месяцев студенческой работы в Британии), но этого объема недостаточно для удовлетворения спроса.
Более того, старые запасы iPhone первого поколения теперь тоже продаются по цене, не сравнимой с первоначальной (еще за несколько месяцев до дебюта 3G-версии телефон можно было купить в среднем за $600—700). Спасения от этого гнета не будет — если только на наших рынках не произойдет неких тектонических сдвигов. Например, ожидающегося дебюта iPhone в торговых сетях российских операторов и связанных с ними ритейлеров.
Стоит ли нынешним владельцам iPhone приобретать 3G-версию? В целом, нет. Аппаратных изменений у телефона не много. 3G-связь востребована в Украине и в тех немногочисленных городах России, где развернуты 3G-сети, но не в Беларуси.
GPS-модуль работает неплохо (если не считать продолжительного процесса соединения со спутниками), однако в настоящий момент аппарат может использовать только карты Google, которые детализированы для России, но не для Беларуси и Украины. Не стоит забывать, что эти карты «съедают» огромное количество трафика. К тому же позиционирование умел делать и старый iPhone — используя для ориентира базовые станции оператора.
К сожалению, 3G-функциональность телефона мы проверить не смогли и пока не вправе комментировать те страшилки, которые исправно поступают из США и Европы. Однако связь в родном для нас 2G-стандарте совершенно нормальная и ничем от первого iPhone не отличается.
У 3G-версии есть и иные мелкие отличия. Некоторые из них весьма приятны. Прежде всего это белый цвет задней части корпуса. После потребительских тестов мы настаиваем на том, что белый вариант лучше. На нем совершенно не заметны царапины (они заметны на черной модели), он менее маркий, а настоящим религиозным фанатикам белого «яблочного» пластика «зад» телефона способен доставить чувство глубокого удовлетворения.
Как нетрудно заметить на фото, грани iPhone 3G несколько скошены по сравнению со старым вариантом. Зрительно они делают телефон более тонким, хотя суровая реальность (и сравнение бок о бок) совершенно правильно свидетельствует о том, что новый аппарат толще предшественника.
Еще один приятный момент — гнездо наушников наконец-то принимает штекеры не пресловутых белых наушников Apple iPhone, а ваших любимых. Кроме того, изменился внешний вид прорезей в нижней части телефона (динамики, кстати, стали ощутимо громче, но все равно хотелось бы более напористого звука).
Из аппаратных изменений мы смогли вспомнить еще отличия дисплеев. Новый экран слегка зеленее старого, но столь глубинные различия можно уловить только сравнивая телефоны бок о бок. Никаких проблем с картинкой на 3G-версии не наблюдалось: как и в первом iPhone, она четкая и сочная.
Отдельного упоминания заслуживает прошивка. Стандартом для iPhone 3G является прошивка 2.0.0 (в настоящий момент уже доступна 2.0.2, которая, к слову, должна исправить проблемы с 3G-приемом). Эту прошивку можно установить и на старый iPhone (или iPod Touch). В нашем распоряжении были телефоны с прошивками до 2-й версии и iPhone первого поколения, перепрошитый до 2-й.
К несчастью, опыт пользования обновлением программного обеспечения оставляет не слишком приятное впечатление: в некоторых случаях телефон работает медленнее, периодически у него бывают «зависания». Немаловажно, что программы, установленные в обход легальных каналов (то бишь AppStore) и предназначенные для первого поколения iPhone, для второй прошивки работают далеко не всегда.
Конкретно наш аппарат проблемами почти не обладал, если не считать редких проявлений «задумчивости» во время пролистывания контактов. Впрочем, прошивка 2.0.1 в значительной степени исправляет недостатки 2.0.0.
iPhone 3G действительно оборудован более эффективной батареей. Если предыдущая модель при средней нагрузке работала без подзарядки около 2-х дней, то новая при экономичном обращении с зарядом будет работать почти три. Правда, этот аспект очень сильно зависит от интенсивности пользования Wi-Fi и передачей данных. В целом, продолжительность работы плеера в режиме прослушивания музыки выросла часа на четыре по сравнению с первым вариантом.
В остальном iPhone 3G ровным счетом ничем не отличается от своего старшего брата. Повторять все описания меню и возможностей телефона бессмысленно. Проще обратиться к обзору первого аппарата, а еще лучше — прочитать отзывы о телефоне в нашем каталоге и пообщаться с группой фанатов, которые знают все достоинства и недостатки модели.
Если у вас уже есть iPhone, то вам крупно повезло (учитывая нынешние цены на аппараты). Менять свой телефон на iPhone 3G совершенно бессмысленно, особенно в ситуации, когда прошивку 2.0 можно установить и на старую версию.
Если вы новообращенный адепт и желаете приобрести iPhone 3G впервые (и не обращаете внимания на завышенную цену), то не ищите себе оправданий. Как показывает практика, люди, которые заинтересованы в iPhone изначально, как правило, остаются довольны.
В качестве явного недостатка модели 3G стоит выделить некоторую сырость второй прошивки, которая постепенно исправляется обновлениями.
Фото: Максим Малиновский
Благодарим интернет-магазин ViP MARKET за предоставленный на тесты телефон
Возможные замечания, уточнения и предложения направляйте по адресу stelmakh@onliner.by